Курс валют USD 0 EUR 0

К вопросу о названии и самоназвании крымских татар

Комментариев: 0
Просмотров: 352

Надир БЕКИРОВ, кандидат философских наук

 

Осенью 2014 года в Крыму была проведена перепись населения. В ходе переписи также зафиксированы такие национальности, как ариец, новоросс, просто человек, марсианин, житель мира.  Среди ответов о национальной принадлежности есть эльфы, хоббиты, гоблины, орки, тевтонцы, гунны, половцы, скифы, сарматы. В российской историографии последних десятилетий происходит  сущностный пересмотр стереотипов отношений между татарами (в том числе крымскими татарами) и русскими в их веками связанной истории на просторах Евразии. По историческим меркам крымские татары достаточно молодая нация – всего лишь несколько столетий с момента начала формирования, и этот процесс еще не закончен, хотя и подрывался систематическими кровопусканиями и выселениями. Это молодая нация с очень древними крымскими корнями. Несмотря на малочисленность крымскотатарского народа, его политический и интеллектуальный потенциал, его упорная борьба за права человека уже завоевала признание в международном сообществе.

Вместо предисловия, или К постановке проблемы

Вопрос, вынесенный в заглавие этой статьи, не считается в академической науке актуальным. После принятия Декларации Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», где в официальном тексте употребляется выражение «крымские татары», вопрос, казалось бы, разрешился сам собой. Произошло официально признанное и осуществленное государством разделение этнических имен «татары» (к которым официальная политика и статистика относила крымских татар после депортации 1944 года) и собственно «крымские татары». Это было подтверждено и переписью населения СССР 1989 года, когда «крымские татары» стали учитываться в качестве отдельной национальности.

Однако сложные политические процессы, последовавшие в десятилетия после этого, привели к неожиданному результату. Не в академической среде, а среди части общественных деятелей самих крымских татар «возник» вопрос о «правильном» наименовании коренного тюрко-мусульманского народа Крыма. Базовой предпосылкой явилось отсутствие эффективного восстановления в правах репрессированного народа. Субъективной реакцией на это у определенной части крымских татар стал поиск решения, которое, на их взгляд, позволило бы «снять» проблему путем некоей умозрительной конструкции, «по-новому» объясняющей как возникновение этого бесправия или неполноправия, так и «обеспечивающей» равноправие народа в политической жизни государства, под юрисдикцией которого находится территория крымского полуострова. Группа активистов крымскотатарского национального движения на протяжении двух десятилетий выступает в печати, на собраниях, на сессиях Курултая за то, чтобы отказаться от названия «къырым татарлар», «къырым татар халкъы» и принять название «къырымлы», «къырым халкъы» и даже «къырымлар». Дошло до того, что митинг в Киеве, посвященный 71-й годовщине депортации крымских татар, назвали 71-й годовщиной депортации «крымцев».

Антитатаризм как «спасение»?

Широкой читательской аудитории за пределами Крыма, в том числе научной, по приведенным выше причинам эта тема известна достаточно плохо. Поэтому я считаю необходимым и оправданным процитировать один из материалов, опубликованных 23 апреля 2015 года:

«Именно с образования самостоятельного государства Крымское ханство и начинается отсчет существования крымской же нации, так как названия государств и наций, их населяющих, безусловно, идентичны. Иного в мировой практике не замечено. В официальных документах и переписке князей Руси, включая Московских, вплоть до Иванов III-го и IV-го, наш народ называют крымцами.

…Народу крымцев удалось сохранить самоидентичность, утратив при этом лишь свое имя къырымлар (крымцы) и привыкнув к общепринятому в России обзыванию тюркоязычных народов Поволжья, Сибири, а также бывших подданных Крымского ханства — мусульман Причерноморья и Кавказа — татарами.

Именно поэтому видные крымские ученые и общественные деятели, включая великого просветителя Исмаила-бея Гаспринского, Муфтия Номана Челебиджихана, виднейшего поэта и филолога Бекира Чобан-заде, пользовались этим прозвищем…

В этом им как нельзя по вкусу пришелся дурацкий каламбур Никиты Хрущева: «Если татары хотят на родину – пусть себе едут в Татарстан».

…и потому патриоты Крыма – мои единомышленники так настаивают на немедленном отвержении безликого, призванного забить последний гвоздь в крышку нашего гроба, политэтнонима ТАТАРЫ и полноправном использовании нашими соотечественниками естественного для них – потомков подданных Крымского ханства, самоназвания, непосредственно привязанного к Славному имени этого государства – КРЫМЦЫ (КЪЫРЫМЛАР).

Задача восстановить или установить справедливое самоназвание КРЫМЦЫ (къырымлар) наиглавнейшей целью имеет – отдать достойную дань уважения своим предкам…

В объеме данной публикации дать развернутый анализ и оценку происхождению «татаризма» и всем его негативным последствиям не представляется возможным, а словосочетание «крымские татары» оставьте его законным владельцам – дружественному народу татар (из Татарстана), которые в виде диаспоры проживают в Крыму.

Особенно эффективным стало бы применение этого термина в законодательных и других официальных государственных документах».

Самоидентификация народа

За последние годы произошел ряд событий, достаточно рельефно проявивших ситуацию. В частности, осенью 2014 года в Крыму была проведена перепись населения. Для меня результаты в главном были ожидаемы. Точно так же, как Украина стремилась занизить численность крымских татар и сделала это на переписи 2001 года (с 276000 в 1998 году по абсолютно точным данным МВД Украины, выдававшего паспорта крымским татарам, то есть проведшим поименный учет, до 249000 по официальной переписи), российская перепись дала еще меньшие цифры – 232340 человек.

«Крымские татары» и «татары» учитывались по переписи отдельно. Последними назывались выходцы из Средней России, Приуралья, Поволжья и Сибири, которых по прежним переписям в Крыму 10–12 тысяч человек.

Однако неожиданно по этой переписи в Крыму оказалось 44996 татар. По переписи 1989 года их было 10762, 2001 года – 13602. «В 2014 году по сравнению с 2001 годом численность лиц, назвавших себя татарами, выше в 3,3 раза. В их числе насчитывается 21,5 тыс. лиц, назвавших себя татарами, местом рождения которых является Узбекистан. Численность лиц, отнесших себя к крымским татарам, ниже в 2014 году по сравнению с 2001 годом почти на 13 тыс. человек, или 5%. При этом необходимо учитывать, что по данным послепереписной проверки Росстата в 2014 году часть респондентов указывала при переписи национальную принадлежность «татары», считая себя крымскими татарами, и язык «татарский», имея в виду язык крымскотатарский. Вместе с тем, несмотря на сокращение численности крымских татар, их доля в общей численности населения Крыма, указавшего национальную принадлежность, выросла на 0,3 процентных пункта. Суммарная численность  крымских татар и татар в 2014 году составила 277,3 тыс. человек, или 1262 на каждые 10000 человек, указавших национальную принадлежность. В 2001 году их суммарная численность была ниже на 7% и составляла 258,9 тыс. человек (1083 на каждые 10000 человек, указавших национальную принадлежность)».

И далее: «Среди языков, наиболее часто называемых населением Крыма родным языком, 8% – крымскотатарский (173,1 тыс. человек), 4% – татарский (81,9 тыс. человек) … языки». То есть среди тех, кто назвал себя в ходе последней переписи в Крыму «татарами» подавляющее большинство составляют крымские татары.

В ходе переписи также зафиксированы такие национальности, как ариец, новоросс, просто человек, марсианин, житель мира. Среди ответов о национальной принадлежности есть эльфы, хоббиты, гоблины, орки, тевтонцы, гунны, половцы, скифы, сарматы. В частности, в Евпатории была выявлена семья «лесных эльфов», члены которой заявили, что их переписывать нельзя. Но через несколько минут уговоров они согласились записать их пол и возраст». Крымлы не нашлось ни одного! И это после десятилетий упорного и никем не остановленного рефрена: «Мы – не татары, мы крымлы! Мы – крымы! Мы – крымцы!». Скорее наоборот — в условиях обострения ситуации, в которой оказался наш народ, часть его сделала акцент именно на базовом его определении: «Мы – татары! Да, разумеется, крымские».

Национальный инстинкт самосохранения и самоутверждения разбудил основную, стержневую идентичность «Мы – татары!».

Историография или пропаганда?

