Курс валют USD 0 EUR 0

Крым глазами Юсифа Везирова

Комментариев: 0
Просмотров: 254
(Окончание. Начало в №26)

 

Юсиф Везиров прибыл в Крым весной 1918 года. Это было непростое время, когда полуостров был занят войсками кайзеровской Германии, нанесшими поражение военным формированиям большевистской Советской республики Тавриды. Этому предшествовали кровавые события зимы 1917—1918 гг., когда в Крыму произошли столкновения между перешедшими на сторону большевиков частями Черноморского флота и войсками, подчинявшимися Курултаю и Штабу крымских войск.

На службе в крымском правительстве

Еще в конце 1917 года лидеры Курултая и Крымскотатарского национального правительства (Директории) вели переговоры о прибытии в Крым частей Мусульманского корпуса, формировавшегося в районе Одессы под командованием генерал-лейтенанта Сулеймана Сулькевича из солдат-мусульман Румынского фронта. Однако реализовать этот план не удалось.

После захвата власти большевиками деятельность Курултая и Директории была запрещена, а по полуострову прокатилась волна террора, направленного против политических противников нового режима, одной из жертв которого стал первый лидер Крымскотатарского национального правительства Номан Челебиджихан.

С падением власти большевиков Курултай и Директория возобновляют свою работу под руководством Асана-Сабри Айвазова и Абдульхакима Ильми. Курултай дает мандат Джаферу Сейдамету на формирование общекрымского правительства. Лидеры крымских татар не скрывают своих планов — провести выборы общекрымского парламента или же сформировать таковой на первых порах путем присоединения к Курултаю представителей других народов, населяющих Крым.

Описывая в 1919 году в донесении в Баку причины своего прибытия в Крым, Ю.Везиров писал, что не мог остаться в стороне от крымского вопроса. Целью его крымской командировки было поддержать формирование на полуострове новой краевой власти. Ю.Везиров отмечает, что вокруг Курултая собралась татарская интеллигенция, а национальное движение начало набирать значительную силу. Сообщая об организации крымскотатарской Директории, Ю.Везиров пишет, что она состояла из пяти членов: председателя и директоров юстиции, образования, внешних отношений и вакуфов, религиозных дел. Вместе с национальным парламентом это правительство ведало делами крымскотатарского населения полуострова, численность которого Ю.Везиров оценивал в триста тысяч человек.

По прибытии в Крым Ю.Везиров активно включается в местную общественно-политическую жизнь. Поначалу в качестве адвоката он помогает крымским татарам в отстаивании своих прав в судебных инстанциях. Но уже в скором времени Ю.Везиров оказывается на государственной службе.

В июне 1918 года с согласия оккупационного германского командования создается Крымское краевое правительство, в состав которого вошли представители крымских татар, немецких колонистов, русских политических сил. Главой кабинета становится прибывший в Крым генерал-лейтенант Сулейман Сулькевич. В политической обстановке того момента фигура генерала стала компромиссной, устраивающей немецкие оккупационные власти и разные группы крымского населения.

В правительстве С. Сулькевича создается Министерство иностранных дел во главе с лидером крымских татар Джафером Сейдаметом. Ю.Везиров занимает пост его заместителя. Уже в сентябре 1918 года Ю.Везиров вошел в состав крымской делегации, которая во главе с министром юстиции краевого правительства Александром Ахматовичем отправилась в Киев на переговоры о политическом статусе полуострова с правительством гетмана Скоропадского. А.Г. и В.Г Зарубины в своей работе по истории Гражданской войны в Крыму упоминают тот факт, что Ю.Везиров ехал на эти переговоры в статусе представителя Курултая.

«История литовских татар»

В крымский период своей жизни Ю. Везиров регулярно выступает со статьями в крымскотатарской газете «Миллет», посвященными различным аспектам текущей политической жизни и историческим вопросам. Одной из таких работ азербайджанского писателя, опубликованных в «Миллете», становится «История литовских татар».

Следует заметить, что новый глава крымского правительства Сулейман Сулькевич приехал на полуостров не один, а в окружении ряда соратников, в основном из числа своих соотечественников — литовских татар. Многие из них получают должности в крымском государственном аппарате. В качестве примера можно привести Александра Ахматовича, братьев Леона (Арслана) и Ольгерда Кричинских.

Литовские татары (потомки татарских родов, переселившихся в XIV—XV веках из охваченной смутой Золотой орды в пределы Великого княжества Литовского) были издавна связаны с Крымом. Впоследствии, уже во времена Российской империи, муфтии Таврического магометанского духовного правления ведали делами не только крымских мусульман, но и татар, проживавших в литовских, белорусских и польских губерниях. В 1917 году лидеры литовских и крымских татар поддерживают активные контакты, а в 1918 году их сотрудничество выходит на новый уровень.

В предисловии Ю.Везиров сообщает читателю, что Первая мировая война затронула и литовских татар, заставив их покинуть свои поселения в Литве, Польше и на Волыни, где они жили на протяжении многих столетий. Автор отмечает, что сегодня многих литовских татар можно встретить в Крыму. Среди них генералы, офицеры, юристы, доктора, чиновники и деятели искусств. В связи с этим Ю.Везиров замечает, что если в далеком прошлом татары, вынужденные покидать родину, отправлялись на чужбину, имея при себе только саблю и лук, то теперь они возвращаются вооруженные знаниями и науками.

Основная часть «Истории литовских татар» представляет собой перевод на татарский язык основных положений работы А.Мухлинского (1808—1877) «Исследование о происхождении и состоянии литовских татар», изданной в 1857 году.

Давая свою оценку историческому пути литовских татар, Ю.Везиров пишет, что после многих веков жизни в христианском окружении они, будучи этническим меньшинством, находясь под влиянием сильной европейской культуры, позабыли родной язык, оставили старые обычаи, а их имена изменились на русский лад. Но несмотря на это они не исчезли как народ и с большой гордостью везде говорят о своей принадлежности к татарам и мусульманству.

«Литовские татары сохранили чувства по отношению к своей древней родине — Крыму; уже давно начали переселяться в Крым. Сегодня в Крыму находится более сотни литовских татар. Многие из них работают в Земстве, городских управах и национальных татарских организациях. Они усердно и честно несут службу. Многие стали изучать татарский язык», — сообщает Ю.Везиров.

«Наш исламский и тюркский долг: С почетом принять наших литовских братьев на древней родине и обучить их тюркскому языку. Это наша общая очень важная задача», — заявляет он, отмечая, что «научившийся турецкому языку литовский татарин ближе познакомится с нуждами крымских татар и будет работать ради их разрешения».

Ю. Везиров высказывает мнение, что для защиты прав крымских татар в земствах и городских управах нужно много людей, имеющих русское образование. И поскольку многие литовские татары получили образование в русских школах, то они могут принести вполне определенную пользу. Автор особо выделяет фигуру сенатора Александра Ахматовича как ученого-правоведа. Кроме того, он описывает одного юношу, занимающегося научными изысканиями по истории крымских татар: «Один литовский юноша собирает материалы о притеснениях крымских татар со стороны царского правительства. И днем и ночью он работает в архивах среди пыльных листов. Наступит время, и имя этого молодого человека и его работа станут известными».

Кем же был этот юноша, отмеченный Ю. Везировым? Со всей очевидностью можно утверждать, что речь идет об известном общественном деятеле и историке Леоне (Арслане) Кричинском (1887—1939). В 1918 году Леон Кричинский занимал пост главы канцелярии Сулеймана Сулькевича и работал в крымском архиве над своей книгой «Очерки русской политики на окраинах». Эта работа, имеющая, с одной стороны, яркую политическую окраску, весьма интересна своим приложением, в которое вошел целый ряд документов, имевших при царском режиме статус секретных. Опубликована она была уже в 1919—1920 гг. в Баку, куда после падения власти первого Крымского краевого правительства перебрались С. Сулькевич и значительная часть его окружения.

Интересны рассуждения Ю.Везирова по поводу религиозности крымских и литовских татар. Если литовские татары, прежде всего, сохранились как нация благодаря религиозным чувствам, то у крымских татар, по мнению Ю. Везирова, религиозность находится на гораздо более низком уровне. С литовскими татарами автор связывает возможность возрождения традиций мусульманской жизни в Крыму. При этом он отвергает утверждения о том, что люди с европейским образованием не сочувствуют исламу. Он призывает татар сохранять братство, чтобы все татарские элементы смогли свободно жить в Крыму, а национальное знамя оставалось высоко поднятым.

Проблемы крымских татар

В своих докладных записках для руководства азербайджанского МИДа Ю.Везиров впоследствии писал, как об одной из основных проблем крымских татар, о недостатке квалифицированных, по-европейски образованных кадров. По его сведениям, на весь полуостров из числа татар был всего один инженер, два юриста и пять докторов. Что было явно недостаточно для нации, стремившейся к самостоятельному существованию.

Описывая политическую ситуацию, создавшуюся в 1918 году в Крыму, Ю.Везиров рассказывает о том, что лидеры крымских татар стали задумываться о восстановлении былой государственности ханских времен. По утверждению Ю.Везирова, высказывались предложения, чтобы один из османских принцев был объявлен ханом. В связи с этим Ю.Везиров сообщает, что призывал крымских татар оставить мысль о ханстве, поскольку она только настроит против них представителей других народов, проживающих на полуострове.

Критикуя горячие головы среди крымских татар, Ю.Везиров пишет: «Крымцы наши единокровные братья. Их счастье — наше счастье, их бедствие — наше бедствие; каждый из нас желает видеть крымских братьев независимыми и свободными. Но здесь следует признать, что силы Крыма предельно малы».

Описывая крымских татар, он отмечает их пылкие патриотические чувства. «У крымцев есть горячее татарское течение. Об этом в частности у них есть много записей и стихотворений. Есть одно стихотворение, где поэт восторженно говорит: Даже если отправите меня в ад, я все равно останусь татарином», — сообщает он. По всей видимости, здесь идет речь об опубликованном в газете «Миллет» стихотворении «Татарым!» («Татарин я!») известного крымскотатарского поэта Джемиля Керменчикли (1891—1942). В этом глубоко патриотическом по своему духу произведении поэт пишет о готовности принять любые удары судьбы, перенести самые страшные кары, и даже оказавшись в аду, не отказаться от своей национальной идентичности, от своего татарского происхождения.

Между белыми и красными

В ноябре 1918 года после окончания Первой мировой войны германские войска покидают полуостров. Правительство С. Сулькевича было вынуждено уйти в отставку, в то время как Крым занимают части белой Добровольческой армии и французские войска. Политическая ситуация для крымских татар сильно осложняется. Одним из животрепещущих вопросов становится мобилизация жителей Крыма в ряды Белой армии, которая остро нуждается в солдатах для продолжения войны с Красной армией. Лидеры Курултая выступают резко против мобилизации крымских татар.

8 января 1919 года в газете «Миллет» публикуется статья Ю. Везирова «Вопрос о солдатах», посвященная теме бойкота мобилизации. В ней Ю. Везиров заявляет, что татар хотят противопоставить большевикам, в то время как весьма сомнительно, что у добровольцев, желающих воскресить старую Россию, хватит сил для победы, поскольку большинство демократических сил в стране против них, и даже русские солдаты не желают присоединяться к белым.

Намекая на трагические события зимы 1917—1918 гг., Ю. Везиров высказывает мысль, что если крымские татары дадут солдат Добровольческой армии, в то время как большевики в итоге вновь возьмут вверх, то «татары второй раз получат большевистскую пощечину». И если, по словам Ю.Везирова, добровольцев ничто не связывает с Крымом, и они могут уйти из него в любой момент, то крымским татарам бежать некуда. При этом, по мысли Ю.Везирова, татары не должны разрывать дружбу с другими народностями, живущими в Крыму, и, прежде всего, с демократическими силами.

Как показало время, данные рассуждения Ю.Везирова оказались весьма взвешенными, дальновидными и здравыми. Белое движение, как известно, потерпело поражение в Гражданской войне, и его активным сторонникам не оставалось другого выхода, кроме эмиграции.

Отъезд из Крыма

Крымский период жизни Юсифа Везирова завершился в феврале 1919 года, когда, получив назначение на пост дипломатического представителя Азербайджана при правительствах Польши и Украины, он должен был оставить полуостров и выехать в Одессу.

За время своего пребывания в Крыму Ю. Везиров показал себя искренним сторонником национальных устремлений крымских татар. Как политического деятеля его характеризовал весьма трезвый взгляд на развитие социальных и политических процессов, чуждый всякому радикализму.

Крымские татары, в свою очередь, оказывали большое доверие Ю.Везирову, о чем свидетельствует его участие в качестве представителя Курултая на важных переговорах о статусе Крыма. Под конец своей крымской жизни он занимал пост директора юстиции Крымскотатарского национального правительства, которое в то время возглавлял уже Сеттар Мисхорлы.

В дальнейшем Ю.Везиров занимал пост посла Азербайджанской Демократической республики в Османской империи. В одном из своих донесений в Баку Ю.Везиров упоминает о встрече со своим бывшим шефом Джафером Сейдаметом в Стамбуле, который уже находился в положении политического эмигранта. «Джафар Сеид Ахмед выразил желание служить Азербайджану. Его приезд, на мой взгляд, прибавил бы к нашей интеллигентной силе видную единицу», — писал он.

Дальнейшая судьба Ю. Везирова сложилась трагически. После установления в Азербайджане советской власти в апреле 1920 года он уезжает во Францию. Однако в 1926 году возвращается на родину. Впоследствии он попадает под маховик сталинских репрессий и умирает в начале 1943 года в лагере на территории Горьковской области.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог