Р. Кадыров, хранитель музейных предметов КМКИН
В Музее истории и археологии, г. Старый Крым (на правах отдела КМКИН), хранится большое количество различных надмогильных памятников и архитектурных элементов. Особого внимания заслуживают надмогильные камни, которые устанавливались у изголовья женских могил. Эти памятники представляют из себя плоскую стелу с навершием.
Стелы устанавливались вертикально, лицевой стороной на восток. При этом оформление навершия памятника было разнообразным и зависело от предпочтений заказчиков или искусности мастера-камнереза. На лицевой стороне рельефно выделялась арка самой разнообразной формы (со стрельчатым, килевидным или полукруглым сводом), куда помещалась эпитафия с указанием имени человека и даты его смерти. Кроме текста, на лицевой стороне могли быть высечены растительный или геометрический орнамент, всевозможные розетки и бордюры.
Оборотная сторона стелы тоже не оставалась без внимания. За исключением эпитафий, в оформлении оборотной стороны также встречается высеченный богатый растительный орнамент и различные фигуры, среди которых особо выделяются изображения свечей или лампады. Эти символы часто использовались при декорировании надмогильных памятников крымских мусульман. Лампады изображались с шаровидным или вытянутым туловом, коническим горлом и поддоном. Нередко лампаду дополняли расположенные по бокам изображения свеч на высоком подсвечнике, а иногда высекалась одна свеча по центру памятника.
Несмотря на различное исполнение элементов, основной посыл оставался неизменным. Согласно духовным воззрениям крымских мусульман, все эти составляющие отражают символы Бога. В качестве доказательств приводится аят из Корана: «Аллах – свет небес и земли. Его свет – точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло – точно жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного – маслины <…>. Масло ее готово воспламениться, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведет Аллах к Своему свету, кого пожелает, и приводит Аллах притчи для людей. Аллах сведущ о всякой вещи!» (Коран. 24: 35).
Эти традиции в оформлении надмогильных камней могли быть переняты у турков-сельджуков во второй половине XIII века, когда они мигрировали в Крым, спасаясь от монгольского завоевания Анатолии, и расселились в юго-восточной его части. Согласно представлениям сельджукского культа, лампада символизировала свет веры, а свечи — знания Корана и Сунны пророка Мухаммеда (с.а.с.).
comments powered by HyperComments