(Продолжение. Начало в №30)
Нариман РЕШИТОВ, аспирант КИПУ
5 января 1957 года в ЦК КП Узбекистана была вторично проведена беседа с большой группой коммунистов из числа крымских татар. В конце беседы первый секретарь ЦК тов. Мухитдинов дал разъяснение по интересующим их вопросам в свете Постановления ЦК КПСС от 24 ноября 1956 года, в котором признано нецелесообразным предоставление национальной автономии татарам, ранее проживавшим в Крыму. Вместе с тем, учитывая стремление к национальному объединению, предоставлять право каждому крымскому татарину поселиться на территории Татарской АССР. Отдельные коммунисты во время этой беседы заявили, что они будут выполнять это постановление и разъяснять его крымским татарам, проживающим в Узбекистане. Однако считают вопрос нерешенным, поэтому они и в дальнейшем будут обращаться в ЦК КПСС.
В марте 1957 года в ЦК КПСС было направлено письмо с просьбой о встрече представителей интеллигенции, коммунистов крымских татар: Ю. Болата, К.Решидова, Б.Гафарова, А. Озенбашлы, М.Селимова, Р. Мустафаева, Б. Османова, И.Хайруллаева с секретарем ЦК КПСС Д. Шепиловым.
В письме говорилось: «Проехав тысячи километров расстояния, мы, коммунисты, приехали в ЦК, к Вам, чтобы получить от Вас совет и разъяснение по ряду идеологических вопросов. Искривления в этих идеологических и сугубо политических вопросах затрагивают не только честь и достоинство крымских татар, но в конечном итоге приносят большой вред ленинской идее дружбы народов.
Эти вопросы относятся, во-первых, к некоторым книгам художественной литературы и истории, изданным в послевоенные годы, в которых открыто и умышленно проповедуются национальная неприязнь и ненависть, и, во-вторых, к проблеме восстановления и дальнейшего развития культуры крымскотатарского народа, который за последние 16 лет полностью лишен письменности, печати, школы, литературы, искусства, в общем, всего того, что относится к области национальной культуры каждого народа.
Долго мучили нас эти вопросы. Не находя ответа, мы были вынуждены прибыть в ЦК.
Надеемся, что в ближайшие дни Вы примете нас».
Однако, как говорится в информации от 7 марта 1957 г. зам. зав. Отделом партийных органов ЦК КПСС по союзным республикам, группа членов партии — крымских татар остались неудовлетворенными и настоятельно просят, чтобы их принял один из секретарей или членов Президиума ЦК КПСС.
Письмо с просьбой о встрече с первым секретарем ЦК КПСС Н. Хрущевым подписали беспартийные, коммунисты, прибывшие в Москву из Самаркандской, Ферганской, Ташкентской областей Узбекской ССР, Мелитопольской области Украинской ССР, и других районов РСФСР. Подписали: Эсма Сейдаметова — мать погибших сыновей, мать-героиня; Амет-Хан Султан — член КПСС, дважды Герой Советского Союза; Зелиха Ниязиева — член КПСС, партизанка-подпольщица; Ильяс Мустафаев — член КПСС, участник Отечественной войны; Зекие Чапчакчи — член семьи погибших; Асан Караманов — член КПСС, и еще 20 членов КПСС и участников войны, но в ответ вместо приема и решения национального вопроса крымскотатарские коммунисты получали отказ и предупреждения со стороны как центральных органов, так и ЦК КП Узбекистана. В информации секретаря ЦК КП Узбекистана Р. Мельникова о деятельности инициативной группы крымских татар (26.08.1957) говорится: «…среди части переселенцев из Крыма, особенно после снятия с них ограничений, усилились разговоры о якобы незаконном их выселении с прежнего места жительства, ущемлении их прав и национальных интересов.
Главную роль в этих вопросах играют бывшие руководящие работники партийно-советских органов Крыма, а также представители интеллигенции. Они проводят среди переселенцев специальную работу, подогревая их требовать восстановления автономии крымских татар и возврата в Крым…
…Докладывая о вышеизложенном, считали бы целесообразным пригласить в гор. Москву группу членов КПСС из числа крымских татар в составе: Муртазаева В., Мустафаева Р., Селимова М., Алядинова, Болата, предупредить их о прекращении деятельности на возбуждение и разжигание автономистических настроений переселенцев из Крыма и потребовать строго руководствоваться решением ЦК КПСС от 24 ноября 1956 года».[11]
Следующее коллективное письмо крымских татар первому секретарю ЦК КПСС и председателю Совета Министров СССР Н.Хрущеву о возвращении в Крым было направлено 18 августа 1958 года. В письме говорится: «Мы, крымские татары, неоднократно обращались в ЦК КПСС и Президиум Верховного Совета ССР с просьбой разрешить вопрос о возвращении нас в Крым.
Это законное желание крымских татар исходит из незыблемых основ ленинской национальной политики, из решений ХХ съезда КПСС, которые отражают политику и практическую деятельность Коммунистической партии и Правительства в деле ликвидации последствий культа личности.
Мы в своих многочисленных письмах и заявлениях приводили достаточное количество фактов и доводов, обосновывающих справедливое требование нашего многострадального народа. Мы знаем, что Коммунистическая партия и Правительство занимаются решением нашего вопроса, что вселяет в нас веру в справедливость.
Особенно большую веру и надежду вселил в наши сердца и сердечный прием, оказанный нашим представителям со стороны Первого Заместителя Председателя Совета Министров СССР А.Микояна. После этого времени мы с нетерпением ждем дня, когда нам объявят о дне восстановления крымских татар в правах равноправного народа СССР на территории Крыма.
Прошло более 4 месяцев со дня приема наших представителей А. Микояном, но до сих пор нам ничего неизвестно о результатах рассмотрения вопроса возвращения крымских татар в родной край. Вот почему мы вновь направляем наших делегатов в Москву с наказом обратиться в ЦК КПСС и лично к Вам, Никита Сергеевич, с просьбой ускорить решение нашего вопроса.
Верните нас домой, ибо мы, как все советские люди, желаем быть свободными, забыть позор неравенства, трудиться на землях, политых потом наших предков, и в ближайшие годы совместно с русскими, украинцами и другими народами превратить Крым в край цветущих садов и виноградников. Мы на это способны, с таким делом справимся.
Положительное решение родного Правительства еще более вдохновит тружеников нашего народа на новые трудовые подвиги во имя процветания и укрепления нашей Советской Родины».[12]
Итак, в 1956-1960 годах крымскотатарские коммунисты открыто заявили о своем несогласии с решениями партии и, по сути, составили внутреннюю оппозицию в ее рядах. Сохранившиеся в фондах ЦК КПСС и ЦК КПУ документы позволяют уверенно говорить о том, что именно крымскотатарские коммунисты, поставившие национальные принципы выше партийных, стали в этот период основным объектом недовольства власти.[13]
Обращения как коммунистов и беспартийных, так и комсомольцев и молодежи в вышестоящие органы ЦК КПСС, Верховный Совет СССР и другие органы власти продолжались вплоть до массового возвращения народа на историческую родину.
В рассекреченной «Информации об антисоветских и националистических выступлениях среди крымских татар» от 15.06.1965 года ответственного организатора ЦК ВЛКСМ Г. Будникова говорится: «Совершенно недостаточно привлекаются к участию в массово-политической и разъяснительной работе наиболее подготовленные коммунисты и комсомольцы из числа переселенцев. Более того, не ведется необходимой разъяснительной работы с теми лицами, которые выдвинуты на руководящую работу, в отдельных случаях они сами попадают под влияние автономистов. Так братья Аметовы (один из них – бывший заместитель председателя Андижанского горисполкома) завели переписку с писателем К. Симоновым с просьбой оказать содействие в решении вопроса о переселении. Чачи Мустафа, член КПСС с 1958 г., управляющий отделением №5 хлопководческого совхоза №10 им. «Пятилетия Узбекской ССР», заслуженный хлопкороб и механизатор Узбекской ССР, награжденный орденом Трудового Красного Знамени, обратился в ЦК Узбекистана с письмом, в котором, в частности, говорится: «Я вместе с другими крымскими татарами лишен высокого идеала – чувства национальной гордости…. Я убежден, что Коммунистическая партия и Советское правительство не свернут с ленинских принципов по национальному вопросу, продолжат начатую в 1956 г. реабилитацию и доведут до конца, предоставят крымским татарам равные права в восстановлении национальной целостности, доверия жить в Крыму. Если я допускаю ошибки в своих убеждениях, прошу указать на мои ошибки».
Подобная подстрекательская деятельность «автономистов» оказывает определенное воздействие на переселенцев, молодежь, что вызывает поток писем, телеграмм и заявлений в партийные, комсомольские и советские органы».[14]
В обращении крымскотатарского народа к ХХIII съезду КПСС представители народа пишут, что с 1958 года поток писем и телеграмм на имя ЦК КПСС увеличивается. 17 марта 1958 года тов. Микоян принимает представителей, «заверяет их, что крымскотатарский вопрос решится, и что он лично доложил об всем Н.С. Хрущеву». На этом же приеме тов. А.Микояну вручают письмо за подписью 16000 крымских татар.
Ответом на эти письма и результатом приема на высоком уровне явились репрессии против коммунистов, побывавших в Москве в качестве представителей народа, их исключают из партии, лишают работы.
…Дело доходит до того, что нас вычеркивают из списков народов СССР, а цензура до сих пор не разрешает писать слово «крымский татарин».[15]
На одном из совещаний, когда повестка дня была исчерпана, секретарь ЦК КП Узбекистана Р.Нишанов, предупредив стенографистку, чтобы его речь не записывали, обрушился на крымских татар, как на «несознательный народ», который, видите ли, хочет вернуться к себе на родину, хочет быть таким же равноправным, как и все другие народы СССР.
«Они хотят в Крым, – сказал Нишанов, — но там их никто не ждет. Если хотят уезжать, то пусть катятся к себе в Казань».
Так в Бекабаде Ташкентской области члена КПСС Арсена Альчикова исключили из партии за то, что он, как представитель крымскотатарского населения г. Бекабада, ездил в ЦК КПСС и добивался национального равноправия своего народа, был на приеме в Президиуме Верховного Совета СССР…
Ныне в Узбекистане единственным критерием для приема крымских татар в партию является его отношение к вопросу о возвращении крымскотатарского народа на родину в Крым.
Так было с механиком Бекабадского мясокомбината С.Аметовым, хорошим производственником, неоднократно избиравшимся председателем завкома.
Так было с прорабом УНР-70 Таиром Джепаровым, учителем труда Айдером Топчи, которые являются хорошими производственниками (им также отказали в приеме в члены партии); с работником Ферганского текстильного комбината, коммунистом Исмаилом Караевым, которого исключили из членов партии; с аспирантом института экономики сельского хозяйства в г. Ташкенте Алимом Муртазаевым, которого не приняли в члены КПСС, продлив срок кандидатского стажа еще на год; с рабочим мастером Ташкентского абразивного завода Факиром Фурмамбетовым, которого исключили из кандидатов в члены партии и при этом с угрозой заявили: «Да, большинство ваших крымских татар были против нас, да, мы наказали вас всех, да еще как!».[16]
В 1966 г. по всему Узбекистану наблюдается повсеместное исключение из рядов КПСС крымских татар. В городе Чирчике в течение сентября исключили из рядов партии 2 коммунистов, в Алмалыке – 3 коммунистов, в Ташкенте — 3 коммунистов, в Ангрене — 1 коммуниста, в Бекабаде — 2 коммунистов. Все исключенные, как правило, активные производственники и инициативные коммунисты.
В качестве обвинения этим коммунистам предъявляют поездки в Москву для обращения в органы ЦК партии и Правительства СССР.
Зачастую решения об исключении этих коммунистов выносятся заранее в кабинетах горкомов, райкомов совместно с работниками КГБ.[17]
Бекир Османов был разведчиком Севастопольского, Акмечетского отрядов и Центрального штаба партизанского движения Крыма. В 1942 году стал членом партии. Был тяжело ранен и вывезен с оккупированной территории. После войны в некоторых книгах, посвященных партизанскому движению Крыма, искажались и умалчивались факты: например, что среди местных партизан были и крымские татары. Например, в первоначальной версии книги И. Вергасова «В горах Таврии» Бекир Османов был изображен как немецкий шпион, который якобы был расстрелян. Для внесения исправлений потребовалось обсуждение на уровне ЦК КПСС.
В 1944 году семья Османовых вместе со всем крымскотатарским народом была депортирована в Среднюю Азию.
Бекир Османов в 1950-е годы стал одним из инициаторов и активных участников крымскотатарского национального движения. В декабре 1966 года был исключен из партии «за активную подстрекательскую деятельность среди татар…».[18]
В справке Приемной Президиума Верховного Совета СССР (январь 1967 г.) участника партизанского движения в Крыму Джеббара Акимова назвали «самым активным сторонником возвращения в Крым»; «На беседах в Бекабадском горкоме в апреле 1966 г. Акимов заявил, что будет продолжать действовать до тех пор, пока не добьется организованного возвращения татар в Крым». В октябре 1966 года исключен из членов КПСС.[19]
Амза Аблаев родился 22 мая 1921 года, участник Великой Отечественной войны. После депортации крымских татар в 1944 году проживал в Узбекской ССР в поселке Кавунчи. В 1948 году поступил на заочное отделение физико-математического факультета Ташкентского педагогического института и начал преподавать математику в местной городской школе. С конца 1950-х участвовал в крымскотатарском движении. В Янгиюле вместе с Абдураманом Мурадасиловым создал инициативную группу. Поддерживал связь с группой инициативного движения за возвращение в Крым и возобновление государственности. В 1960-е годы поступил на исторический факультет Ташкентского пединститута. Учебу не окончил из-за конфликта с преподавательским составом по вопросам национальной политики страны, был исключен из КПСС. Автор работы «Трагедия народа». Заслуженный учитель Узбекистана. Отличник народного образования СССР.[20]
Использованная литература и источники
- Бекирова Г. Крымскотатарская проблема в СССР (1944—1991). С., 2004. – С. 281—291.
- ГАРФ. Ф. Р-5446, Оп. 92. Д.887. Л.100—101.
- Бекирова Г. Крымские татары. 1941—1991 (Опыт политической истории). С., 2008. – С.165.
- РГАСПИ. Ф. М-1. оп. 1. Д. 398. Л.10—11.
- ГАРФ. Ф. Р 9479. оп. 1. Д. 159. Л.53.
- ГАРФ. Ф. Р 9479. оп. 1. Д. 159. Л.53.
- ГАРФ. Ф. Р9479. оп. 1. Д.159. Л.103.
- Электронный ресурс.ru/wikipedia/org/wiki/ Османов Юрий Бекирович.
- Электронный ресурс. ru/wikipedia/org/wiki/ Акимов Джеббар Акимович.
- Электронный ресурс. ru/wikipedia/org/wiki/ Аблаев Амза Меметов.
(Продолжение следует.)
comments powered by HyperComments