Курс валют USD 0 EUR 0

Где та точка опоры?

Комментариев: 0
Просмотров: 110

На днях побывав в мкрн Ак-Мечеть г. Симферополя, не мог не обратить внимания на строящуюся школу. Воздвигается большое­ 3-­этажное здание посреди домов, где проживают возвратившиеся на родину крымские татары. Не это ли воплощение мечты людей, которые­ более 30 лет назад получив здесь земельные участки, начали строить свои дома, питая надежды о счастливой жизни в кругу семьи, соседей, где дети, внуки могли бы ходить в расположенные рядом детский сад и школу?
Крымские татары лелеяли мечту о получении достойного образования, об изучении родного ­языка, который не преподавался в местах депортации­ (за редким исключением). Для выстраивания системы национального образования в Крыму пришлось изрядно потрудиться. Колоссальный труд педагогов, государственных чиновников, общественных и политических деятелей был вложен в открытие­ школ с крымскотатарским языком обучения, несмотря на противодействие сил, не преодолевших дискриминационных взглядов на мир. В устремлениях продвижения­ интересов народа в сфере образования сложились центры влияния, даже конкурирующие между собой. Но результаты работы в конечном итоге шли в общую­ копилку, становясь всенародным достоянием.
Сегодня, к сожалению, общественная ­инициатива практически заглохла, а если отсутствует инициатива, то моментально становится туманной и перспектива.
На той стадии строительства, в которой находится школа, впору обсуждать ее статус, кандидатуры на должность директора, формировать педагогический состав. Местное сообщество в неведении, и в редакцию вновь поступило письмо, теперь уже от Абибе Аблязисовой, в котором выражается озабоченность по поводу сложившейся ситуации.
«В статье «Веление времени и дело чести каждого педагога», опубликованной в «ГК» (№5, 2 февраля), была затронута очень актуальная­ на сегодняшний день тема уровня знаний ­учеников и проблем в области образования. Реформы в сфере образования в последние десятилетия «породили» такие явления, как ­углубленное обучение, скоростное обучение­, элитные­ частные­ школы с платным обучением. К сожалению, далеко не всегда это оборачивается благом, порождая у молодого поколения­ не самое лучшее отношение к учебе. Можно учиться, а можно и не учиться… и так диплом дадут. Падает авторитет преподавателя и, соответственно, авторитет школы.
В чем причина? Неоправданная психологическая, нравственная, моральная, материальная нагрузка, связанная с бюрократическими требованиями?
Мое поколение училось при Советском Союзе. Для нас учитель был авторитетом, вторым родителем и грамотным преподавателем своего предмета, психологом и воспитателем. В девяностые годы прошлого века, когда наш народ стал массово возвращаться в Крым, наши дети имели более высокий уровень воспитания­. Они обращались к старшим на Вы, уступали место в общественном транспорте, были более доброжелательными по отношению друг к другу. А сейчас в автобусах взрослые уступают место, чтобы дети могли «гулять» по интернету.
Испокон веков в Крыму ­учитель (оджа, ­оджам) пользовался большим уважением, а ученики старались подражать своему наставнику и обращались к нему только на Вы.
До нашего микрорайо­на Ак-Мечеть дошли позитивные изменения­. Построено два многоэтажных дома, заасфальтировано несколько улиц. Обещают достроить детский сад и общеобразовательную школу, что очень важно, поскольку население микрорайона ждет их появления с 1990-х годов.
Сегодня Ак-Мечеть — одно из крупнейших в Симферополе мест компактного проживания крымских татар, к которому примыкают поселок Ешиль-Даг и село Залесье. Это дает возможность на 100% заполнить будущие детский сад и общеобразовательную школу. Кроме того, ­это снизило бы нагрузку на школу №44, расположенную в соседнем микрорайоне Фонтаны, где наполняемость классов очень высокая­. Уже не говоря о том, что будут созданы новые рабочие места для молодых специалистов-педагогов.
Наши дети и внуки — ­это будущее Крыма и нашего народа. И ­очень важно, чтобы новая школа дала им достойное образование».
Я уже не в первый раз обращаю внимание­ читательской аудитории­ на проблему открытия­ и функционирования строящихся школ в местах компактного расселения крымских татар. Достаточно взглянуть на публикации «Крымскотатарская школа искусств: шанс или упущенные возможности?» («ГК», №37, 2017 г.) и «Съезд учителей – решение актуальных задач профессионального сообщества» («ГК», №40, 2019 г.), как можно обнаружить, что болевые­ точки, обозначенные 5-7 лет назад, их болезнь обострилась в наши дни, когда стало близится завершение строительства зданий школ.
Еще раз повторим, что для крымских татар необходимы специа­лизированные ­ школы, где, помимо родного языка, активно изучали и обучали бы будущим профессиям. Целевые­, направленные­ образовательные учреждения, такие как крымскотатарская­ школа искусств, физико-математический лицей, гуманитарная гимназия,­ – есть поставленная цель, к которой необходимо стремиться.
Но имеются и другие­ проблемы, касающиеся всей образовательной системы, которые предстоит решать государству. В конце прошлого года СМИ пуб­ликовали информацию­ о нехватке в школах ­учителей, особенно математиков и физиков. ­Указывалось до 40% вакансий. В свою­ очередь, в минпросвещения заявили, что «формирующийся кадровый резерв из перспективных выпускников позволяет поступательно закрывать вакансии­». Пообщавшись с работниками образования­, мы нашли подтверждение­ кадрового голода на педагогов в Крыму, особенно в сельской местности. Несмотря на наличие вузов — КФУ, КИПУ, не все выпускники стремятся занять место учителя в школе, а те, кто проработал год-два, не прочь сменить профессию. ­Учителя гуманитарных предметов при наличии­ вакансий могут получить нагрузку ­учителей точных наук. Можно себе представить качество такого образования. Престиж профессии учителя не растет, оплата труда не стимулирует молодежь к педагогической деятельности. Ценности поменялись, мерилом всего является рубль.
Безусловно, в нашей ситуации мы будем возражать, ведь среди крымских татар профессия педагога — давняя сложившаяся традиция. В местах депортации после определенных смягчений педагогические вузы были открыты для нашего народа, и учителя были заметны и влиятельны среди соотечественников. В Крыму крымскими татарами был открыт специализированный педагогический вуз, поэтому не поддается логике причина невозможности или­ трудности формирования педагогического коллектива для новой школы.
Сегодня крымскотатарские­ учителя не сорганизованы, нет общественной структуры, как в свое время «Маарифчи», которая лоббировала бы их интересы. Активисты из прошлого, в силу возраста и подорванного здоровья, не могут проводить работу. Но где задержалось молодое поколение?
Предвидя ситуацию­, ­еще 5 лет назад газетой была ­озвучена ­идея проведения­ съезда крымскотатарских ­учителей. Такой съезд объе­­динил бы интересы всех сторон образовательного процесса: учителей, ­ученых, государственных чиновников и, в конце концов, всего народа. Но призыв не был ­услышан, хотя был доведен до сведения тех, от кого могла бы исходить ­инициатива и организация мероприятия. Точка опоры, к сожалению­, не найдена. Жаль, теряется шанс.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог