В рамках темы данного номера, посвященного Году инициатив, мы решили провести опрос среди руководителей общественных организаций, а также инициативных деятелей по поводу проделанной в прошедшем году работы и задачах в наступившем. На вопросы: «Какие инициативы были проявлены вашей организацией или вами в 2017 году? Считаете ли вы, что наша перспектива зависит от инициатив?», — мы получили следующие ответы:
В этом году попытаюсь завершить монографию, работу над которой начал 45 лет назад
Исмаил Асан-оглу КЕРИМ, профессор КИПУ
Осенью 1973 года, работая в государственной библиотеке имени А.Навои в Ташкенте, мне удалось обнаружить редкие довоенные издания крымскотатарских журналов, таких как «Янъы Чолпан» («Новая Венера», издававшийся в Крыму с 1923 года), «Асрий мусульманлыкъ» («Современное мусульманство», с 1924 г.), «Окъув ишлери» («Проблемы просвещения», с 1925 г.), «Илери» («Вперед», с 1926 г.), «Козьайдын» («Благовест», с 1927 г.) и десятки других интереснейших изданий. Изучение же в институте с 1-го курса, в качестве иностранного персидского языка, основанного на арабской графике, помогло мне медленно, но с большим интересом и желанием просматривать и конспектировать необходимую арабописьменную литературу конца XIX и начала XX веков.
В то время я учился на факультете крымскотатарской и русской филологии при педагогическом институте имени Низами г. Ташкента. Учеба по желаемой специальности и работа в лучшей библиотеке Средней Азии были занятным делом. Но к концу 1970-х годов практически вся литература (в первую очередь вышеперечисленная) исчезла (!) с полок библиотеки им. Навои. Сотрудники уклончиво отвечали, что данная литература сгорела во время недавнего пожара. Мое подозрение стало убавляться, когда знакомая из технического персонала библиотеки по фамилии Махова подтвердила факт пожара. Но все же мне хотелось увидеть последствия пожара своими глазами. И Махова однажды, после окончания работы библиотеки, пошла протирать полы в соседний корпус, где случился пожар. Мы вместе прошли в зал сгоревшего фонда… В углу зала была собрана куча обгоревших книг. Но осматривая «сгоревший фонд», скорее обугленные остатки, кроме медицинской литературы, больше ничего не обнаружил. Именно так! «Сгоревшей крымскотатарской литературой» там и не пахло. Стало до боли очевидным, что подобрав удобный случай с пожаром, чиновники от власти решили уничтожить литературу, изданную в Крыму. Ведь вопрос переселения крымских татар в пески Мубарека Кашкадарьинской области Узбекистана, видимо, был решен окончательно. Неудивительно, что именно в это время часть крымскотатарской литературы «из сгоревшего фонда» была принесена «бомжами» к нам в институт для продажи.
Исчезновение необходимой литературы побудило меня поехать в Москву для работы в Центральной библиотеке имени В.Ленина. Многие годы (практически ежегодно) я находил возможность работать в этой колоссальной по объему литературы библиотеке в Химках. Замечу, что и сегодня данная библиотека (Центральная библиотека России) является хранителем, можно сказать, почти всей литературы на крымскотатарском языке довоенного издания. Здесь можно увидеть более 100 (ста!) названий периодической литературы, в том числе районных газет, тысячи и тысячи книг, брошюр, различных научных бюллетеней, узнать, что, например, в 1930 году 87% печатной продукции Крыма было на крымскотатарском языке.
Говорят: аппетит приходит во время еды. Это точно! Чем больше я «внедрялся» в литературные источники, тем сильнее разгорался «аппетит» для внимательного изучения и конспектирования, копирования и микрофильмирования первоисточников. За годы работы удалось собрать буквально целый мешок микрофильмов, центнеры копий различных книг и журналов.
После возвращения в Крым в 1993 году, эти материалы явились основой для написания не только докторской диссертации, но и источником разработки и издания десятков различных книг.
В 1990-е годы в Крыму отдельными книгами мной изданы конспекты из газет (и научные комментарии со словарем трудных слов) «Терджиман» («Переводчик», 1883 — 1914), «Яш къувет» («Молодая поросль»,1923 — 1938), «Енъи дюнья» («Новое время», 1920 — 1938). Несколько статей посвящены библиографическому описанию журналов «Окъув ишлери» и «Илери». Опубликовал также обзорную статью по всей периодической печати на крымскотатарском языке довоенного времени.
