Сеит Джелил Хаттатов, Асан Сабри Айвазов, Номан Челебиджихан и Джафер Сейдамет
(Начало в №№17, 19, 21)
Вернувшись в Крым из Одессы, новоизбранный муфтий Номан Челебиджихан и его товарищи — Джафер Сейдамет, Амет Озенбашлы и Халиль Чапчакчи — немедленно самым активным образом включились в работу Временного крымско-мусульманского исполнительного комитета (ВКМИК). Круг вопросов, вставших перед молодыми лидерами национального движения, был весьма широк — от создания сети низовых организаций ВКМИК в городах и селах и полуострова, созыва съезда крымскотатарских учителей и реформирования национального образования до поддержки нарождающихся женских организаций.
Вакуфный вопрос
В скором времени комитет получил признание со стороны официального Петрограда.
«При встрече с Челебиджиханом узнал, что от Временного правительства получены официальные документы, удостоверяющие его избрание муфтием, а меня председателем вакуфной комиссии. Теперь наше положение стало юридически обоснованным. Это имело большое значение для провинциальной власти. Несмотря на то, что мы были единодушно избраны народом, отношения с ними были прохладными. Временами они даже не признавали нас. Мы не придавали этому значения. Больше всего нас занимали народные и национальные дела, ход революции в центре… Наша основная идея была в утверждении национального единства, развитии в деле обретения национальных прав и усилении влияния на политическую судьбу Крыма», — вспоминал по этому поводу Дж.Сейдамет.
Будучи избранным Всекрымским мусульманским съездом председателем вакуфной комиссии, Джафер Сейдамет нес ответственность за одно из самых важных направлений деятельности ВКМИК. Доходы с вакуфных земель и капиталов обеспечивали деятельность мусульманского духовного управления, работу мечетей и медресе. С 1885 года управление крымскими вакуфами находилось в руках подчиненной МВД особой комиссии, которая возглавлялась светскими чиновниками.
Эта комиссия размещалась в Симферополе на углу Кантарной (современная ул. Чехова) и Караимской улиц — там же, где находилось Таврическое магометанское духовное правление. Согласно Памятной книжке Таврической губернии, к началу 1917 года во главе комиссии стоял исполняющий дел председателя статский советник Сергей Плаксин, также членами комиссии являлись статский советник Александр Шацило и коллежский советник Яков Андроников. Мусульманское духовенство было представлено в комиссии имамом-хатипом соборной мечети прихода Аджи-Куртий г.Симферополя — Бекиром Эфенди Абийбулла Эфенди оглу и имамом соборной мечети деревни Даир (сегодня село Лесноселье Симферопольского района) — Абдураманом Абдуль Керим Эфенди оглу. Работали в комиссии делопроизводитель, коллежский секретарь Василий Городков и бухгалтер, коллежский регистратор Федор Передерий.
В своих мемуарах Джафер Сейдамет не без явного удовольствия описывает, как явившись в вакуфную комиссию, он объявил ее руководителю об увольнении и, выдав тому соответствующую бумагу, вежливо проводил до дверей помещения.
«В конце 1910 года, когда в брошюре «Угнетение татарского народа в ХХ веке» я писал о проблеме лишения нас управления вакуфами, этого дня я не мог представить себе даже в мечтах», — отмечает он.
По мнению Сейдамета, самым ценным результатом работы его предшественников являлось то, что все вакуфные земли были нанесены на карту полуострова. В своих мемуарах он отмечает, что его приоритетом на посту председателя вакуфной комиссии было обеспечение пользования этими землями бедных слоев крымскотатарского крестьянства, которое тогда чрезвычайно страдало от безземелья. Взяв бразды правления в свои руки, он направил отделениям ВКМИК на местах директиву, чтобы те, приняв управление вакуфами на себя, передали землю в аренду особо нуждающимся селянам.
Дискуссии о реформировании управления вакуфами шли до этого в Крыму на протяжении многих десятилетий. Теперь Н.Челебиджихан и Д.Сейдамет получили возможность провести реальные преобразования и использовали их для того, чтобы направить вакуфные доходы на развитие национального образования и решение социальных вопросов. Вместе с тем, их действия не могли не вызывать недовольства части консервативно настроенного мусульманского духовенства, которое теряло свои привычные доходы.
Важный законопроект
Проводя изменения явочным порядком, лидеры крымских татар нуждались в их законодательном закреплении. Уже весной 1917 года (скорее всего в апреле) Номан Челебиджихан и Джафер Сейдамет обратились с пространной телеграммой в адрес министра-председателя Временного правительства князя Львова (ее текст опубликован в сборнике документов «Конфессиональная политика Временного правительства России», изданном в 2017 году в Москве). В ней они информировали власти о решениях, принятых на Всекрымском мусульманском съезде 25 марта 1917 г., который провозгласил вакуфы национальным достоянием крымских татар и постановил, что отныне управление ими должно осуществляться самим народом.
«Юридическое предназначение вакуфов вытекает из свойств мусульманской религии — шариата, для которой вакуфы должны служить исключительно общественным и религиозно-просветительным целям народа», — отмечали Н.Челебиджихан и Д.Сейдамет в своем послании главе российского правительства.
Отмечая, что «исторические условия, среди которых приходилось жить крымским татарам», не способствовали сохранению вакуфов как источника средств для содержания школ, мечетей, они так излагали свою позицию на прошлое и настоящее народного состояния:
«…Духовные вожди крымских татар были бессильны в борьбе с этими историческими условиями. Понятие о специальном предназначении вакуфных имуществ не всегда ими сознавалось, чаще же всего в своих личных интересах духовные лица стушевывали общественный характер вакуфов. Старая правительственная власть, сознавая, что разруха в этой области идет слишком далеко, решила Правилами 28 февраля 1885 г. образовать Временную Вакуфную комиссию с целью выяснить действительное количество вакуфной земли и упорядочить ее эксплуатацию, признав этим самым особый характер и предназначение вакуфных имуществ. Однако Временная Вакуфная комиссия, просуществовав более 30 лет, не только не способствовала действительному собиранию и устроению вакуфной земли, но, наоборот, ее деятельность представляется крымским татарам особенно расточительной и вовсе не защищающей национальных интересов крымских татар. Так, например, вакуфные земли в большом количестве, без особой к тому надобности, распродались разным лицам с явными нарушениями закона, и это делалось тогда, когда недостаток земли у крымских татар особенно остро чувствовался. Безземелье и полное экономическое разорение вынудило в свое время многих татар эмигрировать из Крыма. Ясно, что старая власть распыляла национальные богатства, долженствовавшие служить духовно-просветительным нуждам крымских татар. Вакуфная комиссия была учреждением вовсе не работоспособным и ввиду того, что она состояла из членов по назначению, связанных в своих действиях необходимостью обращаться в Министерство внутренних дел за санкцией по крайне незначительным делам. Министерство внутренних дел, централизуя власть в своих руках, часто невероятно злоупотребляла ею, нарушая Положение о временных правилах об управлении и заведовании вакуфными имуществами Таврической губернии там, где ему это было выгодно. Временный крымско-мусульманский исполнителный комитет, считая своею обязанностью немедленно осуществить волю крымскотатарского народа, принял в свое заведование и управление все вакуфные земли в Крыму. Исполнительный комитет убежден, что Временное правительство, поставившее своей целью признавать и поддерживать права всех народов, населяющих Россию, пойдет навстречу этим вполне законным требованиям крымских татар и особым декретом немедленно распорядится о возвращении крымскому народу его национальных капиталов, состоящих в Государственном казначействе».
Уже 11 мая 1917 г. «Вестник Временного правительства» среди различных административных известий опубликовал сообщение о том, что Министерством внутренних дел разработан и представлен правительству законопроект о находящихся в Крыму вакуфах. Разработчики этого законопроекта шли навстречу требованиям лидеров крымских татар. Учрежденная в 1885 г. Вакуфная комиссия должна была быть упразднена, а находившаяся в ее ведении недвижимость и вакуфные капиталы существующих и упраздненных мусульманских духовных учреждений предполагалось «признать собственностью мусульман названной губернии, предназначенной для удовлетворения религиозных, просветительных и общественных нужд местнаго мусульманскаго населения». Заведование этим имуществом предлагалось возложить «на временный крымско-мусульманский исполнительный комитет, в составе лиц, избранных съездом представителей крымских татар, состоявшимся в гор. Симферополе 25-го марта тек. года».
Согласно законопроекту, комитет получал право управлять вакуфным имуществом и распоряжаться поступающими от него доходами с соблюдением условий, определенных актами об учреждении отдельных вакуфов, которые могли быть изменены лишь с согласия жертвователей. ВКМИК должен был разработать и представить правительству новое положение о новых органах, заведующих вакуфами.
Надо заметить, что в первые месяцы своей деятельности Временное правительство проделало большую работу по либерализации российского законодательства, предоставлению населению бывшей империи различных прав и свобод. Очевидно, в рамках этой логики происходила разработка данного законопроекта, необходимость в котором возникла в связи с вопросами, поднимаемыми крымскотатарской общественностью.
Как отмечает составитель сборника «Конфессиональная политика Временного правительства России», этот законопроект, разработанный МВД, был 24 мая рассмотрен на совещании товарищей (заместителей) министров Временного правительства и направлен в Министерство юстиции «на предварительное заключение». Однако принять закон о крымских вакуфных имуществах Временное правительство так до конца своего существования и не сумело.
Политическая и социальная обстановка в России в течение 1917 года, чем дальше, тем больше ухудшалась. И для конструктивной деятельности у органов власти оставалось все меньше возможностей, а помыслы многих государственных мужей, чем дальше, тем больше склонялись к идеям установления военной диктатуры, а не демократизации.
На фоне тревожных известий, приходивших с фронта, экономических неурядиц и проблем с продовольствием в тылу, сообщений о волнениях и столкновениях в столице, нарастающих центробежных тенденциях на окраинах Российского государства (прежде всего в Финляндии и Украине), крымские татарские лидеры озаботились вопросом создания национальных воинских частей для поддержания и сохранения порядка в Крыму. Этот вопрос стал одной из главных причин острого конфликта ВКМИК с губернскими властями.
(Продолжение следует.)
comments powered by HyperComments