На днях побывав в мкрн Ак-Мечеть г. Симферополя, не мог не обратить внимания на строящуюся школу. Воздвигается большое 3-этажное здание посреди домов, где проживают возвратившиеся на родину крымские татары. Не это ли воплощение мечты людей, которые более 30 лет назад получив здесь земельные участки, начали строить свои дома, питая надежды о счастливой жизни в кругу семьи, соседей, где дети, внуки могли бы ходить в расположенные рядом детский сад и школу?
Крымские татары лелеяли мечту о получении достойного образования, об изучении родного языка, который не преподавался в местах депортации (за редким исключением). Для выстраивания системы национального образования в Крыму пришлось изрядно потрудиться. Колоссальный труд педагогов, государственных чиновников, общественных и политических деятелей был вложен в открытие школ с крымскотатарским языком обучения, несмотря на противодействие сил, не преодолевших дискриминационных взглядов на мир. В устремлениях продвижения интересов народа в сфере образования сложились центры влияния, даже конкурирующие между собой. Но результаты работы в конечном итоге шли в общую копилку, становясь всенародным достоянием.
Сегодня, к сожалению, общественная инициатива практически заглохла, а если отсутствует инициатива, то моментально становится туманной и перспектива.
На той стадии строительства, в которой находится школа, впору обсуждать ее статус, кандидатуры на должность директора, формировать педагогический состав. Местное сообщество в неведении, и в редакцию вновь поступило письмо, теперь уже от Абибе Аблязисовой, в котором выражается озабоченность по поводу сложившейся ситуации.
«В статье «Веление времени и дело чести каждого педагога», опубликованной в «ГК» (№5, 2 февраля), была затронута очень актуальная на сегодняшний день тема уровня знаний учеников и проблем в области образования. Реформы в сфере образования в последние десятилетия «породили» такие явления, как углубленное обучение, скоростное обучение, элитные частные школы с платным обучением. К сожалению, далеко не всегда это оборачивается благом, порождая у молодого поколения не самое лучшее отношение к учебе. Можно учиться, а можно и не учиться… и так диплом дадут. Падает авторитет преподавателя и, соответственно, авторитет школы.
В чем причина? Неоправданная психологическая, нравственная, моральная, материальная нагрузка, связанная с бюрократическими требованиями?
Мое поколение училось при Советском Союзе. Для нас учитель был авторитетом, вторым родителем и грамотным преподавателем своего предмета, психологом и воспитателем. В девяностые годы прошлого века, когда наш народ стал массово возвращаться в Крым, наши дети имели более высокий уровень воспитания. Они обращались к старшим на Вы, уступали место в общественном транспорте, были более доброжелательными по отношению друг к другу. А сейчас в автобусах взрослые уступают место, чтобы дети могли «гулять» по интернету.
Испокон веков в Крыму учитель (оджа, оджам) пользовался большим уважением, а ученики старались подражать своему наставнику и обращались к нему только на Вы.
До нашего микрорайона Ак-Мечеть дошли позитивные изменения. Построено два многоэтажных дома, заасфальтировано несколько улиц. Обещают достроить детский сад и общеобразовательную школу, что очень важно, поскольку население микрорайона ждет их появления с 1990-х годов.
Сегодня Ак-Мечеть — одно из крупнейших в Симферополе мест компактного проживания крымских татар, к которому примыкают поселок Ешиль-Даг и село Залесье. Это дает возможность на 100% заполнить будущие детский сад и общеобразовательную школу. Кроме того, это снизило бы нагрузку на школу №44, расположенную в соседнем микрорайоне Фонтаны, где наполняемость классов очень высокая. Уже не говоря о том, что будут созданы новые рабочие места для молодых специалистов-педагогов.
Наши дети и внуки — это будущее Крыма и нашего народа. И очень важно, чтобы новая школа дала им достойное образование».
Я уже не в первый раз обращаю внимание читательской аудитории на проблему открытия и функционирования строящихся школ в местах компактного расселения крымских татар. Достаточно взглянуть на публикации «Крымскотатарская школа искусств: шанс или упущенные возможности?» («ГК», №37, 2017 г.) и «Съезд учителей – решение актуальных задач профессионального сообщества» («ГК», №40, 2019 г.), как можно обнаружить, что болевые точки, обозначенные 5-7 лет назад, их болезнь обострилась в наши дни, когда стало близится завершение строительства зданий школ.
Еще раз повторим, что для крымских татар необходимы специализированные школы, где, помимо родного языка, активно изучали и обучали бы будущим профессиям. Целевые, направленные образовательные учреждения, такие как крымскотатарская школа искусств, физико-математический лицей, гуманитарная гимназия, – есть поставленная цель, к которой необходимо стремиться.
Но имеются и другие проблемы, касающиеся всей образовательной системы, которые предстоит решать государству. В конце прошлого года СМИ публиковали информацию о нехватке в школах учителей, особенно математиков и физиков. Указывалось до 40% вакансий. В свою очередь, в минпросвещения заявили, что «формирующийся кадровый резерв из перспективных выпускников позволяет поступательно закрывать вакансии». Пообщавшись с работниками образования, мы нашли подтверждение кадрового голода на педагогов в Крыму, особенно в сельской местности. Несмотря на наличие вузов — КФУ, КИПУ, не все выпускники стремятся занять место учителя в школе, а те, кто проработал год-два, не прочь сменить профессию. Учителя гуманитарных предметов при наличии вакансий могут получить нагрузку учителей точных наук. Можно себе представить качество такого образования. Престиж профессии учителя не растет, оплата труда не стимулирует молодежь к педагогической деятельности. Ценности поменялись, мерилом всего является рубль.
Безусловно, в нашей ситуации мы будем возражать, ведь среди крымских татар профессия педагога — давняя сложившаяся традиция. В местах депортации после определенных смягчений педагогические вузы были открыты для нашего народа, и учителя были заметны и влиятельны среди соотечественников. В Крыму крымскими татарами был открыт специализированный педагогический вуз, поэтому не поддается логике причина невозможности или трудности формирования педагогического коллектива для новой школы.
Сегодня крымскотатарские учителя не сорганизованы, нет общественной структуры, как в свое время «Маарифчи», которая лоббировала бы их интересы. Активисты из прошлого, в силу возраста и подорванного здоровья, не могут проводить работу. Но где задержалось молодое поколение?
Предвидя ситуацию, еще 5 лет назад газетой была озвучена идея проведения съезда крымскотатарских учителей. Такой съезд объединил бы интересы всех сторон образовательного процесса: учителей, ученых, государственных чиновников и, в конце концов, всего народа. Но призыв не был услышан, хотя был доведен до сведения тех, от кого могла бы исходить инициатива и организация мероприятия. Точка опоры, к сожалению, не найдена. Жаль, теряется шанс.
Где та точка опоры?
Комментариев: 0
Просмотров: 110