Сафие АБДУРАМАНОВА, аспирант КИПУ
Целью статьи является изучение материалов газеты «Терджиман» как источника для составления целостной картины о насущных проблемах крымских татар, которые, наравне с глобальными вопросами политики и просвещения, не были чужды редактору и поднимались в каждом номере газеты. В данном исследовании рассмотрен ряд статей периодического издания «Терджиман», посвященных бытовой и культурной жизни, уровню научно-технического прогресса, сельскому хозяйству, досугу городских и сельских жителей.
На сегодняшний день по материалам газеты «Терджиман» имеется большое количество статей и в меньшей степени монографий. Исследователи обращаются к газете, раскрывая вопросы жанров публикаций, эмиграции и социального положения крымских татар, вопросов духовенства и просвещения и пр. Необходимо отметить весьма ценный труд Керимова И.А. «Гаспринскийнинъ джанлы тарихы». По материалам газеты «Терджиман» 1883-1914», в котором автор транслитерировал и перевел на русский язык арабографичные статьи из газеты, введя в научный оборот труднодоступный пласт информации.
Значение первой крымскотатарской газеты невозможно переоценить: она стала своеобразной энциклопедией социокультурной жизни крымских татар конца XIX — начала XX в., издавалась на русском и крымскотатарском языках, 10 апреля 1883 г. в Бахчисарае вышел в свет первый номер газеты «Терджиман» («Переводчик»). Основатель газеты и редактор Исмаил Гаспринский обратился к читателям со словами: «Приступая к делу во имя Аллаха, беремся за перо, чтобы служить правде и просвещению». Издатель и автор большинства статей, кроме вопросов общественно-политической и экономической жизни мусульман России, уделял значительное внимание вопросам сельского хозяйства, светской жизни, медицины, воспитания, благотворительности, развития науки. Особое внимание И. Гаспринского было обращено на различные аспекты жизни родного города: новости о Бахчисарае помещались на страницах практически каждого номера газеты. О ее несомненной популярности говорит тот факт, что из еженедельной она превратилась в ежедневную.
Широкая тематика статей привлекала людей различного социального статуса, что подтверждают отзывы читателей, присылавших в редакцию благодарственные письма и даже стихи в честь газеты. Наиболее интересные редактор помещал на страницах издания.
На основании проведенной работы мы предлагаем следующую тематическую классификацию статей: сельское хозяйство; криминальная хроника и вопросы нравственности; практические советы и гигиена; научно-технический прогресс, товары и услуги; благоустройство и светская жизнь Бахчисарая.
Вопросы сельского хозяйства Крыма и занятости крымскотатарского населения особенно волновали издателя. В результате проводимой политики обезземеливания и последующих эмиграций экономике Крыма был нанесен большой урон. Российским правительством предпринимались попытки возрождения сельского хозяйства. Так, в 1883 г. свою деятельность в России начал Крестьянский поземельный банк, имевший филиал и в Симферополе. Банк предоставлял процентные ссуды крестьянам для покупки или аренды земельных угодий, о чем неоднократно встречаем сведения на страницах газеты: «Общество татар одной из деревень Симферопольского уезда, покупая 776 десятин земли у адмирала Барановскаго, хлопочат о ссуде из банка. Отмечаем с удовольствием, что управление отделения с полной готовностью дает просителям все необходимые указания и разъяснения, чтобы они могли обходиться без всяких посредников и адвокатов, коих банк принимает далеко неохотно».
Редактора газеты тревожило низкое материальное положение крымских татар. В стать-ях он всячески старался возбудить интерес к внедрению прогрессивных форм ведения хозяйства. Неоднократно встречаются небольшие заметки о крымских татарах, которые, вос-пользовавшись услугами банка, арендовали земли в деревнях Айтуган Перекопского уезда, Мамак Симферопольского уезда, Бозаджи-Кисек Зуйской волости, Бодрак Мангушской волости и т. д. Исмаил Гаспринский пишет: «Нельзя не радоваться, что среди татар распространяются сведения о Крестьянском поземельном банке <…> В Крыму немало безземельных татар, но слава Богу, немало и земель, кои могли бы послужить также для заселения их этими бедняками». Также автор обращает внимание на бесхозные и не прино-сящие дохода вакуфные земли, которыми могли бы воспользоваться беднейшие слои населения. Одним из крупных землевладельцев конца XIX в. был крымский татарин Мустафа Мирза Ширинский, отдававший в аренду под табак земли в деревнях Мирза-Кой, Бу-рундук и Тана-кельди Феодосийского уезда. Также встречается имя Сулеймана Мурзы Аирчинского, который владел землями в дер. Чавкачды Перекопского уезда. Он продавал сено, солому, принимал на выпас крупный и мелкий рогатый скот.
