Курс валют USD 0 EUR 0

Критический взгляд на европейскую цивилизацию

Комментариев: 0
Просмотров: 686

(Перевод и примечания к тексту Э. Абибуллаевой)

Начало в №24-25

Больше внимания привлекают не сами идеи социалистов, а их многочисленность по всей Европе и изо дня в день увеличивающееся число сторонников. Миллионы деревенских и городских рабочих — все приверженцы социализма. И не стоит полагать, что социалистические идеи со временем вытеснят западную идеологию. Цель появления этой идеологии — не угасать и распространяться с каждым днем. Конечно, если человек не доволен своим положением и поверит, что все беды от окружающей несправедливости, то других мыслей и целей, кроме как изменить свое положение, у него не будет. Пока европейский уклад и цивилизация будут одного человека радовать, а сто человек заставлять страдать, социалистические идеи будут жить.

В Европе и, может, даже во всем мире это самая главная проблема. Из-за социализма может разразиться страшная революция. Тридцатилетние войны, великая Французская революция, нашествие гуннов и монголов — все это будет казаться игрушкой в сравнении с ужасом социалистической революции! Это и есть самая большая трагедия, угрожающая будущему Европы, цивилизация которой будет поглощена волнами социализма. И ведь ясно, что любовь и дружественное отношение Европы к колониям из-за этой напасти — это не проявление гуманности к дикарям и полуцивилизованным!

Как бы вперед ни продвинулась статистика — эта наука со своими пробелами. Но если бы из года в год велась статистика владельцев собственности и капитала, рабочих без жилья, довольных и не довольных своим положением, социалистов и не социалистов, тогда легче было бы спрогнозировать, через сколько лет в Европе произойдет большой переворот.

Если, окунувшись в темные глубины древности, прийти к нашему времени, то мы увидим, что правила поведения людей, общества с обществом, народа с народом построены на одном фундаменте. Что приводит в движение людей, общество, объединения? Какова цель этих движений? Что с утра до ночи подчиняет себе нашу душу и разум? Мне кажется, что это не личный интерес и выгода. Древняя Греция, новая Европа, Афины и королевство Бельгия всегда служили одной цели. Причины их действий, основы их поведения сводятся к одному. Это «выгода, выгода и выгода». Все ищут, стараются и работают, чтобы получить моральное и материальное удовлетворение. Все строилось на нравственности, воспитании и праве. Для чего ты пришел в этот мир, зачем живешь? Для себя. Для чего учишься? Для своей выгоды.

Чего желаешь? Получить выгоду. Чего ты ищешь? Выгоду. Для чего эти старания? Для моей выгоды. Ну вот как-то так, кроме выгоды, больше ничего и не надо! Да, конечно, в таком неполноценном укладе жизни и цивилизации, если ожидания от жизни, причина деятельности, обхождение людей друг с другом — все делается ради выгоды или же, другими словами, «человек не будет просто так косить траву, он знает, что в будущем — это сено». В цивилизации с недостатками будет преобладать жестокость. Уклад жизни общества, построенный на выживании и удовлетворении желаний, напоминает больше жизнь животных, разве не так? Сожалеть стоит о том, что человеческий род, который не лишили совести, разума, справедливости, благородства, доброты, чувства к родине, народу, вере, семье, родителям и др., за основу жизненного уклада и отношений друг с другом, кроме выгоды и удовлетворения желаний, не взял ничего!

Джон Стюарт Милл — известный английский писатель нашего времени — в своей брошюре под названием «Утилитаризм» обсуждает эту тему. Утилитаризм означает «прагматизм». По убеждению Джона Стюарта Милла, человеческие действия, цели и мечты ради «выгоды» не противоречат основным правилам морали, напротив — это вполне объяснимое и базовое для разума чувство. А так как у всех есть право на «выгоду», то никто не должен препятствовать и наносить вред своими действиями выгоде другого… Уважаемый философ не учел один момент: у человека, однажды понявшего, что за рамками требуемых моральных правил [на пути получения выгоды] ничего нет, не останется времени для того, чтобы проследить выгоду другого. Если не хватает времени на то, чтобы следить за собственной выгодой, как же можно следить за чужой.

Несмотря на то, что европейская цивилизация открыла путь к накоплению несметных богатств благодаря множеству методов, развитию промышленности и знаниям, западные страны оказались в опасном положении, так как на почве ненависти к современному укладу жизни она породила идеи социализма и ужасающей революции.

Теперь, когда нам стало известно, что почти половина Европы, состоящая из социалистов, выступающая против таких основных правил западной цивилизации, как «утилитаризм» и получение «выгоды», пытается отрицать священные и естественные для человечества права, такие как семья, имущество, свобода личности, несомненным фактом становится то, что люди старых взглядов оказались в тупике, а приверженцы новых взглядов попали в другой тупик!

И естественно, что возникнет спор, когда одна половина общества, не думая о другой, начнет утверждать: «Все, что есть, все наше», а другая половина, немного прозрев, ответит: «Нет господа, присядьте — это не так. Все, что есть — это все общее. Все будем делить на всех, выносите!»

Вот тот вопрос, который возник перед европейской цивилизацией в конце XIX века. Пусть попробуют решить! Из положения, в котором оказалась Европа, извлекут ли другие континенты для себя урок? Если не смогут, то в будущем и их настигнет ужас социализма, охвативший Европу.

И если из Европы в другие страны вместе с искусством и науками попадают правила образа жизни, нет сомнений, что посредством образа жизни социализм распространится и в Азии.

Каким образом появится новый уклад жизни? Что может стать хорошей основой и правилом уклада жизни для исламских стран и мусульман, ставших на путь развития, чтобы обеспечить свое будущее? Будет жаль нас и наши старания, если мы, последовав за Европой, окажемся в бедах социализма. Будет жаль, если мы, постоянно просвещаясь и став уже цивилизованными, подобно французам, так и не сможем добиться благонравного образа жизни! Неужели поступки и действия людей направлены на получение «выгоды», и кроме «выгоды» больше нечего рассматривать? Есть! Это справедливость! В отношениях людей друг с другом на первом месте должна стоять справедливость. Именно справедливость должна быть основой образа жизни! Уклад жизни, построенный на справедливости, будет самым правильным. Люди, которые будут жить при таком укладе жизни, будут счастливыми. Потому что, когда поступки и действия людей будут опираться на правду и справедливость, места для жестокости не останется и угнетенных не будет. Ни один человек не будет противиться укладу жизни, основанному на правде и справедливости, а не на эгоизме и жестокости, не так ли?

Недостаток древних цивилизаций в том, что справедливость осталась за пределами уклада жизни. Давайте представим, что цивилизованное общество в своих поступках и деяниях будет руководствоваться справедливостью и честностью. А от «выгоды», которая выходит за рамки справедливости, пусть откажутся… Будут ли тогда люди жаловаться и выражать недовольство, завидовать, не доверять друг другу, покушаться на жизнь других? Останется ли злонамеренность и дурное мнение к окружающим? Конечно, не останется! Если я буду уверен, что никто не будет посягать на мои права, и если я сам не буду посягать на чужое, кто тогда будет мною недоволен и кем же я буду недоволен? Никем!

Люди с легкостью смогут пополнить средства к существованию, благодаря [развитию] науки, механики, техники. Только если все это будет за рамками справедливости и правды, тогда человечество не сможет всем этим благополучно пользоваться, потому что все стараются приумножить свое [благосостояние]. Тот, у кого больше силы, захватит больше, но давайте посмотрим, а прав у него на это тоже больше?!

Не знаю, смог ли я донести и объяснить свои мысли? Только на этот раз совсем не остается времени долго обсуждать. Давайте подведем итоги нашего обсуждения.

Новая цивилизация, построенная на справедливости и правде, станет результатом образа жизни. Я не вижу другого народа, кроме мусульман, которые обладают большим достоянием, чем другие, чтобы построить новую цивилизацию. И наше достояние — Келям-и Кадим [Коран] — воплощение справедливости и истины. Основные правила, такие как земля и собственность; капитал и проценты; личность и общество; заработок и прибыль; труд и усердие; добро и благо; ашар11 и зекят12 — это истины, которые делают человека счастливым! Если бы в Европе были взяты основы Корана о капитале, имуществе, заработке и прибыли, тогда бы не осталось места для ужасающих идей социализма, потому что все в большей или меньшей степени смогли бы пользоваться имуществом, капиталом и трудом. Не было бы рабов богатства и не было бы пожизненных слуг — процентов. И не было бы тогда причин для недовольства!

Давайте еще более подробно рассмотрим высокий уровень исламского права [мусульманского права]: например, если бы Европа XIX века взяла основы Корана для своего образа жизни. Во-первых, каждый год выделять зекят — 1/40-ю часть от получаемой прибыли для поддержки нуждающихся. Давайте посмотрим на статистику: сколько миллионов будет получено! Во-вторых, миллионы людей становятся рабами миллиардов денежного капитала [многие люди становятся заложниками процентов], и поэтому необходима работа на беспроцентных условиях. То есть не одолевать людей теориями, а сменив форму, вместо одного владельца сделать несколько пайщиков. В-третьих, огромные страны, как Англия и Франция, не могли бы быть собственностью пяти-десяти тысяч человек. И хотя так оно и есть, но все же пользоваться землями в вышеуказанных странах всем стало бы легче.

Теперь давайте оставим Европу. Несмотря на то, что европейцы самостоятельно решают свои проблемы, считая, что их цивилизация лучшая и последняя, доносят ее во все уголки Земли принудительно, а причиной этого «милосердия» является идущая маршем страшная несправедливая и голодная революция. Отныне давайте будем работать, соизмерять и сравнивать все во имя того, чтобы защитить будущее. Европа — это старец с большим опытом. Давайте проявим уважение к старости. Извлечем урок из опыта и не будем повторять ее ошибок: построим школы и университеты как у них, но также будем стараться наполнять наши сердца истиной [правдой], как мы познаем и наполняем себя техническими знаниями. Давайте не будем бежать как дети ко всему, что мы увидим в Европе. Давайте будем думать как зрелые люди: «Что это?», «К чему приведет?», «Не выходит ли это за рамки совести и справедливости?», давайте смотреть беспристрастно. Если бы европейскую цивилизацию можно было принять безоговорочно [без критики], тогда половина Европы не была бы настроена враждебно к ней.

Я еще раз повторяю: я не отрицаю пользу новых технологий, научных открытий. Исламский мир [мусульманский мир] хотя и нуждается в реформах и прогрессе, но я считаю неразумным подражать Европе без критического [беспристрастного] взгляда.

Если русские панслависты утверждают, что русскому миру не подходит европейская цивилизация, тогда, может, исламскому миру выбрать независимый путь прогресса и поискать совершенную цивилизацию?

Редактор газеты «Терджиман» бахчисараец

Исмаил Гаспринский.

 

11 Ашар — натуральный (иногда денежный) налог в мусульманских странах. Взимался ежегодно с продуктов земледелия, животноводства, рыбной ловли, промыслов. С распространением принципа подоходного обложения почти повсеместно отменен, однако в ряде мусульманских стран (например, в Саудовской Аравии) сохраняется до сих пор.

12 Закят — обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний о нем и так далее. Закят — один из пяти столпов ислама.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог