Научно-исследовательская деятельность – благодатная работа для потомков. Материалы из прошлого формируют мировоззрение и стимулируют к работе на будущее. Газета «Голос татар» — ценный источник по истории национальной борьбы. Материалы, опубликованные на ее страницах, воссоздают картину событий 1917 года, времена деятельности Н. Челебиджихана. Предлагаемая статья редактора газеты Халиля Чапчакчи несет ценную информацию о работе Мусульманского исполкома.
Халиль Чапчакчи, «Голос татар», №13, 21 октября 1917 г.
В исторический отныне для крымских мусульман день, 25 марта, крымскими татарами был избран Центральный комитет в числе 48 членов, которому поручено было ведение в дальнейшем культурно-национальных дел крымских татар. Наказ, данный избранному комитету 2000 делегатами татар, прежде всего требовал от комитета выполнения следующих трех неотложных задач: 1) организационной, 2) просветительной и 3) агитационной.
Прежде всего, конечно, Центральному комитету нужно было приняться за организационную работу по той простой причине, что крымские татары, в силу общих условий старого строя, представляли собой рассеянную, распыленную массу без определенного объединяющего центра.
Став во главе также и организационной работы, ЦИК Крымских Мусульман в короткое время имел уже за собой 124 комитета (уездных и волостных), объединяющих вокруг себя всю демократическую часть татарского населения. Если в эти комитеты и даже Центральный комитет случайно попадали представители от кадетствующих татар или же отдельные представители от мулл старого закала, между прочим, с ветхозаветным взглядом на женский вопрос, то такого рода члены комитетов весьма быстро выясняли себе сегодняшнее настроение и мировоззрение демократического мусульманства и сами спешили уйти из комитетов в лоно интернациональной реакции для более продуктивной работы в подполье в смысле более тесного общения с контрразведкой…
Комитеты со своей стороны только приветствовали такого рода очищения; оставить их среды от элемента, постоянно тормозившего их работу. Тем более когда такой жгучий для татарской общественности, как женский вопрос затворничества, вопрос об участии и мусульманки в общественно-культурной работе нации, требовал быстрого, определенного и категорического своего разрешения.
Сама жизнь требовала от комитетов, а следовательно, и от татарской демократии отказа устарелого, изжитого обычая затворничества — с одной стороны, с другой же — признания настоятельной необходимости использования и мусульманкой прав, дарованных великой российской революцией всем гражданам, в течение веков и особенно в последние три года беспрестанно быть может бессознательно несших неисчислимые жертвы в надежде наступления празднуемых светлых дней свободного существования.
Крымская мусульманка осознала свои интересы, определила свои цели и пошла вместе с татарской демократией. В настоящее время 24 женских комитета объединяют мусульманок Крыма. Надо знать быт и нравы мусульман вообще и крымских в частности, чтобы понять значение деятельности Центрального комитета и тот переворот в умах и настроениях крымских татар и татарок, свидетелями чего мы сейчас являемся. Разве можно забыть слова 60-летней энергичной с быстрыми и еще огненными глазами старушки татарки, представительницы одного из участковых комитетов о том, что она счастлива в сознании того, что хотя бы на закате своей жизни добилась участия в общественной работе, в мечтах о которой горела всю жизнь, но не могла участвовать только потому, что она была женщиной, в то время как ее же братьям это было более доступно. Эта старушка как живая история мытарств, унижений и оскорблений татарской женщины, беспрерывно вдохновляет своих юных помощниц на энергичную и активную борьбу за лучшее будущее мусульманки, за признание ее естественных прав всем мусульманским миром.
Переходя к оценке деятельности вообще комитетов, нельзя упустить из виду тот успех, который достался татарам именно благодаря их комитетам.
11 гласных-татар в Евпаторийской городской управе – небывалое и непредполагаемое явление в жизни евпаторийских татар – должно быть объяснено только усиленной предвыборной деятельностью Евпаторийского уездного комитета.
Выборы в уездные земства также весьма показательны в смысле успешной деятельности комитетов.
В уездные земства проходит такое количество членов, которое вполне соответствует численности татарского населения. Радостнее всего то явление, что представителями от татар в уездные земства попадают истинные сыны татар – демократы и по происхождению, и по убеждениям. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с татарским членским составом хотя бы Ялтинского, Симферопольского, Феодосийского уездных земств.
Во время выборов в волостные земства участие татар в выборах доходит до 60-70%, причем особенный интерес к выборам проявляют татарки; ясно, что без усиленной деятельности комитетов дело не обошлось: в Ялтинском уезде отмечались даже такие случаи, когда больные татары, невзирая на свои недуги, имея в виду лишь интересы общества, с постели уходили к избирательным урнам.
Но далеко не этим ограничивалась деятельность ЦК МИК и его отделов в уездах и волостях. Когда в мае в Евпатории толпы стали учинять самосуды над уличенными и подозрительными для них лицами, то это печальное явление было остановлено только после вмешательства ЦК МИК; для удержания массы от самосудов в Евпаторию отправился тогда по приглашению губернского комиссара сам председатель Исполнительного комитета (ИК) муфтий Челебиев. И действительно, после приезда Челебиева в Евпаторию и его выступления перед народными массами взбушевавшиеся страсти сразу же улеглись.
Если быстро и мирным путем удавалось успокоить и удержать, например, крестьян Богатырской волости от самочинного захвата и рубки лесов в той же волости, то это только благодаря вмешательству того же ИК и благодаря тому доверию, которое татарское население оказывает ИК.
Симферополю больше, чем другим городам известен факт о согласии крестьян отпускать городу дрова только после обращения ИК к крестьянам.
Комитету же обязано татарское общество выделением разбросанных в разных полках татар в татарский батальон, который, по отзыву командира полка, считается образцовым именно потому, что в батальоне все время идут регулярные занятия; кроме того, батальон выделил учебную команду, где также идут нормальные занятия по подготовке унтер-офицеров.
Затем ИК МИК удалось создать два своих органа («Миллет» на татарском языке и «Голос татар» на русском) и приобрести свою типографию, которая беспрерывно работает для удовлетворения просветительских нужд крымских татар.
Тесной внутренней связью между 124 комитетами, объединяющими демократическую часть татарского населения Крыма, должна быть объяснена та единая воля всех этих комитетов на съезде 1-го и 2-го октября, где им удалось составить один общий список кандидатов в Учредительное собрание.
Ограничиваясь пока кратким очерком организационной работы ИК, в следующем номере мы обещаем дать также отчет о просветительной деятельности комитета.
comments powered by HyperComments