Вопросами садоводства в Крыму занимался Симферопольский отдел Российского общества садоводства, основанный в 1883 г. Достижения крымских садоводов демонстрировались на сельскохозяйственных выставках Крыма. Гаспринский с удовольствием отмечал конкурентоспособность крымского земледелия, призывал крымских татар приобретать посевной материал и поднимать благосостояние своих семей. Одной из развитых отраслей сельского хозяйства в Крыму в рассматриваемый период было табаководство. Самым качественным являлся южнобережный табак, который продавался дороже, чем байдарский, бахчисарайский, феодосийский и коккозский. В феврале 1887 года Министерством государственных имуществ было принято решение о развитии и поощрении табаководства в России, а для плантаторов предоставлялись ссуды и различная помощь. Симферопольскому отделу общества садоводства было поручено провести в Крыму опыты по разведению американского и гаванского табака: раздать всем желающим бесплатно семена и позже собрать сведения об урожае. Также предлагалось получить семена особого ароматического табака сорта «дюбек».
В обширной статье «О хлопке» Исмаил Гаспринский призывает мусульманское население Крыма разводить хлопок, так как это считалось весьма доходным делом; дает ценные советы по выбору почв, а также подробно излагает технологию посадки и ухода за саженцами.
Значительные доходы крымчанам приносили фруктовые сады и виноградники в долинах Качи, Альмы и Бельбека, урожай которых зачастую выкупался заблаговременно и оптом московскими купцами. Особенно пользовались спросом знаменитые крымские яблоки, которые с 1898 г. экспортировались даже в Гамбург. В садах «Джеваир», «Малый Джеваир» и «Сарай-Бахча» (дер. Актачи) крупного землевладельца Н. Ревелиоти помимо яблок выращивали крупный кизил. Одной из статей дохода крымчан был сбор грецкого ореха и лесного фундука, который массово произрастал в районе Карасубазара. В урожайные годы собирали по 40-50 тысяч пудов. Редактор помещал в газете советы, как ухаживать за садом, бороться с вредителями, прививать груши и яблони.
Статьи, касающиеся вопросов воспитания, обычаев, законопослушания, объединены в разделе «Криминальная хроника и вопросы нравственности». Особенно четко здесь прослеживается отношение И. Гаспринского к поднимаемой проблеме, предлагаются пути решения. Так, автора потрясла история о бахчисарайском нищем Ягъя Ахае, который умер от истощения. Редактор с возмущением обращается к сыну и брату умершего, которые проживали в дер. Кикенеиз Ялтинского уезда, со словами: «Какой стыд! Какой грех! Господин сын, не был ли этот бедняк вашим отцом? Не обязаны ли вы ему чем-либо?». В фельетоне «Кое о чем» И. Гаспринский весьма загадочным тоном рассказывает о том, что спокойный и мирный Бахчисарай переполошила стамбульская кокетка, «правда, не первой молодости, но все-таки все пошло кувырком, кувырком».
Беспокойство вызывали случаи преступлений среди крымских татар. На страницах газеты Хатиб Аджи Абибулла сообщал о том, что на татарской свадьбе в дер. Айвасиль ранили двух человек, а в дер. Дерекой тоже на свадьбе выбросили двух людей с балкона. Очень сильно взволновал жителей Бахчисарая случай самоубийства молодой караимки и исчезновение другой из почтенного семейства. Все караимское общество города принялось искать девушку, которая, по слухам, просто сбежала с любимым человеком. Редактор по этому поводу пишет: «Если это верно, то остается лишь сказать – о, молодость, молодость и пожелать счастливой жизни… Как бы то ни было, караимское общество сильно заинтриговано этим весьма редким между ними случаем». Вызывает интерес заметка о молодом татарине и караимке, которые полюбили друг друга и поженились. По словам редактора, это был первый случай женитьбы мусульманина на караимке. Уже через год газета сообщала о пятом подобном браке.
В январе 1887 года бахчисарайское общество потряс случай: была обманута порядочная женщина, которую заманил муж соседки в свой дом. «Очень подло и весьма нахально», — пишет редактор. Далее он помещает обстоятельную статью-разъяснение о наказании со стороны шариата за похищение девушек и замужних женщин.
Вызывает интерес отношение И. Гаспринского к богатому крымскому татарину, который воспользовался влюбленностью бедной девушки, откупившись от нее богатым подарком и деньгами: «Все люди грешны: каждый может сделать ошибку, но необходимо осознать ее и искренне раскаяться, чтобы не повторить вновь».
В XIX в. среди молодых крымских татар стал популярен такой способ заработка, как сопровождение пожилых женщин-путешественниц по лесным и горным тропам. И. Гаспринский посвятил этому позорному явлению целую статью «Ялтинские альфонсы». Автор категорично осуждает подобное поведение: «Общество должно презирать и отвернуться от них. Берегитесь, господа, нечестного пути». Также редактор с укором пишет о распространении среди мусульман тяги к водке и картам, призывая родителей и общество бороться с этим пороком, содействовать открытию кофеен или чайных домов и запрещать открытие кабаков, где «вместо человеческой речи заговоришь по-скотски».
В разделе «Практические советы и гигиена» объединены заметки, касающиеся ведения домашнего хозяйства, методов гигиены и профилактики различных заболеваний, а также реклама различных медицинских средств. Данная тематика была интересна широким слоям населения, привлекала читателей обоего пола и разного возраста. И. Гаспринский сообщал о распространении дифтерита и настойчиво рекомендовал местной врачебной управе ознакомить население с мерами предосторожности и лечения. Читатели знакомились с последними достижениями медицины, современными способами лечения чесотки, коклюша, укусов змей. Также здесь можно было узнать о первой медицинской помощи при ударе молнией и лечении бешенства чесноком. В газете печатали эффективные рецепты авторитетных европейских врачей от простуды, ревматизма и лихорадки, рекомендовали современные медицинские препараты и гигиенические средства. В статье «Береженого Бог бережет» говорится о необходимости внимательного отношения к здоровью. Автор рекомендует тщательно соблюдать меры предосторожности, чистоту в доме и употреблять чистую воду.
На страницах газеты помещались краткие заметки-советы: как очистить и покрасить шелковую ткань; как отбелить пожелтевшее белье; как определить воду в молоке; как ис-требить земляных червей и т.п.
В раздел «Научно-технический прогресс, товары и услуги» отнесены реклама и сообщения о технических новшествах. С большим энтузиазмом И. Гаспринский пишет о приобретении типографией новой скоропечатной машинки; о развитии транспорта на примере паломничества в Мекку и Медину («50 лет назад крымские хаджи совершали свое путешествие в Мекку в полтора или два года, ныне они возвращаются в пять месяцев»); о запуске в 1888 г. по Лозово-Севастопольской железной дороге курьерских поездов. Также встречаем его рассуждения о необходимости экономического развития мусульман, поддержки ремесленного производства, устройстве сельскохозяйственных и ремесленных школ.
Реклама различных товаров позволяет составить целостную картину потребностей местного населения, а также выявить имена местных производителей и продавцов. Так, разнообразные косметические средства доктора Иванова в Бахчисарае можно было приобрести только в лавке крымского татарина Афуза на Соган Базаре, муку различных сортов, отруби и лучший керосин — на складе К.А. Мустаки у Ашлыкъ-базара.
В морских портах устраивали аукционы и продавали конфискованные таможней товары: турецкие фесы и плетеные кисти к ним, шелковые, шерстяные, хлопковые ткани и платки, английскую листовую сталь, сухофрукты и многое другое. Среди владельцев гостиничного и ресторанного бизнеса также встречаются крымскотатарские имена: держатель гостиницы «Ялта» в Симферополе Аджи Осман Аджиев, владелец кофейни в Севастополе Сулейман Эфенди, хозяин мануфактурного магазина в Ялте Мустафа Аметов.
Большое количество статей И. Гаспринский посвятил освещению различных сторон жизни Бахчисарая. Вопросам благоустройства города редактор уделял особое внимание. Он давал ценные советы по профилактике эпидемии холеры, очистке русла р. Чурук-Су, местных базаров и общественных туалетов, вывозу мусора, закупке дезинфекционных средств. Нередко на страницах газеты поднимались вопросы деятельности Городской управы и полиции (ремонт дорог и тротуаров, строительство новых общественных зданий, благотворительная деятельность, благоустройство кладбищ). Особый интерес, на наш взгляд, вызывает большая статья «Губернская архивная комиссия» — о сборе архивной комиссией предметов татарской старины. Редактор призывает каждого принять участие в формировании коллекции такими словами: «Всякий, сочувствующий целям этой комиссии, может принять участие в его трудах и лично. Дело архивной комиссии — дело общего интереса». В критической статье «Бахчисарай» речь идет о том, что Городская дума решила сократить расходы бюджета за счет сокращения единственной женщины-врача в городе. Редактор дает негативную оценку этому факту. Уже в следующем году, благодаря деятельности городского головы Мустафы Мурзы Давидовича, в городе был открыт приемный покой с бесплатными лекарствами, что стало существенной помощью беднейшей части населения. Ярким событием городской жизни в мае 1894 г. стало проведение цехового праздника решетников и кожевников, который по древнему обычаю проводится раз в 25 лет. Также на страницах газеты встречаются заметки о проведении концертов, спектаклей городского театра и любительских постановок, что, по словам издателя, «свидетельствует о народившейся потребности татар в подобных развлечениях».
Вывод. Первая русско-крымскотатарская мусульманская газета Российской империи играла важную роль в просвещении мусульман Крыма, была востребованной и необходимой для различных слоев населения, имела широкую популярность далеко за пределами Российской империи. Включая в себя огромный пласт разнородной информации, газета «Терджиман» по сей день является уникальным источником для изучения жизни общества конца XIX — начала XX в. Газетные статьи представляют собой не простую констатацию фактов, а включают глубокий авторский анализ событий и явлений: редактор в деликатной форме отражал личное мнение, намечал пути решения тех или иных проблем, формируя таким образом общественное мнение. Особый пласт информации составляют старые крымские топонимы и имена непосредственных участников событий, освещавшихся в газете, что имеет ценность для восстановления крымских топонимов и персоналий.
comments powered by HyperComments