Даже самые ярые противники названия «татар» вряд ли смогут сказать, что это их бабушка или дед в детстве учили их тому, что мы, дескать, не татары, а татары – это одно из монгольских племен, покоренных и уничтоженных Чингисханом. Для абсолютно приближающегося к 100% большинству наших дедушек и бабушек, а тем более их родителей, имя «татар» было совершенно естественным, природным, «своим» именем, не вызывавшим у них никаких негативных ассоциаций. Отсюда следует, что люди, считающие себя патриотами своего народа, потому что они требуют изменить ненавистное им имя «татар», на самом деле, не замечая этого, фактически являются исполнителями той программы, которая заложена в шовинистической пропаганде, направленной на людей других национальностей, включая и тех, кто носит имя «татар».

Сам факт, что есть народ или народы, называющие себя «татар», уже сам по себе доказывает, что века гонений и репрессий не дали-таки завершенного результата – ренессанс возможен. Вот когда никто не решится называть себя «татар», хотя бы и были по крови татарами, вот только тогда можно считать задачу установления абсолютного и необратимого преобразования на этих территориях выполненной. В этом смысле большинство активных участников кампании за отказ от названия «къырым татар», конечно же, не отдают себе отчета в настоящем смысле своей деятельности, что, однако, ничего не меняет.

Кстати говоря, и в российской историографии последних десятилетий происходит сущностный пересмотр стереотипов отношений между татарами (в том числе крымскими татарами) и русскими в их веками связанной истории на просторах Евразии. Прежде всего, следует отметить фундаментальные работы Э. Кульпина-Губайдуллина и В. Возгрина, к ним можно отнести и двухтомник О. Гайворонского. Хотя переоценка идет не только в собственно научной сфере, но и в политическом контексте, в том числе на самом высоком уровне.

Почему же именно в Крыму, после уже состоявшегося возвращения на Родину, эти болезненные симптомы обострились? Да потому, что зависшая на десятилетия нерешенность базовых проблем бытия народа на своей родной земле порождает моральную усталость и желание найти панацею. Титанические усилия сторонников наклеить нашему народу лэйбл «къырымлы» или «къырым» как средство решения его тяжелейших проблем пойдут прахом. Результатом будет не просто «пшик», а еще одна тяжелейшая проблема, но уже тщательно навязанная себе нами самими.

История, насколько она известна

Династия Гераев/Гираев/Гиреев, возглавлявшая Крымское ханство на протяжении столетий его независимости, уходит своими корнями к чингизидам, в свою очередь возглавлявшим различные улусы империи Чингиз-хана, к которым относилась и Золотая Орда. Малые тюркские народы Сибири – телеуты и шорцы, живущие в нескольких селах под Новокузнецком, также сами себя называют «татары», впрочем, как и хакасы, нынешнее официальное имя которых идет от китайского. Ареал их расселения ранее простирался практически на всю территорию нынешнего Красноярского края, я уже не говорю о сибирских татарах, чье ханство существовало несколько веков с центром в Тюмени. Однако, несмотря на все демографические потери и исторические испытания, многие тюркские и, если угодно, татарские народы сохранились. Например, среди «исчезнувших» упоминают «урянхайцев», не отдавая, по-видимому, себе отчета, что говорят о вполне живых тувинцах. Второй факт – сами Гераи, как и ханы других государств – преемников Золотой Орды, считали и называли себя повелителями татар. Это слово по отношению к своим подданным они использовали отнюдь не под давлением России и не как позорную кличку, но как грозное и достойное имя в эпоху расцвета и военного могущества своих государств. Такие заявления, как «народу крымцев удалось сохранить самоидентичность, утратив при этом лишь свое имя къырымлар (крымцы) и привыкнув к общепринятому в России обзыванию тюркоязычных народов Поволжья, Сибири, а также бывших подданных Крымского ханства — мусульман Причерноморья и Кавказа— «татарами», «перестаньте применять кличку «татары» в отношении нашего народа», возможно, и вызвали бы интерес, если бы через пару строк не дополнялись разъяснением «в официальных документах и переписке князей Руси, включая Московских, вплоть до Иванов III-го и IV-го, наш народ называют крымцами». Наш народ называют «крымцами» русские цари, что принципиально противоречит мнению о том, что они или кто-либо другой дал нам имя «татары». А между тем, как же называли своих подданных именно крымские ханы, не русские цари, не польские или шведские короли, не царские наместники после завоевания ханства, не наши враги-шовинисты, а законные правители, отделившие Крым от Золотой Орды и правившие им более 300 лет? «За кратким титулом отправителя и объявлением, составлявшими лексический пласт тугры, шел, как правило, развернутый титул отправителя, начинавшийся с формулы «Божией милости»:

«Тенгри Табарик ве Тагалинынг рахиме ве инайете имилан» = «Благословением Тенгри, милостью и милосердием Всевышнего». Далее следовал собственно титул.

У хана Богадыр-Гирея (1637): «…Улуг Урда ве Улуг Йортнынг, ве Тахет Кырымнынг, ве Дешт-Кипчакнынг, ве сансыз куб татарнынг, ве сагышсыз нугайнынг, ве таг ара черкачнынг, ве тат била тавгачнынг, ве барча куп дин мобайан ве ислам казиннынг улуг падишахы, ве Улуг Кырым ханы сагадатлы ве шаджагатлы, ве сахаватлы, ве насратлы Богадыр-Гирей-хан, дам фихафиз раббана, аль-мостаган фи аль сафар ве аль хазер али юм аль-мизан, хазретларемездин…» =

«…Великий падишах Великой Орды и Великого Юрта, и Престольного Крыма, и Дешт-Кипчака, и неисчислимо многих татар, и неисчислимых ногаев, и горных черкесов, и татов с тавгачами, и всех многих избравших ясную веру и ислам, и хан Великого Крыма счастливый и мужественный, и великодушный, и боговспомоществующий хан Богадыр-Гирей, да сохранит его до Судного дня наш Господь, тот, к Кому обращаются за помощью в пути и дома».

У хана Ислам-Гирея III (1651): «…Улуг Урда ве Улуг Юртнынг, ве Дешт-Кипчакнынг, ве Тахет Кырымнынг, ве барча нугайнынг, ве хисабсыз чараунынг, ве тат милан тавгачнынг, ве таг ара черкаснынг, улуг падишахы бул,ан мин улуг Ислам-Гирей-хан, дам насыйра али юм аль-мизан, хазретлерендин» =

«…Я, великий хан Ислам-Гирей, великий падишах Великой Орды и Великого Юрта, Дешт-Кипчака, и престольного Крыма, и всех ногаев, и неисчислимых войск, и татов с тавгачами, и горных черкесов, да поможет ему Аллах до Судного дня, от Их величества»…

В других вариантах титула того же Ислам-Гирея среди его подданных указываются «барча татар» = «все татары»».

Ислам-Герай уж никак не золотоордынец, это тот самый, который помог Украине освободиться от власти Речи Посполитой, жил на два века позже основателя династии Хаджи-Герая. И что мы видим? «В других вариантах титула того же Ислам-Гирея среди его подданных указываются «барча татар» = «все татары». Между прочим, Гераи/Гиреи отнюдь не только крымская династия:

«Касимовские ханы из рода Гиреев

Нур-Девлет, сын Хаджи-Гирея, хан Крыма 1466, 1474–1475, 1476–1478, правитель Касимова — 1486–1490.

Сатылган, сын Нур-Девлета, правитель Касимова  1491–1506.

Джанай, сын Нур-Девлета, правитель Касимова — 1506–1512.

Казанские ханы из рода Гиреев

Сахиб-Гирей (1501–1551): хан Казани 1521–1524, калга 1524–1532, а потом хан Крыма 1532–1551, сын Саадета I Гирея.

Сафа-Гирей (1510–1549): хан Казани 1524–1549, сын Фатых-Гирея, племянник Сахиб-Гирея.

Утямыш-Гирей (1546–1566): хан Казани —  1549–1551, сын Сафа-Гирея.

Астраханские ханы из рода Гиреев

Бахадур Гирей, сын Мехмеда I Гирея, хан Астрахани 1522–1523.

Ислям Гирей, сын Мехмеда I Гирея, хан Астрахани 1531–1532.

Ханы континентального Крыма (Буджака и Кубани)

Шахбаз Гирей, сын Арслана I Гирея, 1787–1789.

Бахты Гирей, сын Кырыма I Гирея, 1789–1792».

Практически везде Гераи правят уже после образования Крымского ханства (то есть уже в послезолотоордынскую эпоху), после разделения татар по местным ханствам. Следуя логике антитатаристов, в Касимове, Казани, Астрахани, континенте они правили татарами, и сами были татарскими ханами, а в Крыму крымцами?

 

(Продолжение следует.)

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог