Статья И. Гаспринского, опубликованная в газете «Переводчик-Терджиман» за 1884 г.
1884 — 8 марта, №8
Раздача сороковой части дохода и десятой части урожая всяких продуктов в пользу бедных и общества есть религиозная обязанность, возложенная исламом на каждого мусульманина1. Помимо этого, милостыня и щедрость составляют одно из условий мусульманства2. А между тем, на улицах и базарах повсеместно мы видим множество нищих, сирот и калек в самом плачевном состоянии, зябнущих зимой на морозе и не имеющих тени в летнюю жару. В пятничный день перед каждой мечетью собираются нищенствующие женщины, мужчины и дети. Заставив их прождать порядком на морозе или в жару, выходя из мечети, каждый из нас обязательно милостиво раздаст этим несчастным гроши и копейки. Просящие получают, о безмолвно страдающих [же] мы не ведаем. Кто бойчей, привычней, забирает много; кому-то ничего не достается из наших приношений. Больные не имеют пристанища, присмотра и лечения. Случается, что больной бедняк не знает и не имеет где прилечь, чтобы умереть!
Пожертвований, милостыни у нас много, непорядка в потреблении вовсе нет.
Что такое милостыня, пожертвование? Это помощь знающего незнающему, здорового больному, богатого бедному. Какую цель имеет милостыня?.. Получить награду от Аллаха… Нет, цель милостыни — помощь ближнему, а божественная награда за то — лишь последствие этого нашего деяния.
Несомненно, раздавать копейки шатающимся по базарам нищим и калекам – дело доброе, но оно недостаточно человечно, недостаточно гуманно. Этим путем мы легко оставляем без поддержки очень многих и развиваем тунеядство и лентяев. Что же делать, как помочь делу? Установлением хорошего порядка, призрения и помощи.
Для примера возьмем наш городок Бахчисарай. 3десь мы насчитали около 50 нищенствующих калек, идиотов, женщин и детей. На [худой] конец в Бахчисарае найдется до пяти тысяч мусульман и мусульманок, раздающих ежегодно не менее рубля милостыни. Это составляет пять тысяч руб[лей]. На эти деньги можно содержать весьма приличную богадельню с мужским, женским и детским отделениями с учителем при последнем. Чтобы собрать эти деньги в одну кассу и употребить с пользой, необходим известный порядок.
Каждый город, каждая волость могли бы из «обязательной милостыни» открыть свою богадельню. Нуждающиеся имели бы помощь, лентяи должны были бы работать, а сироты получали бы воспитание и необходимый присмотр.
Чтобы собирать деньги и расходовать их на подобное учреждение, необходимо учредить в каждом городе или волости местное благотворительное общество, имеющее надлежащий устав, законно составленный и утвержденный.
Милостыни у нас немало, надо употреблять ее разумно и целесообразно.
Как учреждать благотворительные общества, как составлять устав и прочее, мы поговорим в следующий раз; надеемся, что читатели наши заинтересуются этим добрым делом и подумают о нем.
1 Речь идет о закяте — обязательной милостыни, которую мусульмане выплачивают раз в году при определенных условиях.
2 Закят является одним из пяти столпов ислама.
comments powered by HyperComments