В целую эпопею превратилась работа над газетой «Ветан хадими» («На службе у Родины», 1906 – 1908 гг.). Азарт работы над этим изданием довел меня до многих архивов и библиотек. К сожалению, до сегодняшнего дня во всем мире нами обнаружено всего девять (!) номеров данного издания. А ведь газета выходила 4 раза в неделю и была интересной альтернативой всемирно известной газете И.Гаспринского «Терджиман» (1883 — 1918). Во время поисков недостающих номеров данной газеты, три года назад, я чуть было не ухватил птицу счастья за хвост. В Симферопольском архиве обнаружил документ, в котором ясно сказано следующее: «В канцелярию Таврического губернатора. Сим имею честь донести до сведения Канцелярии Таврического Губернатора, что в Главное Управление по Делам Печати (Одесса) мной высланы номера газеты «Ветан хадими» за 1906 год, с №14 по №102 включительно. О высылке с 1-го номера по 14-й оставшихся просил письменно господина редактора». Цензор газеты «Ветан хадими» Адиль бей Болатуков. 24 января 1907 года.
Это сообщение привело меня в Государственный архив Одесской области. Длительная и упорная работа в данном архиве не дала положительного результата… Но я все же не теряю надежды в будущем найти хоть какие-то номера, кроме имеющихся девяти.
Подытоживая сказанное, сообщаю, что, ровно через 45 лет работы над периодическими изданиями, в этом году попытаюсь завершить монографию под названием «Краткая история крымскотатарской периодической печати довоенного времени (1879 – 1941 гг.)».
Инициативное решение проблем народа
В средневековье государства прекрасно обходились без такого понятия, как инициатива, тем более, как народная инициатива. Возможны ли были или вообще нужны ли были чьи-либо инициативы в эпоху Ивана Грозного или Тамерлана? Государство жило, развивалось или, наоборот, приходило в упадок только по воле верховного правителя.
Теперь же все кардинально изменилось: современное общество может поступательно развиваться не столько от воли высшего руководителя, сколько от гражданской активности населения этого государства. А из чего складывается эта гражданская активность? Это вся сумма инициатив отдельных личностей, общественных объединений, составляющих гражданское общество. Иными словами, народные инициативы – это топливо, без которого не может двигаться, набрать скорость и позволить взлететь в нужном направлении государственная машина. Если этого топлива недостаточно или оно плохого качества, то такая машина не сумеет взлететь или, взлетев без топлива, неминуемо потерпит катастрофу.
Мало того, общество без широкой народной инициативы скорее напоминает безжизненный, затянутый тиной водоем. И наоборот, общество, где открыты возможности для самых широких инициатив, я бы сравнил с широкой бурной рекой, для которой нет преград на пути к своей цели.
Думается, неспроста президент Российской Федерации объявил наступающий 2018 год годом волонтеров. Несмотря на достижения, в стране, безусловно, существует множество проблем, которые до сих пор не решены старыми командно-бюрократическими методами. Поэтому государство рассчитывает справиться с застоявшимися проблемами с помощью инициатив миллионов добровольцев.
В числе существующих проблем, конечно, и проблема крымскотатарского народа. Несмотря на подписанный апрельский указ 2014 года о реабилитации крымскотатарского народа (и представителей других народов), реабилитация по истечении почти четырех лет не нашла еще своего практического воплощения. Поэтому, несмотря ни на что, активисты крымскотатарского народа должны осуществить массу инициатив, позволяющих преодолеть пагубные последствия преступных репрессий. В качестве наглядного примера хочу привести положительную деятельность общественной организации «Инициатива», председателем которой является Камиль Аметов. Благодаря его многолетней работе, не только в Крыму, но и во многих других регионах, узнали о еще одной трагедии крымскотатарского народа – 120 сожженных немецкими оккупантами крымскотатарских деревнях. Причем сотни наших соотечественников были заживо сожжены.
На сегодня самой большой проблемой крымскотатарского народа является возрождение и сохранение крымскотатарского языка. Ранее я уже писал о том, что возрождение и сохранение языка лежит не в плоскости решения каких-либо чиновников и возглавляемых ими организаций. Решение этого вопроса жизни и смерти народа в том, сумеем ли мы мобилизовать одну тысячу волонтеров из своей среды. Дом каждого крымскотатарского активиста должен стать школой и детсадом для наших детей. Каждый носитель крымскотатарского языка должен стать учителем наших, не знающих родного языка, детей.
Еще одна проблема, на которую хочу обратить внимание, — это вопрос реставрации Ханского дворца в Бахчисарае. Надо сказать, что первые шаги в этом направлении напоминают грубые ремонтно-строительные работы, чем то, что называется реставрацией. Здесь огромное поле деятельности для наших инициативников.
