Курс валют USD 0 EUR 0

К вопросу о государственной форме Крыма

Комментариев: 0
Просмотров: 721

Эльдар Сеитбекиров, «ГК»

Читатели «Голоса Крыма new» наверняка уже обратили внимание на то, что предлагаемые мной материалы касаются периода гражданской войны и Крымской АССР. По нашему глубокому убеждению, события, разворачивающиеся в Крыму 100 лет назад, не есть день вчерашний, а сегодняшний и даже завтрашний, т. е.  имеют оперативное значение. Крымскотатарский народ в период проживания в составе царской империи, в зависимости от правителей, внутренней и международной политики, имел разное положение. Однако ни в народной памяти, ни в документах национального движения он не был зафиксирован как показатель реализации прав и свобод. Становление Временного Крымско-Мусульманского исполнительного комитета, а затем Курултая, их деятельность с 25 марта 1917 года до разгрома большевиками в середине января 1918 года — это миг не только для истории, но и текущего политического момента. И только Крымская АССР со своими положительными и отрицательными сторонами долгие годы служила показателем решения многих национальных проблем. Участие во власти, вплоть до уровня председателей КрымЦИКа и Совнаркома, политика коренизации (татаризации) государственного аппарата, ликвидация безграмотности, масштабное открытие национальных школ, учреждений науки и культуры и так далее нашли реализацию в Крымской автономии. Очень много прогрессивного сочеталось с жесткой государственной политикой и большой несправедливостью.

Crimean_ASSR

Просматривая очередное архивное дело, датируемое 1921 годом, в котором  собраны обращения, плакаты и отдельные номера газет, в том числе крымскотатарской «Догъру ел», мне попался листок бумаги, напечатанный типографским способом, с текстом «К вопросу о государственной форме Крыма» видного крымскотатарского большевистского деятеля Селима Меметова. После окончательного установления советской власти в Крыму в 1920 году у победителей не было единого мнения по статусу полуострова, в партийных и советских кругах развернулась дискуссия по данному вопросу: область или республика? Проблема разрешилась в пользу автономии, которую добивались в первую очередь крымские татары. Изучение общественной мысли – необходимость для понимания происходящих процессов, прошлое уже прошло через общественную практику, т.е. подтвердилось или не подтвердилось жизнью, и у нас появилось относительное право выбора. Данный материал содержит много интересных исторических фактов и может побудить ученых к новым исследованиям. Пусть читатель найдет для себя в нем что-либо рациональное и полезное.

С. МЕМЕТОВ

Одним из основных противоречий капиталистического строя является национальный гнет и один из факторов социальной революции есть национальный вопрос, который выражается в освободительном движении в колониальных странах и среди национальных меньшинств, входящих в состав многонациональных великих держав.

Партия наша в своей программе разрешила этот вопрос. По отношению внутри России мы на месте многонационального государства создали свободную Федерацию национальных Республик и произвели этнографический передел России, изменив старые административные границы.

По отношению к освободительному движению среди колониальных народов наша задача заключалась в том, чтобы поддержать всемерно это движение, развить его, направлять по пути социальной революции, сделав центром революционных колониальных народов Советскую Россию, путем привлечения симпатий колоний к нам. Для этого нам пришлось через Восточные Республики стремиться к идейному руководству и этим самым бороться против уклонения революционного движения народов Востока в сторону панисламизма и пантюркизма (что в настоящее время выражается в централизации всего освободительного движения мусульманского Востока вокруг Кемальской Турции).

Ход развития революции, необходимость приспособления всего аппарата диктатуры пролетариата к военным нуждам и задачам и медленный темп развития революции на Западе, создало условие, при котором мы не могли осуществить в жизнь нашу программу по национальному вопросу в окраинных Республиках Советской Федерации в экономической ее части и, следовательно, и административной, и политической.

Это положение, вызвав целый ряд неизбежных ошибок и уклонений, во-первых, помешало нашей задаче превращения Советской России в центр революционного движения в колониях и ориентации этих колоний в сторону наших Восточных Республик, во-вторых, создало условия для развития и усиления национально-шовинистического движения внутри этих самих Восточных Республик Совфедерации.

Х съезд нашей партии, который собрался в переходный момент от военной эпохи к эпохе мирного строительства, поставил национальный вопрос в порядок дня и принял ряд конкретных решений о необходимости проведения в жизнь нашей программы по национальному вопросу.

В нашей партии существует нездоровое течение, игнорирующее всякие национальные вопросы. Это облекалось в форме левейшего Интернационализма, а на самом деле являлось отрыжкой бюрократизма и великодержавного централизма и лило воду (как показал опыт) на мельницу контрреволюции.

Наличие сторонников этого течения заставляет нас снова рассмотреть этот ясный и несколько раз решенный верховными органами нашей партии, съездом и теперь в жизни фактически разрешенный вопрос о государственной форме Крыма.

Этот вопрос нельзя рассматривать с точки зрения брошюры т. Бененсона и рассуждать, что Крым маленькая штучка и не стоит о нем говорить. Нужно подходить, во-первых, из интересов развития революции, учесть всесторонне исторические условия Крыма, международное его значение, географическое и этнографическое положение.

Крым не так давно утратил свою государственную независимость, со времени покорения Крыма прошло только 137 лет… Татары никогда не примирились со своим положением, каждая русско-турецкая война сопровождалась восстанием татар. Эмигрировав в Турцию, Болгарию, Румынию, татары не перестали считать Крым своей родиной. Создавая там свои кружки, организации вели дискуссию по Крымскому вопросу. Деятельность этих татарских кружков на Востоке особенно оживилась после революционного периода 1905-го года. Особенную активность они проявили в период империалистической войны. Появились газеты, журналы и брошюры, издаваемые татарскими обществами и организациями, которые распространялись по всему Мусульманскому Востоку и по всему миру. (Газета «Чолпан» (1905 г.), «Тарихиль Мусульман» (1908-1909 гг.),  «Добруджа Садасы», «Крым Оджаги», «Крым Журналы» за время империалистической войны. Наконец газета «Курултай», которая продолжает издаваться в Эски-Шекре.) Поэтому понятно то, что с первого дня революции 1917 г. национальное движение в Крыму вспыхнуло так сильно и организованно, крымские татары сумели раньше, чем всякие другие национальные меньшинства России, создать свой парламент, организовать свое правительство, захватить власть в Крыму, о чем возвестили всему Востоку и миру.

Это было не случайно. Крым по своему географическому положению является самым ближайшим пунктом, как бы мостиком России к Востоку. Он является передаточным пунктом Европейской культуры на Восток. Крым благодаря своему географическому положению имел всегда влияние на Восток и как образец самой бесчеловечной кровавой колониальной политики помещичьей России стоял напоказ всему Востоку. Нигде так чувствительно не отразятся наши ошибки, как в Крыму.

Издаваемая в Крыму газета «Терджиман» распространялась по всему Востоку, вплоть до Индии и Афганистана, и имела громадную популярность. Эмигрантские песни крымских татар популярны в Турции, имеют самое широкое распространение в Румынии, Болгарии и Анатолии. Крым всегда имел большое влияние на ближневосточных мусульман, чем Турция на Крым, благодаря своему культурно-экономическому превосходству.

Крымские татары ведут в Анатолии образцовые сельские хозяйства, крымские татары не отуречены, наоборот, организация крымских татар и политические кружки, общества учащихся играли доминирующую роль в Турции.

Одна треть делегатов съезда Коммунистической партии, приехавшей со всей Турции, представлялась крымскими татарами и в Центральном Комитете Турецкой Коммунистической партии тоже одна треть крымские татары.

Лидер профессионального движения в Турции — крымский татарин Люман, который прошел от рабочей организации.

Нужно создать здесь такую образцовую Советскую Республику, которая имела бы влияние на Турцию, привлекла бы к себе трудящихся Турции. Международное положение Крыма можно определить тем, что все мировые империалисты по очереди стремились захватить его и создать здесь свои базы для распространения своего влияния на Восток. Немцы и Англия все заигрывали и спекулировали на национальном движении крымских татар.

Вся история революционного Крыма подчеркивает наличие сильного национального движения. С первого дня революции здесь вспыхивает сильное татарское национальное движение и образуется Крымское демократическое правительство, так называемый Совет Народных Представителей, позже татарский парламент и его правительство захватывает всю власть в свои руки. Взамен приходит Советская власть и устанавливается как республика с совнаркомом во главе. На месте Советской власти создается коалиционное правительство, ответственное перед татарским парламентом. Уходят немцы, приходит Деникин, образуется так называемое Крымское Демократическое правительство из кадетов, которое байкотирует татар. В 1919 г. с приходом Советской власти устанавливается республика с временным рабоче-крестьянским правительством. Приходит Врангель в 1920 г. зимой, когда обозначается взятие Крыма, ЦК постановляет восстановить Крымскую республику. Крымревком во время своего пребывания в Мелитополе, около четырех месяцев, ожидая взятия Крыма, распространяет с аэропланов целый ряд воззваний и деклараций большинство на татарском языке от имени правительства Крымской республики к трудящимся массам Крыма.

Наконец Крым фактически превращен в Республику своим положением. Крым изолирован от России целым государством УССР.  Формально существование Крыма, как области, не имеющей государственного характера, нелепо, ибо, когда территория изолирована, имеет свои этнографические особенности, но не имеет государственного характера, а управляется другим государством, она называется колонией.

Существование Крыма в таком положении сплошное недоразумение, а упорствующие в этом отношении люди не выдерживают никакой критики.

Они говорят, что в Крыму здравница, но ведь в Азербайджане нефть, в Туркестане хлопок, но это не мешает созданию республики, наоборот, мы Крым приведем в положение здравницы для всей России только тогда, когда это дело мы сделаем руками местной власти, ведь ЦУКК уже определенно провалился, дело не установится до тех пор, пока это не станет делом самого Крыма.

Говорят, что это военная база, это уж очень слабо, об этом говорить не стоит, ибо всякому ребенку ясно, что пока не владеешь силой на море, значение Севастополя  не больше Евпатории и Перекопа.

Нам ясно теперь положение Крыма, его историческое, географическое, международное значение, нам нельзя здесь допустить никакой ошибки, ибо Крым весь на ладони перед Востоком, чем все окраины России, здесь наши ошибки чувствительны, чем где бы ни было, нам не следует создавать здесь условия, при которых развивается, усиливается шовинистическое национальное движение и ориентируется на Турцию. Нам нужно здесь создать такой образцовый Советский уголок, который послужил бы агитацией для всего Востока и тянул ориентацию Востока к себе и имел бы то влияние, которое он должен иметь. Создать здесь республику и проводить в жизнь всемерно нашу программу полностью по национальному вопросу в Крыму, согласно его условиям. Вот, что требуют интересы революции.

(Публикуется с некоторыми сокращениями)

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог