К 100-летию Курултая
Э. АБДУЛХАИРОВ, преподаватель Джанкойского профессионального техникума
(Окончание. Начало в №9)
В 1865 году крымскотатарские деревни Тархан-Сунак, Биюк-Тоганаш, Биюк-Алкалы, Кучук-Алкалы, Биюк-Сунак, Кучук-Сунак и др. селения (всего 185 в 3-ем стане Перекопского уезда), несмотря на упадок, были отмечены по правую сторону Чонгарской большой проселочной дороги на Симферополь и располагались при заливе Сиваш. На 1863 год в Перекопском уезде насчитывалось 44 мечети, а упраздненных — 125. После Крымской войны и эмиграции крымских татар деревни, как и мечети, приходят в разрушенное состояние.
Постепенно население в Биюк-Сунаке и Кучук-Сунаке увеличивается, и в последней, по «…Памятной книжке Таврической губернии на 1900 год» числилось 37 жителей в 5 дворах, причем деревня относилась к Богемской волости, а в Биюк-Сунаке – 77 жителей при 22 дворах.
В 1865 г. Перекопским уездным кадием Умером эфенди проведена инвентаризация исламских храмов. В связи с тем, что жители покинули большинство деревень, мечети остаются без присмотра. В том «Списке деревень, в которых мечети разрушены до 1865 года» — всего 141 деревня с разрушенными культовыми зданиями. В архиве сохранились и такие документы: «О продаже упраздненных мечетей», «Список мечетей по деревням», «Описи вакуфных земель Перекопского уезда».
Фонды Госархива Крыма богаты документами о Перекопском уезде, в том числе о духовных служителях… В «Списке духовенства… за 1849 – 1865 годы» на странице 21 числится д. Биюк-Сунак с пятивременной мечетью. Через два десятилетия «число душ магометан с правом голоса достигает 11, что позволило выбрать имама — им был выбран Ибраим Осман Челебия — отец Номана Челебиджихана» (исследовано И. Абдуллаевым – историком, журналистом, архивистом). Событие это произошло 23 мая 1887 года… И тоже, 23 мая, но уже в 1923 году, при большевиках происходит ликвидация деревенской мечети. В государственном архиве Крыма сохранились дела по истории храма в Биюк-Сунаке — описание, списки управленческого состава, прихожан и т.д. Число 23 странным образом присутствует в роду Челебиевых…
В Африке, Азии, Европе и Америке – везде чтят национальных героев. В США, к примеру, 5 крупных ежегодных календарных событий. Один из них – день Памяти Мартина Лютера Кинга — лидера афроамериканцев. И президент, и конгрессмены, и все те, кто считает себя политиком не средней руки, не забывают в день Памяти вождя афроамериканцев посетить его родной город… В газете «Голос Крыма» от 29 февраля 2008 года в статье «Памяти национального героя» мной был предложен ряд мероприятий по теме: Н.Челебиджихан… На средства ТIКА в Кучук-Сонаке (Мелководном) был выкуплен дом для мемориального музея, где постепенно собирались экспонаты. Одновременно здание служило местом для пятничных молитв для местных жителей. Позже, стараниями Халила-ага (известный общественный активист) и его покойной супруги, были найдены спонсоры на ремонт и строительство мечети-медрессе в селе Завет-Ленинском (Кучук-Алкалы). Тут есть помещения и условия для музея Н.Челебиева, который мог бы пополниться уже собранными экспонатами из Мелководного. Таково было мнение музейных работников из Симферополя и общественности, которая ежегодно собиралась на поминальное дуа-поминки (в том числе и такие прославленные поэты, наши современники — Шакир Селим, Риза Фазыл, Шерьян Али…) в Кучук-Сонаке (Мелководном) в начале третьей декады февраля. Другой вариант – в городе Джанкое, районном центре, невероятными усилиями, стараниями и талантом Л.Тувышевой, наконец-то открыт краеведческий музей, ставший популярным среди джанкойцев. Здесь можно было бы к 95-летию района развернуть экспозиции по истории сел региона, где и нашлось бы место в том числе экспонатам из Мелководного.
Медрессе-мечеть с музеем, как и весь этот сакральный регион, мог бы стать объектом религиозного туризма, ныне развивающегося в Крыму.
Поэт и журналист, один из исследователей биографии Н.Челебиджихана и его соратников, отмечает, что эта плеяда молодых политиков того времени была очень образована (Ю. Кандымов. Курултай 1917 года. Киев — 2009). До учебы в Стамбульском и Санкт-Петербургском университетах Челебиев получил духовное образование в медресе Акчора Перекопского уезда (нынешнее Чайкино Джанкойского района). Деревня Акчора имеет многовековую историю, упоминается на страницах книги-путеводителя турецкого путешественника XVII века Эвлии Челеби (автор статьи, в связи с 95-летием в этом году образования Джанкойского района как административной единицы, готовит очерки по истории сел региона, в том числе и этого старинного селения Акчора…). В Государственном Архиве Республики Крым сохранились документы об этом духовном образовательном учреждении: здесь обучалось 106 шагирдов в 6 отделениях с 14-летним курсом обучения. Все сохты одновременно обучались также в Акчоринском русско-татарском училище. На протяжении десятилетий этому медресе оказывали благотворительность дворяне Карашайские — представители родовитых крымскотатарских беев, управлявшие уездом, отличившиеся на военной и статской службе, награжденные государями чинами, орденами и землями, пользовавшиеся уважением в Таврическом Дворянском Собрании.
В селе Завет-Ленинский (Кучук Алкалы) начинал свою музыкальную карьеру (в крымский период) известный гитарист, лауреат международных конкурсов Энвер Измайлов. Не менее известен джанкойцам и легендарный Л.Захарьян, участник ВОВ, 25 лет руководивший заветленинским колхозом. Его имя здесь носит и прославленный парк культуры и отдыха с зооуголком, которым с 1984 г. бессменно руководит эколог-орнитолог Н.Арсиевич.
В архивах Заветленинского сельсовета сохранились материалы о еврейской колонизации 1920-х годов в Северном Крыму: Колоски (Шолом-Алейхем), Заветленинский (Кучук Алкалы), первых рентабельных и успешных национальных еврейских коллективных хозяйств. Собственно, на базе еврейской коммуны «Мишмар» и получила свое развитие сельскохозяйственная артель «Завет Ленина». Территория сельсовета — площадка для развития и этнотуризма.
В год 100-летия со дня гибели национального героя актуальными остаются многие вопросы: проведение научных конференций, учреждение медалей, премий в области литературы и искусства, юбилейных монет и др., предлагаемые автором статьи еще 10 лет назад. С тех пор постепенно накапливался материал – исследование документов в Государственном архиве РК. Изучая документы, обращаешь внимание, что административный состав сельревкомов был беспартийным, в т.ч. и в Биюк-Сунакском, где на 1921 год председателем ревкома был Иван Викулкин, товарищем председателя — Людвиг Олешевский, секретарь – Мартын Губа. На этот период, когда Биюк-Сунак был в составе Тереклинского сельревкома, в селении проживали 82 человека, а в Чокрак-Сунаке – 68. В Кучук-Сунаке, относившемся к Тоганашскому сельревкому – 85, Кучук-Алкалы – 37, Биюк Тоганаше — 186, Тоганаше – 1185; всего по Тоганашскому сельсовету – 1350. В архивном деле есть данные о национальном составе деревень этих двух сельревкомов: Биюк-Сунак – 23 крымских татарина, 8 немцев, 62 русских. Чокрак-Сунак – 39 русских, 16 молдаван; Кучук-Сунак — 69 русских, 37 болгар. Кучук-Алкалы – 25 русских.
Именной список беднейшего населения Биюксунакского сельревкома:
- Иван Михайлович Абкиякин – 6 (число душ).
- Трофим Самойлович Скляр – 6
- Сергей Трофимович Скляр – 7
- Зиват Жимаев – 4
- Осман – Осман Куртумеров – 4.
- Димитрий Сафронович Короткий – 8.
- Деомид Лукич Панченко – 8.
- Муртаза Мустафаев – 8.
- Лида Феодоровна Т… — 8.
- Роза Ивановна Могилина — 8.
- Иван Филипович Гончар — 8.
- Мемедемин Османов – 7.
Из последних документов по теме «Биюк-Сунак» обнаружены данные о составе Тоганашского сельсовета по переписи 1939 года (Список населенных пунктов с указанием численности по переписи 1939 года)
Тоганашский
сельсовет |
мужчин
|
женщин
|
всего
|
д.Биюк-Алкалы
|
57
|
63
|
120
|
д.Биюк-Сунак
|
53
|
51
|
104
|
д.Джан-Девлет
|
22
|
27
|
49
|
будка жел.дор.
на 815 км |
3
|
2
|
5
|
на 817 км
|
2
|
3
|
5
|
на 818 км
|
2
|
3
|
5
|
на 819 км
|
3
|
4
|
7
|
на 820 км
|
1
|
3
|
1
|
на 822 км
|
4
|
4
|
8
|
д.Камкалы
|
43
|
38
|
81
|
д. Кучук-Сунак
|
42
|
53
|
95
|
на 822 км
|
2
|
3
|
5
|
д.Фазыл-Китай
|
73
|
19
|
94
|
д.Ауз-Кирк
|
72
|
65
|
137
|
д.Мечетлы Китай
|
79
|
97
|
176
|
д.Новые Алкалы
|
17
|
21
|
38
|
д.Новый Кирк
|
60
|
63
|
123
|
д.Новый Букеш
|
43
|
47
|
90
|
д.Новая Михайловка
|
28
|
20
|
48
|
д.Новый Тоганаш
|
59
|
65
|
124
|
д.Осман Букеш
|
106
|
115
|
221
|
разъезд на 811 км
|
10
|
13
|
23
|
хутор Сохи
|
1
|
1
|
2
|
село Тоганаш
|
838
|
862
|
1700
|
д.Тотай
|
51
|
53
|
104
|
д.Тузакчи
|
2
|
2
|
4
|
д.Тюп – Джанкой
|
196
|
216
|
412
|
ст. Чонгарский мост
|
1
|
—
|
|
мост. Будка
|
6
|
6
|
1
|
ИТОГО
|
1821
|
1916
|
3737
|
Перед самой войной в Биюк-Сунаке числится 28 дворов. Жители села, как и соседнего Кучук-Сунака, работают в колхозе «Новая Нива». События военной поры, затронувшие территорию колхоза, отражены в монографии по истории сел Джанкойского района Л.Кошман. 18 мая 1944 года крымских татар, населявших эти деревни, депортировали в Среднюю Азию.
В сентябре в район приехали переселенцы из Каменец-Подольской и Киевской Украины, позже и других областей республики. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 мая 1948 года, Биюк–Сунак переименован в Чирки, а Кучук-Сунак – в Мелководное. В 1952 году, в августе, коллективные хозяйства «Новая Нива» и другие, где работали жители сел Биюк-Сунак и Кучук-Сунак отнесены к новому объединенному хозяйству – «Завет Ленина».
comments powered by HyperComments