Наша организация в постоянном поиске
Камиль АМЕТОВ, председатель общественной организации «Крымский центр социального и культурного развития «Инициатива»
Наша инициатива выражается в способности запускать новые дела, вовлекая в этот процесс широкую общественность.
В 2017 году наша организация приложила максимум усилий для привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия в Крыму и сформулировала задачи на будущее. История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм – любовь к Родине, своему народу, способность осмысливать события во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
По нашей инициативе проделана определенная работа по изучению трагических событий, имевших место в годы войны 1941-1944 гг., в результате чего принято решение от 31 ноября 2015 года об учреждении Дня памяти сожженных деревень. Депутаты Бахчисарайского районного совета поддержали инициативу ОО «Крымский центр социального и культурного развития «Инициатива» и решили ходатайствовать перед Государственным Советом РК об объявлении на региональном уровне 21 декабря Днем памяти сожженных деревень, приурочив данную дату к трагедии деревни Улу-Сала (Синапное) 19-22 декабря 1943 г.
Переходя к конкретным инициативам, можно назвать обращение нашей организации к руководству КИПУ с просьбой принять к разработке тему исследования: «Уничтоженные населенные пункты Крымской АССР в годы немецко-румынской оккупации 1941-1944 гг.» В соответствии с приказом ректора, за студенткой Кариной Боковой (научный руководитель – доктор исторических наук В. Поляков) была закреплена данная тема дипломной работы, которая была успешно защищена 14 июня 2017 года.
1 декабря 2017 г. в библиотеке им. И. Гаспринского был презентован Сборник материалов и документов по исследовательской работе «Сожженные села Крыма в период Великой Отечественной войны 1941-1944 гг.». Составители — К. Аметов и В. Поляков.
В течение декабря в крымских школах, а также в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия прошел ряд встреч, посвященных памяти сожженных деревень.
Наша организация постоянно ведет поисковую и исследовательскую деятельность, по крупинкам собирая факты и доказательства преступлений нацистов против человечества, данные, которые по тем или иным причинам были забыты или о которых вовсе никто не знал. Работа эта ведется и будет продолжена в следующем году. В перспективе надеемся, что 21 декабря в республике будет установлен как единый день памяти сожженных деревень (населенных пунктов) Крыма в период Великой Отечественной войны 1941—1944 гг.
Сейчас этот вопрос почему-то тормозится в Государственном Совете Республики Крым.
Далее, в порядке инициативы, мы обратились в Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым с просьбой подготовить документальный фильм, посвященный памяти сожженных деревень в Крыму в период Великой Отечественной войны 1941—1944 гг.
Наши обращения к руководству администрации Бахчисарайского района пока не рассмотрены на должном уровне в соответствии с действующим законодательством. А именно:
- Об утверждении границ и требований к градостроительным регламентам объекта культурного наследия регионального значения — «Памятник «Жертвам фашистского террора в дер. Улу-Сала (ныне село Синапное)», расположенного в Бахчисарайском районе.
- Режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного регионального значения «Памятник «Жертвам фашистского террора в дер. Улу-Сала (ныне село Синапное)», расположенного в Бахчисарайском районе.
В целом, подводя итоги 2017 года, мы достигли значительных успехов. Работа эта ведется и будет продолжена в наступившем году.
Воплощением жизни в завтра закладываем фундамент на послезавтра
Владимир ПОЛЯКОВ, профессор КИПУ
Последние четверть века я только и делал, что выступал с различными инициативами. Иногда они воплощались в жизнь, и улицы так называемых «самовозвратов» обретали свои официальные названия; предложил создать «Красную книгу» названий улиц Симферополя, которые запрещено переименовывать, и горисполком ее издал; стал проводить в школе «Балы в дворянском собрании», а затем эти балы стали проводить на уровне республики…
Впрочем, бывало и так, что потрачено время, усилия, но «воз и ныне там». Так получилось с инициативой издания в Крыму книги о крымских татарах-партизанах, в которой поименно были бы названы все 1209 человек. Фамилия, имя, место и год рождения, отряд, в котором воевал, должность, награды, срок пребывания в лесу, откуда пришел, дальнейшая судьба, а также приведены фонд и номер дела, откуда взята информация. Такая книга подготовлена, но, увы, правда о партизанах-крымских татарах пока еще, оказывается, не нужна.
Отличие инициатив Владимира Полякова 2018 года будет, вероятно, в том, что если раньше я жил по принципу «И один в поле воин», то теперь я «человек команды». При этом моя роль в команде может существенно меняться: в одних проектах по-прежнему быть лидером; в других — генератором идей; в третьих — отвечать за какое-то конкретное направление работы…
Что это за команда? Стержнем ее, ядром, вокруг которого все вертится, безусловно, является Крымский инженерно-педагогический университет. В нее входят самые разные по статусу, возрасту, национальности люди: студентка 3 курса Александра Рудых и 1-й проректор КИПУ Анжелика Лучинкина; студентка 1-го курса Диана Ганиева и ректор университета Чингиз Якубов; магистрант Карина Бокова и Председатель общественной организации с символичным названием «Инициатива» Камиль Аметов, заведующий кафедрой Эмиль Сейдалиев и работник Симферопольской районной администрации Татьяна Колесникова… Этот список можно продолжать и продолжать.
В 2018 году мы выходим с целым рядом инициатив, из которых я хочу проанонсировать следующие:
- Совместно с членом Совета по межнациональным отношениям при Президенте России Эскендером Биляловым и членом Общественной палаты республики Крым 1-м проректором КИПУ Анжеликой Лучинкиной инициировать вопрос о награждении крымских татар — участников партизанского движения в Крыму 1941-1944 гг. правительственными наградами по несправедливо проигнорированным представлениям к награждению 1944 года.
- Совместно с заведующим кафедрой истории Эмилем Сейдалиевым, студентами-историками, а также инициативной группой Симферопольского района во главе с Татьяной Колесниковой подготовить и издать «Историю Симферопольского района», которая станет первым научным трудом университета, выполненным на хоздоговорных отношениях.
- Совместно с ректором Чингизом Якубовым учредить в КИПУ почетное звание «Уста», которое будет присваиваться студентам КИПУ за заслуги в археологии, музыке, живописи и других сферах, которые своей конкретной деятельностью приносят славу нашему университету и создают его позитивный имидж.
- Совместно с Республиканским комитетом по делам межнациональных отношений и Русским Географическим обществом (Москва) провести конференции памяти нашего земляка — выдающегося ученого-географа Эдуарда Мурзаева: «Исторические названия – памятники культуры».
- Совместно с депутатом государственной думы России Русланом Бальбеком подготовить для загсов Крыма справочное пособие по крымскотатарским именам с рассказом об истории их появления, особенностях, значении, а также предложить перечень имен, рекомендованных для официального использования.
- Совместно с общественной организацией «Инициатива» (председатель Камиль Аметов) подготовить и издать книгу об истории села Улу-Сала Бахчисарайского района Крыма.
- Провести 1 марта День благодарности народу Казахстана, который протянул крымским татарам руку помощи в самый трудный для них момент.
- Провести 5 марта в университете День национального убора крымских татар, караимов, крымчаков къалпакъ. Этот праздник отмечают многие тюркские народы, наш университет выступает инициатором учреждения этого праздника.
Как видите, инициатив много, тем не менее, я осознаю, что надо завершать работу по истории пребывания крымских татар в детских домах в период депортации; опубликовать книгу о крымчанах-авиаторах, в которой крымским татарам уделено так много места, но это уже задание на послезавтра.
«Илери» означает «вперед»
Мемет КЕМАЛИТДИНОВ, руководитель общественной организации «Илери»
Инициативы Белогорской районной общественной организации «Илери» («Вперед») направлены на воспитание подрастающего поколения: проведение тематических вечеров и творческих встреч, посвященных истории, культуре, традициям, языку; восстановление исконной топонимии, увековечение памяти видных общественных деятелей, героев, поэтов и писателей.
Мы ежегодно проводим вечер памяти жертв депортации крымскотатарского народа со своей исторической Родины – Крыма. Минувший год был ознаменован творческой встречей с Заслуженным художником АРК, лауреатом премии ВР Крыма и премии Бекира Чобан-заде Рустемом Эминовым; вечерами крымскотатарской поэзии и 97-летия со дня рождения дважды Героя СССР, Заслуженного летчика-испытателя Аметхана Султана. Мы добились официального разрешения на установление памятной доски в с. Коклуз классику крымскотатарской литературы Мемету Нузету. Вышли с обращением в администрацию г. Белогорска (Карасубазара) с инициативой увековечения памяти видного общественного деятеля крымскотатарского народа Абдурешида Медиева и определения места установки ему памятника. Как известно, в 2013 году одну из площадей г. Белогорска (Карасубазара) назвали его именем.
Конечно же, я считаю, от наших инициатив зависит многое. Как всегда, в любой работе важны сплоченность, единство, ответственность. Есть пословица: «Къайда бирлик, анда тирилик». Ведь также не зря говорят: «Под лежачий камень вода не течет».
Я верю, что опыт, мудрость и вера нашего старшего поколения нам в работе надежная поддержка.
comments powered by HyperComments