Курс валют USD 0 EUR 0

ДЖАДИДИСТСКАЯ РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ И. ГАСПРИНСКОГО

Комментариев: 0
Просмотров: 1 199

Зера САТТАРОВА, кандидат филологических наук

 

Одной из наиболее ярких страниц в истории национальной педагогики Российской империи явилась джадидистская реформа народного образования крымских татар. Это не было узко региональное движение. Оно стало интернациональным и охватило мусульманские регионы не только Российского государства, но и многие сопредельные территории, населенные тюркоязычными народами. В нем наиболее ярко отразилась та глубоко гуманная цель, которую преследовали крымскотатарские педагоги, стремившиеся вывести свой народ и все мусульманство на качественно новый уровень развития.

 

Джадидизм в переводе с арабского языка означает «новый метод». На ранних стадиях развития джадидизм возглавляется плеядой интеллектуалов поволжских татар, включая Шиабуддина Марджани (1818-1889), Абдул-Коюма Насыри (1824-1902), Хусаина Фаизхани (1828-1866) и др., а также А.Чернявского (1840-1897), автора первого учебного пособия по азербайджанскому языку, составленного в соответствии с фонетическими принципами. В 1882 году А.Чернявский напечатал в Тифлисе первый учебник для азербайджанских учащихся под названием «Ватан тили» («Родная речь»). Он неоднократно перерабатывался и, что показательно, выдержал семь изданий. После их блистательного начала руководство движением постепенно перешло в основном к крымским татарам, а именно — самому известному пропагандисту звукового (фонетического) метода, общепризнанному лидеру джадидизма, авторитетному методисту, автору нескольких учебных пособий и иной педагогической литературы, выдающемуся просветителю и гуманисту И. Гаспринскому (1851-1914).

И. Гаспринским были разработаны основы преобразования крымскотатарского начального образования, ставшего на несколько порядков выше национально-конфессиональных методов и педагогической практики так называемых «русско-туземных» начальных училищ. Широко используя современные ему достижения отечественной и зарубежной педагогической мысли, он создал методику, приспособленную для начальных школ крымских татар и других тюркоязычных народов Российской империи. Джадидизм явился альтернативой для господствующего долгое время в системе мусульманского образования «усул кадим» — то есть «старого метода». Методы между собой значительно различались. И. Гаспринский выделил несколько главных недостатков в старометодных мектебах: старый схоластический порядок ведения занятий; учение только механическому чтению арабских, религиозных текстов, которых совершенно не понимали учащиеся; применение так называемой системы слогового преподавания, когда отдельные буквы сливались в слоги, а потом слоги в слова; и, наконец, полное отсутствие контроля за уровнем успеваемости. В противовес этим замечаниям И. Гаспринский составил новый метод «усуль саутия» — «звуковой метод», когда каждой букве алфавита соответствовал определенный звук. Применявшийся в то время в тюркских языках арабский алфавит был крайне неудобен, так как он не имел букв, отражающих все звуки, которые существовали в тюркских языках. Например, согласные звуки [п], [г], [ж] не имели буквенного эквивалента, а восемь гласных звуков крымскотатарского языка в арабской графике выделялись тремя буквами. Но, с другой стороны, оказалась лишней «сложная» буква «ла», которую без труда можно было разложить по звукам с использованием уже имеющихся в алфавите «л» и «а».

И. Гаспринский о своем новом методе подробно описывает в брошюре «Что такое мектеб и новый метод?». Например, в параграфе «Что такое новый метод?» автор пишет: «Самые главные и важные правила так называемого нового метода заключаются в следующем: прием бывает только два раза в год и в определенные сроки… По новому методу, ново поступившему или новому отделению вся азбука сразу не показывается; например, показывается только а-б-н-т; они произносятся и называются и сейчас же пишутся. После показываются и пишутся другие начертания этих четырех букв (в тюркской азбуке иные буквы имеют два, иные три, а иные и четыре начертания). По усвоению указанного урока, начинаются упражнения, то есть из этих букв составляются некоторые слоги и слова, затем пишут их… Таким образом, показывая каждый день одну или две новые буквы и упражнения детям в чтении и письме, нужно продолжать до конца азбуки; дети в состоянии будут читать и писать всякие слова и выражения по-татарски. После этого можно перейти уже и к арабскому чтению, но только не начинать с Корана, а предварительно упражнять на примерах в чтении легких арабских слов. В 30-40 дней мектеб дойдет до этой степени. Мектеб не станет противным детям, напротив, у них появится охота и любовь к занятиям. Бить и наказывать не придется, ибо они каждый день будут понимать, и усваивать свои уроки. И с удовольствием будут ходить в мектеб. Когда же дети уже с умением читать и писать приступят к арабскому чтению, то можно будет начать с ними ильм — ухал, счисление и позже чистописание… Один раз в год в присутствии общества нужно устроить экзамен, где будет показан годовой успех… Главное в новом методе — начав с легкого, постепенно переходить к сложному».

Из этих строк можно сделать вывод, что новометодные мектебы во многом превосхо-дили старые.

Наглядным примером можно привести автобиографический рассказ Н. Челебиджихана (1885-1918) «Къарылгъачлар дуасы» («Молитва ласточек»), где показываются отрицательные черты «кадимий» мектебов, такие как заучивание наизусть Корана и других религиозных текстов, что считалось религиозными наставниками достаточным для достижения знаний. Заучивание наизусть, таким образом, подменяло понимание приобретенных всесторонних знаний. Более того, зубрежка велась с текста на арабском языке, что было особенно сложным для крымскотатарских детей, которые зачастую не имели навыка разговора на этом языке. При неисполнении данного задания учителя наказывали детей. Положительные черты новометодных мектебов: оформление классов (парты, доска и др.), введение в программу таких дисциплин, как география, арифметика, литература и др., которые заинтересовывают детей к познанию окружающего мира, а через детей родители тоже начинают интересоваться разными науками.

В январе 1884 г. И. Гаспринский открыл первое учебное заведение в Крыму, где преподавание велось с использованием нового метода. На страницах своей газеты он писал о том, что в бахчисарайском приходе Кайтаз ага открылся мектебе, где будет преподаваться «турецкая и арабская грамота, письмо, чтение, арифметика и правила веры». Курс обучения был рассчитан на два года. В мектебе принимались дети семилетнего возраста. Учебное заведение находилось под наблюдением муэдзина Махмуда-эфенди. Преподавать в школе стал сам И. Гаспринский, который в качестве учебного пособия начал использовать свой учебник «Ходжа-и-субъян» («Учитель детей»). Была установлена плата за обучение в размере одного рубля в месяц. Именно с этого события началась история распространения джадидизма в Крыму и в России.

И. Гаспринский ставил вопрос о том, что выигранное «время школьного возраста детей не следует даром растрачивать». Учитель высказывал реально осуществимую идею о продолжении обучения, в процессе которого давать именно те знания, которые могли бы пригодиться «и в практической жизни». После того, как учащиеся изучили основы родной грамоты и необходимый комплекс богословских предметов, просветитель предложил включить в программу дальнейшего обучения те предметы, которые способствовали бы решению проблемы профориентации, то есть изучению того или иного ремесла. И. Гаспринский писал: «Подумайте, разве это не хорошо? Бахчисарай первый дал пример и ход звуковому методу преподавания, дадим теперь первый пример и образ профессиональной школы, приноровленный к нашему быту и местным потребностям».

Вместе с обучением ремеслу он предлагал ввести в программы мектебов преподавание русского языка. В нем И. Гаспринский видел источник более глубоких знаний и широкие возможности дальнейшего продолжения обучения для крымскотатарских детей, вплоть до студенческой скамьи в одном из университетов страны.

Для преподавателей И.Гаспринским была подготовлена методическая рекомендация «Рехбер муаллимин яни муалимлер ёлдаши», знакомившая их с основами джадидистских принципов обучения. Методические рекомендации были направлены на то, чтобы развивать в крымскотатарских детях пытливость ума, будить живой интерес и жажду приобретения подлинно научных знаний, а главное было то, что обучение и воспитание рассматривались как единое целое, способное растить гармонически и всесторонне развитых людей.

Подготовка учительского корпуса в Бахчисарае осуществлялась следующим образом: мулла-учитель, который проявил такое желание, на протяжении нескольких недель или месяцев посещал лучшие в городе новометодные мектебы. На показательных занятиях и практике знакомился с основами джадидизма. Некоторые учителя заканчивали симферопольскую учительскую семинарию. Были случаи, когда учителя новометодных школ приобретали образование за границей, в частности, в Стамбуле. Все эти сведения показывают многообразие путей внедрения джадидизма в Крыму.

После затяжной борьбы за реформирование системы конфессионального обучения мусульман между джадидистами и учебной администрацией края Таврическое магометанское духовное правление опубликовало принципиально важный документ: «Программа и общие правила для крымскотатарских духовных татарских мектебе». Согласно этой программе, наиболее значимым достижением джадидистов было введение пункта, по которому преподавание во всех мектебе губернии должно вестись «по новому способу и новейшим учебникам».

Достижением джадидистов было привнесение пункта программы, согласно которому всякий дурной поступок или плохое поведение ученика наказывались более гуманными способами. Было недопустимо наказание розгами или иным физическим способом. В программу обучения входили следующие предметы: вероучения и религиозные догматы, правильное чтение Корана, история ислама, правописание, чистописание, начальная арифметика и толкование персидских слов. Тактическим поражением джадидистов было положение, которое не предусматривало изучения русского языка в мектебе. Необходимым было и упорядочение учебного процесса. Учебный процесс продолжался восемь месяцев в году. После экзаменов дети отпускались на лето домой. После окончания ученику выдавалось специальное свидетельство об окончании учебного заведения. Согласно «Программе и общим правилам для крымских духовных мектебе» помещения должны отвечать санитарно-гигиеническим нормам. С опубликованием в 1909 году этого документа в типографии И. Гаспринского можно говорить о том, что все мектебе Крыма одновременно превратились в новометодные. Джадидисты Крыма одержали убедительную победу в деле реформирования начальных национальных учебных заведений (несмотря на ряд важных уступок).

Для успешного распространения новых методов понадобилась принципиально новая учебная и методическая литература. Это была большая проблема. Учебные пособия, составленные И.Казасом для русско-татарских училищ, хоть и выдержали несколько изданий, но уже устарели и не во всем отвечали потребностям мусульманских мектебов. И. Гаспринским были написаны и изданы в типографии его газеты популярные учебные пособия, существенно облегчившие применение звуковых принципов обучения в национальных школах. Среди них необходимо отметить выдержавшие несколько изданий четыре выпуска учебника «Ходжа-и-субъян» — первый светский учебник для татарских учебных заведений; «Тарих Ислям» — священная история; «Течвид», предназначенный для правильного чтения сур Корана; «Сарф» — родная грамматика и др. Методы И. Гаспринского с успехом применялись не только в Крыму. С их использованием обучались дети в Волжской Татарии, Казахстане, Башкирии, Туркмении, Таджикистане, Узбекистане, Киргизстане, Азербайджане, Сибири и Турции.

Для обучения правильному и красивому почерку И.Гаспринский предлагал наборы дешевых каллиграфических тетрадей-прописей, которые широко использовались в печатных новометодных школах. «Способом наведения» они помогали учиться правильно писать арабской вязью. Для обучения крупному письму рекомендовали тетрадь «Слюс», а для мелкого — «Рик-а». Совершенствовать свое умение в написании персидских текстов помогала тетрадь «Тамек».

Составленный учебник русского языка для татар со сравнительной грамматикой Али-Чилеби Боданинского и Ходжи Ахмед-эфенди, «Полный русско-татарский словарь крымскотатарского наречия» Османа Заатова, изданный в Симферополе в 1906 году (словарь заключает в себе наиболее употребительные слова и состоит из 120 страниц), статьи А.-С.Айвазова, посвященные проблемам орфографии крымскотатарского языка, культуре и литературе русского народа, переводы О.Акчокраклы («Переводы из Крылова» — «Крыловдан он къыссе») и др. работы внесли большой вклад в развитие крымскотатарской педагогики.

Методы И. Гаспринского относятся к золотому фонду педагогики. Без сомнения, они с полным правом могут быть поставлены в один ряд с трудами выдающихся педагогов эпохи. Его педагогические идеи во многом помогут более объемно отразить проблемы развития многонациональной культуры Крыма конца XIX — начала XX века. Заслуги И. Гаспринского как лидера и пропагандиста прогрессивного педагогического движения, вошедшего в историю науки под названием «джадидизм», известны не только в Крыму, но и далеко за его пределами. В заключение приведем пример из хадиса, передающий слова пророка, но по содержанию близкий народной мудрости, к которой не раз обращался И. Гаспринский в своей творческой деятельности: «Один день, проведенный на страже народного интереса, угоднее Аллаху, чем сорок дней поста и сорок ночей молитвы».

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог


Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/users/a/awebo/domains/goloskrimanew.ru/wp-content/themes/gk/sidebar-single_npaper.php on line 65