Курс валют USD 0 EUR 0

Из истории исчезнувших деревень Перекопского уезда Таврической губернии: Биюк-Сунак

Комментариев: 0
Просмотров: 1 120

К 100-летию Курултая

 

 

Э. АБДУЛХАИРОВ, преподаватель Джанкойского профессионального техникума

 

(Окончание. Начало в №9)

В 1865 году крымскотатарские деревни Тархан-Сунак, Биюк-Тоганаш, Биюк-Алкалы, Кучук-Алкалы, Биюк-Сунак, Кучук-Сунак и др. селения (всего 185 в 3-ем стане Перекопского уезда), несмотря на упадок, были отмечены по правую сторону Чонгарской большой проселочной дороги на Симферополь и располагались при заливе Сиваш. На 1863 год в Перекопском уезде насчитывалось 44 мечети, а упраздненных — 125. После Крымской войны и эмиграции крымских татар деревни, как и мечети, приходят в разрушенное состояние.

Постепенно население в Биюк-Сунаке и Кучук-Сунаке увеличивается, и в последней, по «…Памятной книжке Таврической губернии на 1900 год» числилось 37 жителей в 5 дворах, причем деревня относилась к Богемской волости, а в Биюк-Сунаке – 77 жителей при 22 дворах.

В 1865 г. Перекопским уездным кадием Умером эфенди проведена инвентаризация исламских храмов. В связи с тем, что жители покинули большинство деревень, мечети остаются без присмотра. В том «Списке деревень, в которых мечети разрушены до 1865 года» — всего 141 деревня с разрушенными культовыми зданиями. В архиве сохранились и такие документы: «О продаже упраздненных мечетей», «Список мечетей по деревням», «Описи вакуфных земель Перекопского уезда».

Фонды Госархива Крыма богаты документами о Перекопском уезде, в том числе о духовных служителях… В «Списке духовенства… за 1849 – 1865 годы» на странице 21 числится д. Биюк-Сунак с пятивременной мечетью. Через два десятилетия «число душ магометан с правом голоса достигает 11, что позволило выбрать имама — им был выбран Ибраим Осман Челебия — отец Номана Челебиджихана» (исследовано И. Абдуллаевым – историком, журналистом, архивистом). Событие это произошло 23 мая 1887 года… И тоже, 23 мая, но уже в 1923 году, при большевиках происходит ликвидация деревенской мечети. В государственном архиве Крыма сохранились дела по истории храма в Биюк-Сунаке — описание, списки управленческого состава, прихожан и т.д. Число 23 странным образом присутствует в роду Челебиевых…

В Африке, Азии, Европе и Америке – везде чтят национальных героев. В США, к примеру, 5 крупных ежегодных календарных событий. Один из них – день Памяти Мартина Лютера Кинга — лидера афроамериканцев. И президент, и конгрессмены, и все те, кто считает себя политиком не средней руки, не забывают в день Памяти вождя афроамериканцев посетить его родной город… В газете «Голос Крыма» от 29 февраля 2008 года в статье «Памяти национального героя» мной был предложен ряд мероприятий по теме: Н.Челебиджихан…  На средства ТIКА в Кучук-Сонаке (Мелководном) был выкуплен дом для мемориального музея, где постепенно собирались экспонаты. Одновременно здание служило местом для пятничных молитв для местных жителей. Позже, стараниями Халила-ага (известный общественный активист) и его покойной супруги, были найдены спонсоры на ремонт и строительство мечети-медрессе в селе Завет-Ленинском (Кучук-Алкалы). Тут есть помещения и условия для музея Н.Челебиева, который мог бы пополниться уже собранными экспонатами из Мелководного. Таково было мнение музейных работников из Симферополя и общественности, которая ежегодно собиралась на поминальное дуа-поминки (в том числе и такие прославленные поэты, наши современники — Шакир Селим, Риза Фазыл, Шерьян Али…) в Кучук-Сонаке (Мелководном) в начале третьей декады февраля. Другой вариант – в городе Джанкое, районном центре, невероятными усилиями, стараниями и талантом Л.Тувышевой, наконец-то открыт краеведческий музей, ставший популярным среди джанкойцев. Здесь можно было бы к 95-летию района развернуть экспозиции по истории сел региона, где и нашлось бы место в том числе экспонатам из Мелководного.

Медрессе-мечеть с музеем, как и весь этот сакральный регион, мог бы стать объектом религиозного туризма, ныне развивающегося в Крыму.

Поэт и журналист, один из исследователей биографии Н.Челебиджихана и его соратников, отмечает, что эта плеяда молодых политиков того времени была очень образована (Ю. Кандымов. Курултай 1917 года. Киев — 2009). До учебы в Стамбульском и Санкт-Петербургском университетах Челебиев получил духовное образование в медресе Акчора Перекопского уезда (нынешнее Чайкино Джанкойского района). Деревня Акчора имеет многовековую историю, упоминается на страницах книги-путеводителя турецкого путешественника XVII века Эвлии Челеби (автор статьи, в связи с 95-летием в этом году образования Джанкойского района как административной единицы, готовит очерки по истории сел региона, в том числе и этого старинного селения Акчора…). В Государственном Архиве Республики Крым сохранились документы об этом духовном образовательном учреждении: здесь обучалось 106 шагирдов в 6 отделениях с 14-летним курсом обучения. Все сохты одновременно обучались также в Акчоринском русско-татарском училище. На протяжении десятилетий этому медресе оказывали благотворительность дворяне Карашайские — представители родовитых крымскотатарских беев, управлявшие уездом, отличившиеся на военной и статской службе, награжденные государями чинами, орденами и землями, пользовавшиеся уважением в Таврическом Дворянском Собрании.

В селе Завет-Ленинский (Кучук Алкалы) начинал свою музыкальную карьеру (в крымский период) известный гитарист, лауреат международных конкурсов Энвер Измайлов. Не менее известен джанкойцам и легендарный Л.Захарьян, участник ВОВ, 25 лет руководивший заветленинским колхозом. Его имя здесь носит и прославленный парк культуры и отдыха с зооуголком, которым с 1984 г. бессменно руководит эколог-орнитолог Н.Арсиевич.

В архивах Заветленинского сельсовета сохранились материалы о еврейской колонизации 1920-х годов в Северном Крыму: Колоски (Шолом-Алейхем), Заветленинский (Кучук Алкалы), первых рентабельных и успешных национальных еврейских коллективных хозяйств. Собственно, на базе еврейской коммуны «Мишмар» и получила свое развитие сельскохозяйственная артель «Завет Ленина». Территория сельсовета — площадка для развития и этнотуризма.

 

В год 100-летия со дня гибели национального героя актуальными остаются многие вопросы: проведение научных конференций, учреждение медалей, премий в области литературы и искусства, юбилейных монет и др., предлагаемые автором статьи еще 10 лет назад. С тех пор постепенно накапливался материал – исследование документов в Государственном архиве РК. Изучая документы, обращаешь внимание, что административный состав сельревкомов был беспартийным, в т.ч. и в Биюк-Сунакском, где на 1921 год председателем ревкома был Иван Викулкин, товарищем председателя — Людвиг Олешевский, секретарь – Мартын Губа. На этот период, когда Биюк-Сунак был в составе Тереклинского сельревкома, в селении проживали 82 человека, а в Чокрак-Сунаке – 68. В Кучук-Сунаке, относившемся к Тоганашскому сельревкому – 85, Кучук-Алкалы – 37, Биюк Тоганаше — 186, Тоганаше – 1185; всего по Тоганашскому сельсовету – 1350. В архивном деле есть данные о национальном составе деревень этих двух сельревкомов: Биюк-Сунак – 23 крымских татарина, 8 немцев, 62 русских. Чокрак-Сунак – 39 русских, 16 молдаван; Кучук-Сунак — 69 русских, 37 болгар. Кучук-Алкалы – 25 русских.

 

Именной список беднейшего населения Биюксунакского сельревкома:

  1. Иван Михайлович Абкиякин – 6 (число душ).
  2. Трофим Самойлович Скляр – 6
  3. Сергей Трофимович Скляр – 7
  4. Зиват Жимаев – 4
  5. Осман – Осман Куртумеров – 4.
  6. Димитрий Сафронович Короткий – 8.
  7. Деомид Лукич Панченко – 8.
  8. Муртаза Мустафаев – 8.
  9. Лида Феодоровна Т… — 8.
  10. Роза Ивановна Могилина — 8.
  11. Иван Филипович Гончар — 8.
  12. Мемедемин Османов – 7.

 

 

Из последних документов по теме «Биюк-Сунак» обнаружены данные о составе Тоганашского сельсовета по переписи 1939 года (Список населенных пунктов с указанием численности по переписи 1939 года)

Тоганашский

сельсовет

мужчин

 

женщин

 

всего

 

д.Биюк-Алкалы

 

57

 

63

 

120

 

д.Биюк-Сунак

 

53

 

51

 

104

 

д.Джан-Девлет

 

22

 

27

 

49

 

будка жел.дор.

на 815 км

3

 

2

 

5

 

на 817 км

 

2

 

3

 

5

 

на 818 км

 

2

 

3

 

5

 

на 819 км

 

3

 

4

 

7

 

на 820 км

 

1

 

3

 

1

 

на 822 км

 

4

 

4

 

8

 

д.Камкалы

 

43

 

38

 

81

 

д. Кучук-Сунак

 

42

 

53

 

95

 

на 822 км

 

2

 

3

 

5

 

д.Фазыл-Китай

 

73

 

19

 

94

 

д.Ауз-Кирк

 

72

 

65

 

137

 

д.Мечетлы Китай

 

79

 

97

 

176

 

д.Новые Алкалы

 

17

 

21

 

38

 

д.Новый Кирк

 

60

 

63

 

123

 

д.Новый Букеш

 

43

 

47

 

90

 

д.Новая Михайловка

 

28

 

20

 

48

 

д.Новый Тоганаш

 

59

 

65

 

124

 

д.Осман Букеш

 

106

 

115

 

221

 

разъезд на 811 км

 

10

 

13

 

23

 

хутор Сохи

 

1

 

1

 

2

 

село Тоганаш

 

838

 

862

 

1700

 

д.Тотай

 

51

 

53

 

104

 

д.Тузакчи

 

2

 

2

 

4

 

д.Тюп – Джанкой

 

196

 

216

 

412

 

ст. Чонгарский мост

 

1

 

 

 

мост. Будка

 

6

 

6

 

1

 

ИТОГО

 

1821

 

1916

 

3737

 

 

 

Перед самой войной в Биюк-Сунаке числится 28 дворов. Жители села, как и соседнего Кучук-Сунака, работают в колхозе «Новая Нива». События военной поры, затронувшие территорию колхоза, отражены в монографии по истории сел Джанкойского района Л.Кошман. 18 мая 1944 года крымских татар, населявших эти деревни, депортировали в Среднюю Азию.

В сентябре в район приехали переселенцы из Каменец-Подольской и Киевской Украины, позже и других областей республики. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 мая 1948 года, Биюк–Сунак переименован в Чирки, а Кучук-Сунак – в Мелководное. В 1952 году, в августе, коллективные хозяйства «Новая Нива» и другие, где работали жители сел Биюк-Сунак и Кучук-Сунак отнесены к новому объединенному хозяйству – «Завет Ленина».

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог