Курс валют USD 0 EUR 0

Фрагменты из истории крымскотатарской печати

Комментариев: 0
Просмотров: 778

Эльдар Сеитбекиров

фрагменты из истории

Развитие цивилизации привело к созданию СМИ. Высокая ступень общественного развития немыслима без информированного общества. Ясность целей и задач сорганизует народ, приводя его в движение в заданном направлении. Роль, отводимая СМИ в этих процессах, просто неоценима. Существуют различные концепции СМИ, начиная от подцензурных и заканчивая либертарианской, т.е. полностью свободной. Но во всей этой массе концепций часто применяется принцип специального отбора информации и способа его подачи для внесения в сознание членов общества определенных идей, что тем самым побудит его двигаться в заданном направлении. Редко когда СМИ в нашей отечественной истории существовали вне политической системы, вели свободную самостоятельную информационную политику (короткие периоды – как исключение). Оказываясь в орбите государственных интересов, они становились проводниками идей правящей элиты. И только гибкость отдельных редакторов позволяла соблюдать баланс интересов на страницах изданий порой антагонистических слоев общества.

Что касается истории крымскотатарской печати, то она требует кропотливого изучения и всестороннего осмысления. Находясь в рамках жесткого законодательства, она главным образом играла культурно-просветительскую роль. Только начальные периоды революционных лет активизировали их свободную политическую направленность, но с развитием событий и установлением твердой власти часть из них прекращала существование, уступая место новым изданиям, санкционированным сверху.

Требуют переиздания отдельными сборниками материалы газеты «Терджиман». Они не известны широкому кругу крымскотатарских читателей. Публикации на основе арабицы не доступны даже массе исследователей. Транслитерация их на кириллицу или латиницу открыла бы широкий доступ к культурному наследию, а перевод на русский язык способствовал бы обогащению крымскотатарской историографии очень быстрыми темпами.

О газете «Ветан хадими» больше знаем из чьих-то комментариев, повторяя их из года в год. А вот оригинальных материалов нет, исследователями выявлено всего лишь несколько номеров, сохранившихся в архивах. Пожелаем им удачи, в частности профессору Исмаилу Керимову, в дальнейших поисках издания.

Короткий период существования газеты «Голос татар», всего лишь полгода в 1917 г., содержит существенный пласт истории крымскотатарского национального движения в момент демократических процессов. В газете «Голос Крыма new» переизданы отдельные материалы, полностью номера до сих пор никем не выявлены и не опубликованы.

Касаясь работы крымскотатарских СМИ в социалистический период, особенно на заре советской власти, они представляют большой интерес, в первую очередь тем, что в них отражены шаги по формированию крымскотатарской государственности в рамках Крымской АССР. Наиважнейшую роль в новом государстве играла идеология, в ее формировании у населения значительное место отводилось СМИ.

Как отмечают специалисты, «идеологическая функция СМИ проявляется и в их способности создавать, распространять, мотивировать и в известной мере охранять социальные ценности государства и общества. Они играют существенную роль в формировании у личности, социальной группы определенных политических, правовых, нравственных позиций».

Исходя из партийных и государственных интересов, большевики создали крымскотатарские газеты: сначала «Ени дунья» («Новый мир»), затем молодежную «Яш къувет» («Юная сила»). По мере укрепления власти налаживался регулярный выпуск газет.

В целях приближения газеты к массам, популяризации мероприятий и постановлений компартии и советской власти было привлечено большое число корреспондентов из рабочих и крестьян с мест. На страницах «Ени дунья» освещались политэкономические, культурно-просветительные вопросы, те или иные мероприятия и постановления советской власти. В газете имелись разделы: партийный, рабочий, крестьянский, народного образования, профессиональный, литературный и другие.

Вопросы развития СМИ и воздействие через них на крымскотатарское население находилось в постоянном поле зрения властей. Так, например, ответственные за них крымскотатарские коммунисты на своем заседании Татбюро от 20.11 1923 г. с участием В. Ибраимова, У. Ибрагимова, О. Дерен-Айерлы, Меметова, Касимова и др. рассмотрели доклад  секретаря Татсекции Джанкойского Окружкома тов.Касимова, который информировал: «совершенно отсутствует продажа и подписка в Джанкойском округе на газету «Новый мир» среди татарского населения, но принимая сильную жажду к чтению, необходимо усилить платное распространение газеты среди татар, доведя количество подписчиков максимум до 100 человек». В результате обсуждения было принято решение:

«О газете «Новый мир» в связи с критическим положением, угрожающем закрытию газеты.

  1. Признать закрытие газеты ни в коем случае недопустимым.
  2. Просить ОК партии провести через Совнарком имеющийся дефицит по содержанию газеты по госорганам, близко соприкасающимся с татарским населением. В первую очередь Наркомзем, Крымсельсоюз, Таткоп, Сельхозбанк, Крымсоюз и др.
  3. Просить через ОК Совнарком внести изменение в декрет об обязательной подписке на газету «Красный Крым», обязав татарское население вместо газеты « Красный Крым» подписываться на газету «Новый мир».
  4. Просить ОК дать указания Совнаркому и всем хозорганам об обязательном размещении в татарской газете всех постановлений, декретов, инструкций и объявлений, исходящих из повседневной работы.
  5. Обязать всех ответственных работников-татар в порядке партдисциплины участвовать в сотрудничестве и распространении среди татарского населения газеты «Новый мир».

Помимо классических газет, издавались так называемые «Стенные газеты» на крымскотатарском языке. Известны таковые при рабочих клубах в Симферополе (Дом просвещения), Феодосии (клуб Местран), Евпатории (при клубах Горняков, Строителей и красных уголках Местран и Работпрос). Они впервые стали выпускаться в связи с годовщиной того или иного революционного праздника или какой-либо исторической даты, постепенно переходя в регулярные выпуски. «Эти газеты по технике, внешнему виду и содержанию, оставляют желать много лучшего, но по материалам и замыслу недалеко отступают от стенных газет на других языках».

Несмотря на полную подконтрольность СМИ при советском режиме, все же между отдельными изданиями могли происходить разногласия. Зависело это, в том числе, и от контингента авторов, группирующихся вокруг редакции. По этому поводу летели головы и вина возлагалась обычно на тех, чья политическая карьера подходила к закату.

«Отсутствие твердой коммунистической линии в направлении газеты «Ени дунья», создавшиеся разногласия в партийной печати, выразившиеся в полемиках между «Яш къувет» и «Ени дунья», нельзя оправдать с точки зрения партийной этики и дисциплины никакими мотивами».

По мере укрепления советского государства укреплялась и ее печать. По замыслу его архитекторов гражданин не должен был оставаться наедине со своими мыслями. На все вопросы он должен был находить ответы в идеологически выверенной советской печати. В этой связи неудивительны такие решения: «Принять меры к созданию партийной литературы на татарском языке и улучшить всесторонне партийную газету «Новый мир», принять меры для записи абонентов газеты и коллективное участие в газете всех партработников-татар и принять всякие меры к улучшению партийной печати на татарском языке. Считать ежедневный выпуск и увеличение тиража газеты «Новый мир» до 2000 экземпляров необходимым».

Циркуляры по работе среди крымскотатарского населения вырабатывались в Крымском обкоме РКП(б). На расширение читательской аудитории работала государственная машина. К сотрудничеству в партийной печати старались привлечь и беспартийных деятелей, интеллигенцию, пользующуюся большим авторитетом у крымскотатарского населения. Тому подтверждение найденный архивный документ такого содержания:

«Дорогой товарищ Одабаш!

Издающаяся в Крыму почти единственная татарская газета «Ени дунья», орган Татбюро ОК РКП(б), из-за неучастия в ее сотрудничестве работников-татар, могущих принимать таковое, принуждена до последнего времени выходить без активного участия всех работников-татар, что совершено не допустимо. Вышеуказанная халатность видна со стороны товарищей в деле распространения газеты среди населения. Таким образом, газета среди населения Крыма должным образом не распространяется, число подписчиков не увеличивается, что ухудшает материальное положение газеты, которой угрожает опасность закрытия.

Татбюро ОК, указывая на вышеизложенное , просит Вас принять активное участие в сотрудничестве в органе Татбюро, газете «Ени дунья», состоять ее подписчиком, а также принять меры к привлечению широкой массы к подписке на газету…

С коммунистическим приветом,

Секретарь Татбюро и редактор газеты».

 

Как видим, движущееся вперед время, происходящая смена правителей и государств не меняют сути проблем, оставляя их решать все новым и новым поколениям.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог