Курс валют USD 0 EUR 0

Критический взгляд на европейскую цивилизацию

Комментариев: 0
Просмотров: 759

Исмаил ГАСПРИНСКИЙ

(Перевод и примечания к тексту Э. Абибуллаевой)

 

Очерк И. Гаспринского, опубликованный в Стамбуле в 1885 г. в издательстве «Матбаа-и Эбуззия» (Издательство Тевфик бея Эбуззии). В 2004 г. текст очерка был транслитерирован на латиницу Я. Акпынаром (İsmail Gaspıralı, Seçilmiş Eserleri: 2.Fikri Eserleri: Neşre Haz.Y. Akpınar. İstanbul: Ötüken, 2004.—S. 158 — 184).

 

Предисловие

В настоящее время европейская цивилизация [находится] на пути распространения на весь мир. Сегодня очень много исламских государств, с целью приобщения к западной цивилизации, встали на путь развития и прогресса. Растет число образованных людей и среди мусульман, которые содействуют распространению этой цивилизации. Наблюдение, анализ и критика — не это ли необходимо, чтобы узнать эту цивилизацию?

В особенности должны обратить внимание на эту цивилизацию ислямы1. Если ислам сам является источником культуры, тогда как же будет происходить слияние [тогда как же можно будет прийти к гармонии] с Европейской культурой? Едина ли для всех эта европейская цивилизация?

Сторонники панславизма утверждают, что европейская цивилизация не подходит [мышлению] славянских народов с любой точки зрения. Цивилизация, которая всесторонне не соответствует намерениям и целям славян, не будет ли еще более опасна для мусульман?

Именно поэтому возникла необходимость обсуждения [этого вопроса]. Моя цель состоит не в том, чтобы выдвинуть уже решенные вопросы, у слабых нет столько сил. Если в наших силах, хотя бы мало-мальских, вынести на обсуждение важный вопрос, сочтите это за большое служение.

Обсуждение

Является ли европейская цивилизация, уклад жизни или же известная под другим определением как христианская цивилизация, общей цивилизацией для всего человечества? Является ли она правилом для всех времен и народов? Эта ли цивилизация является результатом и последним словом разума, идей, мышления и нравственности, относящихся ко всему человечеству? По убеждению европейцев, да, это так. Согласно их убеждению, европейская цивилизация — это образ жизни и та сила, которая способна привлечь весь мир и народы к просвещению, и тем самым объединить их.

Так как европейские историки, политики и большинство писателей, которые смотрят на современную культуру, придерживаются такой точки зрения, к тому же торговцы и некоторые солдаты с оружием и действующими пушками также являются приверженцами данного мнения! Если английские ткани, французские вина, немецкое пиво вывозятся за пределы Европы в целях распространения цивилизации, в Индии, Китае, Африке, Америке артиллеристы свято поверили в то, что несут счастье и благополучие, стреляя и погружая в кровь человечество! Настолько, что убеждая и призывая к [своей] цивилизации, Европа ограничивает и отрицает права тех народов, которые находятся вне ее пределов. Потому что угнетенные и бесправные, пройдя через безысходность и тяготы, в будущем после вступления в цивилизованный мир, якобы достигнут большего счастья! Но это ли является истиной? Неужели для сынов Адама нет благополучия и счастья вне европейской или же христианской цивилизаций? Если быть еще точнее, в этом ли [причина] залог счастья?

Иметь противоположное мнение образу жизни самой великолепной части света, вне сомнения, что это будет воспринято как [мое] безумие, но мои мысли свободны: я убежден, что европейская цивилизация не станет последней и не она является источником счастья [благополучной жизни]. Если этот уклад жизни, эта цивилизация являются конечной формой, то все люди неудачники! [Получается], что, если не появится еще более великолепной и лучшей цивилизации, человек обречен стать созданием, не видевшим покой и радость, справедливость и любовь!

Из вышесказанного мы не имели в виду отрицание научных открытий и изобретений в сфере культуры, технический прогресс, развитие уровня жизни. Нет, конечно, в наш век, когда железо плавят так же легко, как масло, когда сталь разрезают как дерево, когда телефон и телеграф служат для связи, а пароходы и железные дороги — для перевозок и торговли. Даже если это результаты и достижения европейской цивилизации, мы не можем считать и принять ее как главную и самую высшую [цивилизацию]. Если то, что мы знаем о европейской и христианской цивилизациях, правда, тогда это новый акт старой комедии. Значит, если это не новая цивилизация, а завершение старых цивилизаций, тогда новая цивилизация впереди? Хотя европейские писатели не отрицают, что их цивилизация вышла из древней, но они все придерживаются единого мнения, что европейская цивилизация является главенствующей. Но с этим я согласиться не могу. Видимые основы греческой и римской2 цивилизации стали основой европейской цивилизации. Цивилизация не может быть иной, если основа у нее одна. Только колорит и модель могут отличаться. Хотя суть европейской цивилизации не новая, я не отрицаю, что колорит и признаки все же новые.

Но прежде чем начать основательное обсуждение, следует определиться, что такое «цивилизация». По сути, всем известно, что «цивилизованный» означает «горожанин» и «цивилизация» означает «городской». Говоря о цивилизации, многие делают выводы, что уклад жизни якобы заключается в безопасности, защищенности и комфорте, так как городской житель живет в более комфортных, безопасных, защищенных условиях, чем кочевник, живущий в степи и пустыне. Поэтому, насколько бы комфортно и безопасно ни чувствовали себя люди в другой цивилизации, уровень [европейской] цивилизации будет все равно выше. Мы не из тех, кто мерит величие цивилизации большими деревнями, церквями, крепостями, фабриками, револьверами, пушечными ядрами; величина цивилизации — это то, что принесет всем пользу. Другой меры я не приемлю.

Остатки Египетской цивилизации — пирамиды, каменные колонны — являются свидетелями того, как миллионы людей становились исполнителями и пленниками желаний одного человека.

В эпоху греческой, а затем и римской цивилизаций весь угнетенный и оставленный без прав народ становился рабом, для процветания лишь одного города и его аристократии!

Если же речь идет о величии искусства, о [известных] философах, поэтах и грандиозных сооружениях и многом другом, конечно же, я этого не отрицаю. Я не говорю, что для жизни греков и римлян они не служили. Однако их цивилизация была ущербной: результатами труда десяти тысяч человек мог пользоваться и иметь выгоду только один человек. Я имею в виду то, что когда только один человек довольствуется всеми благами, а десять тысяч человек живут в мучениях, бесправии и угнетении3, на такой уклад жизни я не могу смотреть с одобрением и приветствием. А европейская цивилизация — порож-дение этих цивилизаций. Даже будучи [европейская цивилизация] намного лучше и блистательнее своих предшественниц, она с теми же пороками, так как имеет общую основу с ними: как римляне утонули [пали], не насытившись рыбой, которую в водоемах кормили мясом рабов, а их сыны-европейцы никак не могут насытиться плодами всего человечества!

Короче говоря, сегодняшняя цивилизация вовсе не новая, как утверждают европейцы. Это конечная форма старого образа жизни. Последняя страница старой истории!

На мои рассуждения будет два опровержения: несмотря на то, что европейская цивилизация родилась от древних цивилизаций, в ней присутствует новый дух и свежее веяние! И, говорят, это и есть христианство. Да! Европейская цивилизация и христианство развивались рядом, но привнесло ли христианство новое в основу уклада жизни людей и их взаимоотношений? Если привнесло и если это так, тогда это новая цивилизация. Христианство начиналось со свода норм, не соответствующих человеческой природе, затем основана была церковь как распространитель этих норм, но церковь вместо того, чтобы внести обновление в старую цивилизацию, сама подчинилась старым основам! История и события — мои свидетели.

Как римскую аристократию сменили бароны, шевалье и владельцы замков, так класс жрецов сменили церковнослужители! В целом же, когда римская цивилизация пришла в упадок, она и не подозревала о рождении новой европейской цивилизации. Но опять-таки народ ведь не избавился от бесправия, несчастий, безмерного гнета и переживаний. Изменились орудие, методы, образцы, но результаты остались прежними.

А еще говорят: «Да! На сегодняшний день в европейской цивилизации основы, заимствованные из древних цивилизаций, были отброшены, и имеющиеся недостатки с течением времени, благодаря развитию нравственности и идеологии, приобрели блеск и совершенство…» Да, если отброшены недостатки, если [у цивилизации] новая основа, эта цивилизация достигнет совершенства, хотя после этого ее и можно назвать новой цивилизацией, но ее нельзя назвать европейской или христианской цивилизацией! Известность и слава этой цивилизации — в прошлом! Вот это я имею в виду.

Не будем слишком забегать вперед. Каким же было положение Европы и какое оно сейчас? Я не считаю необходимым множеством наглядных примеров и событий утомлять глаза и мозг. С какой бы стороны ни взглянуть на Европу — это большая губерния с миллионным населением, где угнетенный и бесправный, как скот, народ является рабом и инструментом для существования одного герцога, пяти баронов, пятнадцати шевалье и сорока священников, разве не так? И это все в период расцвета и большого влияния христианства на новую цивилизацию, разве не так?

Давайте вернемся к сегодняшнему дню! В этот прославленный XIX век, благодаря которому разделились части света и реки стали впадать друг в друга, когда устремленные в синеву вершины гор, расступившись, открыли путь человечеству. Рассмотрим этот век. Наша цель — не писать историю XIX века, а взглянуть на плоды цивилизации.

***

Милости просим, давайте мысленно отправимся путешествовать по Лондону, Парижу или другому центру цивилизации. Например, мы с вами в Лондоне. Что же мы увидим в Лондоне? Как горы, пяти-шестиэтажные кирпичные дома; огромные железные мосты; или железные дороги, проложенные под рекой Темзой; или фабрики, где трудятся пять-десять тысяч человек; или учебные заведения, похожие на дворцы правителей; а может, парламент, который принят в мире за образец справедливости и политических решений? Нет, если мы будем обращать внимание на видимые результаты цивилизации и оставим без внимания внутренний уклад [образ] жизни, мы ничего не поймем. Только и будем поражаться их мощи и разумности. Давайте обратим внимание на внутренний образ жизни. Вот кирпичное здание в пятьсот тысяч лир. Если внутреннее убранство из мрамора, шелка, хрусталя, кафеля, китайского фарфора перевести в денежный эквивалент, это может составить огромный капитал для восточной торговли. Это здание принадлежит одному человеку. С первого по верхний этаж живет одна семья. На те деньги, которые семья из трех-пяти человек тратит на редкие фрукты и напитки, подносимые после ужина, в восточных странах в течение десяти дней легко смогло бы прожить десять семей! Так был накоплен капитал, так было достигнуто изобилие. Разве можно не следовать этой [такой] цивилизации?

Обратим внимание на то, что находится в подвальной части этого здания: мы спустились вниз на три-пять ступенек. Комнаты полны людей. Окна на уровне потолка. Стены сырые, и сырость идет от самого пола. Воздуха почти нет… Вы не найдете места, где бы ни настиг ваш нос запах пота. От голосов и шума можно оглохнуть. От увиденной грязи и услышанных непристойностей теряешь ду-шевный покой. В маленькой комнате, как в тюрьме, разместилось около восьми — десяти человек: женщины, дети, молодые и старые, больные и пьяные, плачущие и смеющиеся — все живут здесь, как будто не замечая друг друга! Это не их собственность, это комната, в которой каждый из них снимает место [койку] для ночлега. Они не имеют ни кастрюль, ни мисок, их еда из столовых, а питье из таверн и кабаков. Если весь мир сгорит, это те, у которых ни одна циновка не сгорит.

На трех-пяти этажах этого миллионного здания проживает одна семья, а подвальная часть является местом жительства и отдыха ста-двухсот человек! Семья, проживающая на верхних этажах, является обладателем пяти-десятимиллионного состояния и земли, равной территории одного уезда! А на нижнем этаже сто-двести человек не имеют подушки, чтобы положить голову, не имеют одеяла, чтобы укрыться, у них нет даже стакана, чтобы выпить воды! Вышеописанная семья, если даже сто лет будет жить [есть, спать] не работая, то это никак не отразится на ее благосостоянии. А сто человек, проживающих на нижнем этаже, если три дня будут сидеть без работы, то они лишатся платежеспособности и еды!

 

(Продолжение следует)

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог