Курс валют USD 0 EUR 0

История формирования свадебного обряда крымских татар

Комментариев: 0
Просмотров: 1 043

Эльдар СЕЙДАМЕТОВ, кандидат исторических наук, доцент КИПУ,

Алие КЕРИМОВА, студентка КИПУ

 

Особенностью современного этапа развития крымскотатарского народа является его попытка возродить свою культуру, составной частью которой является крымскотатарский свадебный обряд. У крымских татар возрастает интерес к проведению свадебного обряда, так как он представляет собой богатое наследие культуры, инструмент формирования патриотических чувств и этнографического самосознания.

Крымскотатарский свадебный обряд рассматривается в работах ряда исследователей: Г. Абдуллаева, Д. Асанова, А.А. Араджиони, Э. Шевкет, А. Акташ, М.З. Бинлер, С.К. Чубукчузаде и др.

Этническая история и традиционная культура крымских татар, в том числе свадебный обряд, недостаточно изучены. Объясняется это не только сложностью темы, но и той социальной и политической ситуацией, которая сложилась вокруг народа после депортации 1944 года. После этой акции крымские татары были «рассеяны» по всей территории бывшего Советского Союза. Государственные органы СССР наложили табу на изучение истории и культуры этого народа.

Все это обусловливает актуальность данного исследования, определяет его цель и задачи.

Крымскотатарские свадебные обряды были сформированы в древние времена. Так, одним из элементов в бракосочетании крымских татар был обычай: невеста  смотрится в зеркало, при этом рядом должны гореть две зажженные свечи.

Данный свадебный обряд мы наблюдаем и у древних иранских народов. Он означал заключение союза двух огней. Одним из таких народов, обитавших в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона, были скифы. Они появились на Крымском полуострове в последние десятилетия VII в. до н.э.

Связь крымскотатарского свадебного обряда со скифским демонстрирует яркая находка, сделанная на территории Добруджи — знаменитый «перстень Скила» второй четверти V в. до н.э., на щитке которого изображена сидящая в профиль женщина с зеркалом в руке и стоящий перед ней мужчина.

Сюжет этот (сидящая на «троне» женщина с зеркалом) был популярен и в IV в. до н.э. и широко представлен на золотых нашивных бляшках из «царских» захоронений. Так, на четырехугольной золотой бляшке из кургана Чертомлык изображена скифская богиня Табити, названная «царицей скифов», с зеркалом в руке. Перед ней изображен мужчина. Ученые-археологи характеризуют данное изображение как венчание богини со скифским царем.

Известно, что во время проведения крымскотатарской свадьбы жениху и невесте хной красили геометрические фигуры с внутренней стороны ладони: невесте квадрат, а жениху круг. Связь данного свадебного обряда со скифским демонстрирует находка из раскопок позднескифского городища Чайка около Евпатории, где был найден небольшой известняковый рельеф, имеющий прямое отношение к интересующему нас сюжету. Здесь представлены мужская и женская фигуры перед алтарем. Над ними врезанными линиями обозначены две геометрические фигуры: круг над мужчиной и прямоугольник над женщиной. Хорошо известно символическое значение этих фигур в связи с культом огня у зороастрийцев: круглый очаг является воплощением огня земного, тогда как четырехугольный олицетворяет огонь небесный, божественный. Таким образом, на этом рельефе отражена та самая идея заключаемого перед алтарем союза двух огней: земного, воплощенного в мужчине, и божественного, олицетворенного в женщине. Помимо того, то, что данное изображение показывает нам свадебный обряд, объясняется наличием в руке женщины зеркала.

Античные греки, основавшие колонии в Крыму в VI в. до н.э., оставили большой след в культуре народов крымского полуострова, в частности, это касается культуры крымских татар. Так, греческое происхождение имеют такие свадебные обряды, как: зажигание факелов, закрытие лица невесты фатой, вывешивание приданого, отрезание прядей волос, завязывание пояса, дарение курицы.

Культурные традиции армян, впервые появившихся на Крымском полуострове в VIII веке, также отразились на свадебном обряде крымских татар. Так, обряд публичного бритья жениха под зажженные свечи, обычай платы денег музыкантам во время свадьбы, или «шабаш», аналогичен армянскому.

У караимов, тюркского кочевого народа VII-Х вв., потомков хазар, проживающих в Крыму, крымские татары позаимствовали такой свадебный обряд, как «запугивание духа», при котором подруга и друг новобрачных одевались в свадебные наряды, для того чтобы запутать «духа», и он не причинил зла молодоженам.

Обряды тюркских народов, которые ранее принадлежали к Золотой Орде, прослеживаются у крымских татар в исполнении на свадьбе печальных песен. У сибирских татар они назывались «ченлэу», «ченнэу», «чыннау», а у крымских татар — «чины».

Известно, что степные крымские татары на свадьбе прыгали через костер, что символизировало очищение от злых духов. Кроме этого, на свадьбе мать жениха кормила невесту маслом. Данные обряды существовали и у сибирских татар.

От древних тюрок было заимствовано употребление сакрального числа «9». Так, у крымских татар подарок невесте от жениха «дохуз» состоял из 9 предметов. Такое же одаривание невестой жениха девятью предметами встречается и у астраханских татар. Называется оно у них «тугызбиру». Считается, что этот обряд остался от шаманства и тенгрианства, которое исповедовали тюркские племена и народы до принятия ими ислама.

Особым почтением тенгрианцы окружали огонь, который нельзя было осквернять. Существовал обычай кормления огня.

Культ огня присутствовал на крымскотатарской свадьбе и в наличии свечей, например, во время обряда бритья жениха. Свечу или лампаду приносили и после свадьбы в качестве подарка невесте, для того чтобы жизнь молодых была светлой и благополучной.

Малоизвестный крымскотатарский свадебный обряд «ударения» был связан с пережитками родовых отношений, а именно инициацией, переходом юношей и девушек в разряд взрослых, с испытанием их на физическую крепость, силу, терпение, способность переносить боль и т.д.

С пережитками древних верований связан и обряд окрашивания волос, ладоней, ногтей рук, а также ступней и ногтей ног невесты хной. Во многих могильниках археологи обнаружили следы охры, которой полностью посыпали тело умершего. Если процесс погребения расценивать с точки зрения перехода в лучший мир, то обряд носил праздничную символику.

Во множестве различных культур мы можем встретить образ священного дерева. Исследователи мифологии назвали этот образ «Мировым деревом» (или «Деревом жизни»). Из сферы архаичных мифов и обрядов символика дерева перешла в моделирующую систему шаманизма. Образ «Мирового дерева» встречается на свадьбе крымских татар предгорного Крыма. Дерево или «нахыл» делали из золотой бумаги и ставили посередине подноса с едой. Оно означало миропорядок. Листья символизировали колыбели будущих детей.

После принятия крымскими татарами в XIII веке ислама, свадебный обряд принимает общепринятую форму.

Так как в исламе мужчине позволительно иметь четыре жены, у крымских татар вплоть до конца XIX в. наблюдался обычай многоженства.

Несмотря на то, что по «шариату», исламскому кодексу права и морали, брак разрешается при второй ступени родства, у крымских татар он невозможен вплоть до седьмого колена. Этот запрет распространялся и на молочное родство. Но были случаи, когда некоторые ханы брали в жены своих дальних родственниц. Так, жена хана Бахадира Гирая — Ханзаде Ханым была дочерью хана Бора Гази Гирая.

Что касается самого обряда бракосочетания (по-арабски «никях»), рассматриваемого в исламе, прежде всего, как праведный акт преданности и ответственности, как средство успокоения души и сердца, то он приобрел постоянную форму и действует у всех мусульман, в том числе и крымских татар, до сих пор в неизменной форме.

«Никях» у крымских татар проводился по определенным правилам. Сначала произносилась брачная проповедь. Как правило, ее читал «имам» (духовное лицо, которое заведует мечетью). Вначале произносилась хвала Аллаху, а после читались «аяты» (стихи в Коране), проповедующие богобоязненность и послушание, после чего проповедь завершалась наставлениями о необходимости верности и взаимопонимания в семье. Далее произносилась молитва о благополучии и единстве семьи, которая была призвана объединить новобрачных и их родню.

После этого речь шла о подарке жениха для невесты, называемом «махр» (имущество, которое муж выделяет жене при заключении равноправного брака), который регистрировался в свидетельстве и выдавался непосредственно на церемонии уполномоченным, ведущим церемонию.

Кроме этого, по обычаю мусульманской свадьбы, перед тем как заключить брак, жених должен был соблюсти некоторые требования: согласие на проведение бракосочетания должно быть взаимным и добровольным, как со стороны жениха, так и со стороны невесты; во время обряда должны присутствовать не менее двух человек, выполняющих роль свидетелей. Немаловажен был и выбор девушки, которая должна была отвечать требованиям «шариата» (не кровная или молочная родственница, не многобожница или атеистка). После согласия девушки и благословения ее родителями, жених должен был организовать сватовство и помолвку. Мусульманская свадьба должна была быть гласной и открытой, не ограниченной во времени. Поэтому в старину крымскотатарская свадьба длилась сорок дней и сорок ночей, позже она сократилась до семи дней и семи ночей, а ближе к XX в. продолжалась 3-4 дня. При этом начиналась в четверг, а заканчивалась в воскресенье.

Итак, крымские татары представляют собой тюркский народ, который исторически сформировался в Крыму. Он вобрал в себя культуру множества народов, населявших Крымский полуостров с древнейших времен. Все это отражено в крымскотатарской свадьбе, которая является комплексом обрядов, знаменующих заключение брака и создание семьи.

Крымскотатарская свадьба сохранила в себе пережитки языческих религиозных верований, которые прослеживались у племен, сформировавших впоследствии крымскотатарский народ.

С принятием крымскими татарами ислама в XIII веке свадебные традиции получили общепринятую форму, свойственную для всех мусульман, при этом сохранили некоторые элементы язычества.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог


Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/users/a/awebo/domains/goloskrimanew.ru/wp-content/themes/gk/sidebar-single_npaper.php on line 65