Ф. ХАРТАХАЙ
(Отрывок из работы)
В XVIII веке, когда культура крымских татар была в полном своем развитии, несправедливо мнение, будто крымские татары жили исключительно за счет набегов и инородной промышленности, они воспользовались, насколько им нужно было, богатствами своей страны и унаследовали искусство генуэзцев и херсонесцев, дав ему своенародный характер. Заведено в Крыму много родов фруктовых дерев, и плоды их были известны в России и Европе. Все роды фруктовых дерев носили национальные названия. Виноградничество доходило у татар до страсти, и они привозили в Крым лозы всех стран: при начале русского владычества найдено здесь 56 сортов виноградных лоз. Виноделию посвящалось много рук: по свидетельству Сумарокова, в одном южном Крыму добывалось до 300 тысяч ведер вина. Наибольшее количество вина выделывалось на реках Каче и Бельбеке. Судакское вино известно было в России и Европе и воспевалось в татарских песнях. Давление вина производилось первобытным способом. Табачные плантации не могли не процветать, потому что татары очень любили курить: «Кто после еды не курит табаку, у того табаку нет или ума нет», — говорит татарская поговорка. Табак производился в громадных размерах и им снабжались казаки и русские; самые высшие сорта его получались татарами извне. Были у них шелководные плантации, но лен и шелк, добывавшиеся на них, были довольно грубы. Пчеловодство у татар было в большом ходу. Крым славился своим медом, который был несравненно выше турецкого. Мед деревни Османчик по своей сладости и приятному запаху считался лучшим во всем Крыму и доставлялся ко двору султана. Из него делали и конфеты. Вся Турция через посредство Константинополя получала крымский мед. Скотоводство, овцеводство и коневодство у татар было в цветущем состоянии. Коневодство обращало на себя особенное внимание татар, так как без хороших лошадей невозможны были удачные набеги и войны. С этой целью ханским указом запрещено было продавать лошадей за пределы Крыма. Отличительные свойства татарских лошадей заключаются в небольшом росте, быстроте и необыкновенной силе и способности выносить всякие невзгоды. Хлебопашество развито было настолько, что татары не нуждались в привозном хлебе. Они производили пшеницу, овес, ячмень, просо. Рожь мало употреблялась: татары ели преимущественно хлеб пшеничный. По народным песням, эпоха ржаного хлеба настала для них с русским владычеством. Хлеб молотили лошадьми, привязанными рядом одна к одной; их гоняли по снопам кругом столба. Для сбережения хлеба на зиму не строили амбаров. Хлеб сохранялся в глубокой яме (оруз), выкопанной в земле и обложенной сухой соломой, которая будучи худым проводником сырости и влаги, предохраняла зерновой хлеб от всякой порчи. Такой способ сохранения хлеба был выгоден и в том отношении, что во время опустошительных пожаров и грабежей со стороны неприятелей, плативших татарам набегами за набеги, хлеб застрахован был и от огня, и нелегко делался добычею неприятелей, так как отверстия ям незаметны были на поверхности земли.
comments powered by HyperComments