Перепечатывая материалы из газеты «Голос татар» за 1917 год, мы стремимся познакомить читателя с событиями тех лет, общественно-политической мыслью, настроением людей и их представлениями о настоящем и будущем. Тюрко-мусульманские народы координировали свою деятельность, выступали в защиту и поддержку друг друга, поэтому данный материал был опубликован на страницах крымскотатарской газеты почти 100 лет назад.
Граждане! На мою долю выпала высокая честь – высказаться перед настоящим Всероссийским Собранием от имени всех участвующих на Совещании мусульман, представляющих следующие демократические организации: 1) Всероссийский Мусульманский Совет, 2) Всероссийский Мусульманский Военный Совет, 3) Комитет Бакинских Мусульманских Общественных Организаций, выполняющий функции Закавказского Центрального Комитета, 4) Центральный Комитет Объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана, 5) Туркестанский Краевой Совет, 6) Крымский Мусульманский Исполнительный Комитет, 7) Башкирский Областной Совет.
Возникшие в революционный период и действуя почти во всех районах обширной России с мусульманским населением в 30 миллионов, означенные мусульманские демократические организации считают своим и правом, и долгом перед лицом Временного Правительства, революционной демократии и всех народов свободной России высказаться о волнующих мусульман чувствах, вызываемых событиями общегосударственной жизни в столь серьезный и ответственный момент. Обычно молчаливое, но всегда кричавшее в своем молчании многомиллионное мусульманство России находит нужным быть услышанным в настоящем высоком собрании не для того, чтобы заговорить о вопиявших о себе веками и вопиющих и ныне нуждах своих, не для того, чтобы сетовать на несоответствие роли мусульман в государственно-общественной жизни страны, а в полном сознании своего гражданского долга перед родиной, мусульмане возвышают свой голос, чтобы идти навстречу призыву гражданина Министра-Председателя, и на вопрос его: «Где же вы?» ответим: «Мы, мусульмане, были и остаемся на своем посту, на посту многомиллионной части Государства Российского, не уклоняющейся от выполнения своих обязанностей и требований Государства».
Едва показалось над Россией солнце свободы, как мусульманские народы сбросили с себя ненависть и с ликованием, надеждой на лучшую жизнь, стали в ряды самых горячих сторонников нового строя на демократических началах и не только сторонников, но и защитников олицетворяющего этот строй Временного Правительства, решив всемерно поддерживать все начинания народной верховной власти и идти по пути свободы вместе с революционной демократией.
Такое свое отношение к революционному Правительству, ко всем самоотверженным борцам великого переворота мусульмане проявили с первых же дней революции в своих резолюциях на Всероссийских и Краевых Съездах. Везде и всюду образовывая на демократических началах общественные и политические организации, мусульмане ставили и ставят во главу угла своих заданий и действий – незыблемое требование поддержания Правительства, укрепления и обороны завоеваний революции, свободы, равенства и братства.
И на призыв Министра-Председателя мусульмане открыто отвечают, что они будут продолжать идти по этому же пути, глубоко государственного характера, вне которого, по их пониманию, не представляется возможности спасения общего отечества, при создавшихся условиях переживаемой действительности.
Твердо уверовав, что этот именно путь приведет страну к торжеству революционной демократии всех народов Великой России и завершить саму революцию установлением и закреплением в стране государственно-общественного строя на строго демократических началах, мусульмане заявляют о полной поддержке Временного Правительства в борьбе с анархией и контрреволюционными попытками, откуда бы таковые не исходили. Такова исходная точка мусульман России. И пусть мусульмане, их чаяния и требования еще мало известны, пусть ужасы голода более других уже знакомы мусульманам, пусть еще вчера вся Россия была свидетельницей кошмарного истребления Семиречья, где до 83 тысяч вернувшихся из Китая на родину киргиз было истреблено… (неразборчиво. – Ред.) умерло от голода, пусть в Туркестане и Крыму явно нарушаются интересы мусульманского населения при распределении продовольствия, пусть то же население другой окраины, Кавказа, несправедливо, незаслуженно выставляется как преследующее какие-то репрессивные цели, пусть все это и многое другое имеет место, о чем не здесь говорить, но мусульмане сойдут с указанного пути в полной надежде на лучшее будущее, как залог торжества завоеваний великой русской революции. Из этого основного положения вытекает отношение мусульман к кардинальным вопросам переживаемого момента.
Величайшая мировая война, не знающая по ужасам своим себе примера, не поддающимся учетам жертвам людьми и средствами, ведя к катастрофическому развалу хозяйственно-экономическую жизнь страны, принимает все более грозный характер и грозит уже гибелью завоеваниям революции. Об участии мусульман в этой войне говорят полтора миллиона мусульман-воинов на фронте и добровольные полки кавказских мусульман, составляющие кавказскую туземную дивизию.
Не нам свидетельствовать об их подвигах в сомкнутых рядах храброго русского войска.
Не из боязни быть побежденными – величайшую в мире страну нельзя сломить, – но сугубо ужасные условия, созданные в стране павшим режимом, это страшное наследие деспотизма в образе продовольственной разрухи, начавшегося голода, финансового бедствия, обязывают нас, мусульман, единственно, во имя блага родины, сказать со всей революционной демократией: почетный мир без аннексий и контрибуции, на основах свободного самоопределения народов. Этот лозунг самоопределения народов мусульмане кладут в основание формы государственного устройства, оставляя разрешение вопросов до Учредительного Собрания, на котором они будут отстаивать для окраин федеративное устройство. Теперь же, во имя интересов революционного государства и лозунгов в революционной России, мусульмане выставляют необходимость осуществления национально-культурной автономии, провозглашенной на Всероссийском мусульманском Съезде. Касаясь вопроса об организации власти, мусульмане приветствуют коалиционный принцип, как единственно правильный, ибо лишь правительство, сорганизованное на этом принципе, в состоянии под идейным контролем всех живых сил страны создать порядок, всяческое общежитие и наипаче Государство. Касаясь организации власти на местах и проведения принципа децентрализации, совместного самоуправления и управления, с предоставлением всем местностям самой широкой самостоятельности, местных прав, мусульмане позволяют себе призвать правительство к более активным действиям в деле практического осуществления на местах этих начал. Так как от укрепления их на местах находится в тесной зависимости отношение ко всем начинаниям Временного Правительства со стороны местного населения, следующего проведения в жизнь объявленных Временным Правительством деклараций. Сказанное, в связи с необходимостью обязательного созыва Учредительного Собрания в указанный срок 27 ноября без новой отсрочки, лишь укрепит положение правительства, что так необходимо для выполнения действительно гигантской работы, выпавшей на долю Временного Правительства, и новая отсрочка созыва Учредительного Собрания не должна быть допущена именно потому, что на нем ожидается решение таких вопросов государственно-социальной жизни, как форма государственного устройства, аграрного и рабочего вопросов в интересах трудящихся классов. Пока же, в вопросах временного землепользования и арендной платы, установления размера рабочего дня, заработной платы и условий охраны труда, наконец, в вопросах переложения налогового бремени на имущие классы, Временное Правительство, не расстраивая производительных сил страны, должно твердо и неуклонно стоять на страже интересов трудящихся классов.
Мусульмане заявляют, что, стоя твердо на избранном ими пути, они также чувствуют в себе силу и волю к порядку, жертвам и труду, столь необходимых для укрепления и завершения завоеваний революции. Они уверены, что недалек день, когда свободная демократическая Россия осуществит у себя равенство и братство народов, в их числе и мусульманских, и тем явит миру небывалый в истории человечества пример уважения прав всех народов, приглашая к раскрепощению их на основах свободного самоопределения все европейские государства по отношению ко всем подчиненным им народам, в их числе мусульманским народам в Европе, Азии и Африке. И тогда мы восторженно в один голос воскликнем: Ex oriente lux! (С Востока свет! — Ред.)
comments powered by HyperComments