Курс валют USD 0 EUR 0

Хозяйственная деятельность крымских татар Добруджи в XIX – первой половине XX вв.

Комментариев: 0
Просмотров: 372

На соревнованиях по курешу, г. Меджидие

Дмитрий УРСУ, доктор исторических наук

Эльдар СЕЙДАМЕТОВ, кандидат исторических наук

Журнал «Крымское историческое обозрение», № 2, 2017 г.

На протяжении веков Добруджа (территория современных Румынии и Болгарии) являлась объектом многочисленных миграций и расселения различных тюркских племен и народов – гуннов, протоболгар, печенегов, кыпчаков, татар, сыгравших значительную роль в политической, этнической, хозяйственной и культурной жизни региона. Среди этих народов особое место принадлежит крымским татарам, предки которых – половцы (куманы, кыпчаки) – еще в XI веке утвердили свое господство на землях Северо-западного Причерноморья [1, c. 65–66; 2, c. 6; 3, с. 79–106; 4, с. 611–612]. Кыпчакский элемент в Добрудже увеличился после монгольских завоеваний Дешт-и Кипчакской степи, когда тысячи тюркских кочевников бежали от непобедимой монгольской армии Бату-хана. Установление в XIV–XV вв. турецкого господства над землями Добруджи приводит к дальнейшей колонизации области татарами Крыма и близлежащих степей [5, c. 95, 170]. Одним из тюркских лидеров, обосновавшихся на этой территории, был некий Добротич, в честь которого, предположительно, и была названа Добруджа [4, 611–612].

Говоря об интенсивности татарских миграций на территорию Добруджи, следует отметить, что этот процесс активизируется после присоединения Крыма к Российской империи. Именно это событие стало отправной точкой массовой эмиграции крымских татар в Османскую империю, продолжавшейся с конца XVIII до начала XX в. Немногочисленная волна переселения крымских татар на территорию Румынии была и в советский период. В настоящее время крымскотатарская диаспора там составляет примерно 40 тыс. человек и главным образом сосредоточена в Констанце (около 97%).

Целью настоящей статьи является анализ хозяйственной деятельности крымскотатарской диаспоры Добруджи в XIX – первой половине XX вв.

Переселение татар из Крыма (несколькими волнами) и Буджака сопровождалось хозяйственным освоением новых территорий, строительством сел и городов, дорог, развитием ремесла и торговли. Еще в средние века путешественники в Добрудже отмечали коневодство как основное занятие татар. Они здесь вывели новую породу «добруджанцев», соединявших достоинства монгольских и арабских лошадей. В других местах провинции главным занятием было овцеводство. Природные богатства благоприятствовали этой отрасли. Крымские татары акклиматизировали ангорскую пуховую козу, мериносных и курдючных овец; разводили они также буйволов, верблюдов и быков, которые являлись главной тягловой силой. Кроме того, овцы давали шерсть на экспорт, а шкуры обрабатывались в местных ремесленных мастерских.

К середине XIX в. Добруджа стала главным на Балканах центром отгонного скотоводства – богатые пастбища привлекали сюда пастухов из Трансильвании, бывшей тогда в составе Австро-Венгрии, из Валахии и Молдовы. Из Трансильвании пастухи-моканы перегоняли сюда осенью многочисленные стада овец. Известно, что в середине XIX в. на зимних пастбищах Добруджи насчитывалось около одного миллиона овец. Со временем их стало меньше, так как часть отар стали перегонять в степные районы Крыма. Моканы нередко вступали в брак с мусульманским населением Добруджи и оставались здесь на постоянное место жительства. Они селились в городах Меджидие, Хыршова и Констанца, покупали большие земельные участки, так как земля была дешевой из-за эмиграции татар и турок. Новые землевладельцы имели стада по 5–6 тыс. овец и по 2 тыс. крупного рогатого скота. Работниками у них нередко были безземельные татары, имевшие репутацию отличных овцеводов. Высококачественная шерсть шла на экспорт в Турцию, Россию, Австро-Венгрию и Францию [6, c. 447–448; 7, c. 41–42].

Во второй половине XIX в., когда были распаханы многие тысячи гектаров плодородных земель, выращивание зерновых культур на экспорт стало более выгодным занятием, чем традиционное животноводство. Эта тенденция была ведущей и в прежние века. Халиль Иналджик в своей широко известной работе «Османская империя: классический период» справедливо отмечает: «Настоящей житницей Стамбула стала Добруджа, эта ничейная земля средневековья, и там появилось сотни селений, а в портах были сооружены государственные зерновые склады» [7, c. 157].

Надо учитывать, что продукты и изделия местного производства не только шли в столицу империи; ими активно торговали на рынках Добруджи. Издавна большую славу приобрела ярмарка под названием Панаир в селении Карасу (Меджидие). После Крымской войны немецкий натуралист Вютцер посетил провинцию и побывал на этой ярмарке. Он отметил, что здесь собралось около 10 тыс. торговцев со всех концов Османской империи: из Смирны, Адрианополя и других городов. Среди них были представители разных наций: евреи, греки, армяне, румыны и, разумеется, турки и татары. Еще больший размах приобрела торговля после строительства железной дороги от Дуная до Констанцы в 1860 г., которая соединила речной порт Чернавода с морским. Очевидец, побывавший на ярмарке, отмечал, что сюда привезли ром из Америки, ткани и вина из Франции, муку отличного качества из Одессы. «Татары, – пишет он, – больше всего продавали скот – коней, овец, коз, крупный рогатый скот, а также шерсть и кожи» [7, c. 131–139].

Что же касается хозяйственного развития Добруджи в 1913–1940 гг., отметим, что некоторые представления об этом дает впервые вводимый в научный оборот источник, описавший жизнь сельчан 1920-х гг. в южной части уезда Констанца, на границе с Болгарией. Сельский врач дает информацию о различных аспектах санитарного, хозяйственного и бытового состояния своей округи, в которую входили 11 деревень, причем, кроме румын, здесь жили татары и турки (в небольшом количестве). Их материальное положение было лучше, чем в других местах Добруджи. Некоторые семьи, в том числе татарские, владели участками земли до 60 гектаров, отарами овец в количестве 3–4 тыс. голов, тягловым скотом и необходимым сельскохозяйственным инвентарем [9, c. 190–192].

Постепенно в Добрудже наряду с сельским хозяйством и торговлей развивается промышленность, прежде всего пищевая, строительная, горнодобывающая. Что касается последней, то в крае издавна добывали камень, главным образом гранит, для покрытия дорог. Возле Мачина существовало до десятка крупных карьеров, дававших материал отличного качества на экспорт. Этим гранитом покрывались улицы в таких городах, как Бухарест, Киев, Одесса, Марсель [10, c. 259].

Экономическое развитие края ускорилось после доведения железнодорожной ветки до столицы и открытия сквозного движения по линии Бухарест – Констанца. Это стало возможным после строительства мостового комплекса Чернавода – Фетешть в 1890–1895 гг. Он в то время считался самым протяженным в Европе и состоял из двух мостов: одного – через Дунай длиной 750 м и другого – через рукав реки длиной в 420 м. Его строительство, длившееся пять лет, обошлось в 35 млн лей; современники отмечают, что в строительстве активно участвовали и татары [7, c. 38–39].

Несколько позже здесь, в Чернаводе, был построен нефтеперерабатывающий завод «Колумбия», производивший 10 тыс. вагонов горюче-смазочных материалов в год. Сырье к нему поступало по нефтепроводу Байкой – Чернавода, вскоре продолженного до Констанцы (общая длина более 300 км). Румыния, таким образом, стала первой и единственной страной в Европе (за исключением России) с развитой нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью [7, c. 88].

Еще во времена Османской империи турецкими властями поощрялась колонизация территории Добруджи, куда в отдельные периоды переселяли не только турок и татар, но также и другие народы: русских, болгар, немцев и т. д. [6, c. 447]. Их расселяли в уже существующих селениях либо создавали новые. Так, к примеру, для решения вопросов, связанных с приемом и размещением крымских переселенцев, султан Абдул Меджид издал декрет от 2 сентября 1856 года, по которому начиналось строительство города на месте селения Карасу. Новый город получил название Меджидие в честь турецкого султана Абдул-Меджида. Согласно султанскому указу, предполагалось в короткие сроки построить жилье и социально-религиозную инфраструктуру (административные здания, водопровод, рынок, мечети) для расселения 50 тыс. татар из Крыма. Однако недостаточное финансирование и направление части эмигрантов в Анатолию не оправдали надежд. Спустя десять лет число домовладельцев-иммигрантов в Меджидие едва превышало 2 тыс. или всего около 10 тыс. душ переселенцев [11, c. 210].

Большой ущерб городу нанесла война 1877–1878 гг. В докладе румынского генштаба министру иностранных дел говорилось, что после войны «Меджидие представляет собой не более чем кучу руин». Скоро, однако, уже при новой власти, город возродился: к 1880 г. были построены новые лавки, торговые склады, возобновились ярмарки (проводились дважды в год), вновь заработал еженедельный базар. Главными товарами местного производства были зерно, скот, лошади, шерсть, одежда и др. К концу века в городе функционировали шесть мечетей, из них одна – на государственном содержании. При самой большой, носившей имя султана Абдул Меджида (она и сегодня существует), открылась кораническая школа.

В муниципальном совете большинство составляли крымские татары, а на посту мэра до конца XIX века пребывали Зекерия Заит, Абдул Керим и Кемал Аджи Амет. Именно они сделали многое для того, чтобы превратить город в процветающий торговый и культурный очаг крымских татар в Добрудже. Меджидие сильно пострадал во время немецко-болгарской оккупации в 1916–1918 гг. [12, c. 18–25].

По данным Г. Акмоллы и Ш. Омера, всего в Добрудже в то время насчитывался 51 населенный пункт, их жителями были крымские татары. Села имели крымскотатарские названия. Примером является расположенная в южной части Добруджи коммуна Альбешть, включающая шесть населенных пунктов. Все села прежде носили татарские названия (Акбаш, Сарагиол, Кадыкой, Кобиши, Делуруж, Кераджи). В современной Румынии татар осталось мало, многие названия романизованы. Так, к примеру, в селе Акбаш прежде жили только татары, теперь их осталось восемь семей [13, c. 6, 8]. Вместе с тем крымские татары оставили яркий след в социально-экономической жизни Румынии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Yazıcı N. İlk Türk-İslam Devletleri Tarihi. Ankara, 1992.
  2. Aksu A. Romanya Müslüman Türklerinin Dünü, Bugünü. Bükreş, 2003.
  3. Osman S. Prezenta cumană în spaţiul nord-dunărean // Moştenirea istorică a tătarilor / Coordonatori T. Gemil, N. Pienaru. Bic., 2010. Vol. 1. P. 79–106.
  4. Inalcik H. Dobrudja // The encyclopedia of Islam. /Ed. Bernard Lewis et. al. Leiden. E.J. Brill, 1965. P. 611–ф612.
  5. Gonţa A. Românii şi Hoarde de Aur 1241–1502. laşi, 2010.
  6. История Румынии / Коорд. И. А. Поп, И. Болован. М.: Весь мир, 2005.
  7. Ilie A. Valea Kara–su în perioada secolelor XIV–XIX. Monografie istoric. Medgidia, 2008.
  8. Іналджик Г. Османська імперія: Класична доба 1300–1600. К., 1998.
  9. Pop A. Aspects de la vie quotidienne dans le departement de Constantza (1925): temoignages inedits // Dobrogea – model de convieţuire multietnică şi multiculturală / A. Pop; coord. V. Coman. Constanţa, 2008.
  10. Dobrogea – model de convieţuire multietnică şi multiculturală / Coord. V. Coman. Constanţa, 2008.
  11. Karpat K. Urbanismul ottoman: emigraţia din Crimea spre Dobrogea şi întemeierea oraşului Medgidia // Tătarii în istorie şi în lume / coord. Tahsin Gemil. Bucureşti, 2003.
  12. Coman V. Unele consideraţi privind turco-tătarii din Medgidia la sfârşitul secolului al XIX-lea // Din istoria tătarilor. Constanţa, 2010. Vol 1.
  13. Akmolla G. Monografia communei Albeşti / G. Akmolla, Ş. Omer. Constanţa: New Line, 2007.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог


Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/users/a/awebo/domains/goloskrimanew.ru/wp-content/themes/gk/sidebar-single_npaper.php on line 65