Впервые опубликовано в газете «Переводчик-Терджиман» в 1887 году, 6 сентября, №26, без подписи.
Как ни ограничен ныне кружок крымских мурз, как ни слаб он вследствие материального упадка, но, к сожалению, необходимость серьезного труда, взаимопомощи и солидарности мало еще сознается ими.
Рознь, возникающая между ними по тому или другому поводу, часто принимает широкие размеры и длится более или менее продолжительное время, ко вреду не только их самих, но и целого общества. Рознь и вражда редко имеют причиной материальные блага или сутяжничество, тут скорей руководит родовой гонор или «моя должна взять». О, сколько десятков тысяч поглотило это «быть по-моему!».
Был случай, что из-за выбора одного мудерриса два родных брата так рассорились, что отказались видеть друг друга и умерли, не примирившись.
Еще недавно, по случаю выборов муфтия и вакуфных дел, ожесточенно боролись две партии мурз под предводительством с одной стороны г<осподина> К., а с другой г<осподина> Б.
Вражда, зародившаяся на почве личных отношений, перешла в сферу общественных выборов и завершилась весьма неожиданно и печально. Неожиданно, потому что никто не думал, что выборы муфтия отложатся на значительное время и что вакуфы отойдут в ведение и охрану особой комиссии.
Печально, потому что вражда и борьба эта стоила десятков тысяч рублей обеим сторонам и поселила антагонизм между многими родами, и без того не слишком сентиментальными в отношении друг друга.
Слава Богу, сейчас нет ничего, что служило бы яблоком раздора или одеялом Нарс Эддин Ходжи1, а потому есть основание думать, что страсти улеглись, и наступает пора мира, согласия и дружной работы, чтобы спасти остатки прежнего влияния, уважения и богатств. По крайней мере, мы склонны так думать и были бы счастливы видеть мирную, согласную и трудовую жизнь маленькой, благородной мурзацкой семьи Крыма.
«Где согласие — там и жизнь», — говорит наша старая пословица. Будем повторять ее почаще, чтобы стать выше личностей и мелких стяжаний и ближе к идеалу людей общественных и добрых традиций.
Еще мы можем удержаться от дальнейшего падения по наклонной плоскости, но если теперь же не возьмемся крепко за ум-разум, не перестанем подкапываться друг под друга и не примемся за учение, то недалеко время, когда сведения о нас сохранятся лишь в истории.
1) Вероятно, речь идет о Ходже Насреддине – образе народного мудреца и острослова в фольклоре многих народов Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии.
comments powered by HyperComments