Курс валют USD 0 EUR 0

Крымские татары и «партия государственной мудрости»

Комментариев: 0
Просмотров: 46

ТАРИХЧИ

 

(Продолжение. Начало в №№27-28)

Выборы в первую Государственную Думу, прошедшие в марте 1906 года, принесли большой успех Конституционно-демократической партии. Получив около трети мандатов, либералы играли доминирующую роль в первом российском парламенте, продвинув на пост председателя Думы своего представителя — профессора Московского университета С.Муромцева. Отчасти такой успех кадетов был обусловлен политикой левых партий, в том числе большевиков и социалистов-революционеров, сделавших ставку на бойкот выборов, углубление революции и вооруженное восстание (в декабре 1905 года уличные бои разгорелись в Москве, но в конечном итоге восстание было подавлено верными царскому правительству войсками). В результате во время выборов кадеты смогли консолидировать оппозиционных избирателей вокруг своих кандидатов. Однако вскоре левые поняли, что зря отказались от возможностей, которые избирательная кампания и парламентская трибуна давали для пропаганды их идей. И уже во время выборов второй Думы левая оппозиция активно принимала в них участие.

Мусульманская фракция

Как уже отмечалось, на выборах в первую Думу Мусульманская конституционная партия, одним из основателей которой был И.Гаспринский, действовала в союзе с партией кадетов. Вместе с тем в стенах парламента депутаты-мусульмане, избранные туда из различных частей империи, приняли решение объединиться и сформировали самостоятельную Мусульманскую фракцию.

Следует иметь в виду, что Мусульманская конституционная партия была наиболее значимой общественно-политической силой мусульманских народов России. Она пользовалась поддержкой образованных кругов населения и молодого татарского и азербайджанского национального капитала. Тем не менее у нее были свои противники как в консервативных кругах, так и в нарождающихся в тюркской среде национальных левых сил.

Так, например, в годы первой русской революции на съезде учителей-мусульман Закавказья произошел открытый разрыв отношений между писателем, будущим лидером советского Азербайджана Нариманом Наримановым, и известным предпринимателем и меценатом Гаджи Зейналабдином Тагиевым. Исмаил Гаспринский был дружен с обоими — Нариманов активно сотрудничал с «Терджиманом», посылая в газету корреспонденции, а миллионер Тагиев был известным в мусульманском мире благотворителем и владельцем бакинской газеты «Каспий», которую редактировал соратник и единомышленник И.Гаспринского Алимардан-бек Топчибашев.

Причиной скандала стало то, что по настоянию Н.Нариманова съезд призвал к введению обязательного преподавания в школах азербайджанского языка. ­Это не устроило Г.З.Тагиева. Нет, он не был врагом своего народа, наоборот, многое сделал для развития его культуры и образования. Но вместе с тем он не мог не задумываться о последующей реакции царского правительства на подобные требования и ее последствия. Несмотря на все свое богатство и влияние, Тагиеву приходилось тратить годы на то, чтобы убеждать высокопоставленных царских чиновников в том, что его культурные проекты не несут угрозы государству и препятствовать им не следует. Поэтому Г.З.Тагиев призвал съезд отменить решение, которое «бросает тень на всю нацию перед правительством», а Н.Нариманова назвал недальновидным человеком, который, не имея в кармане ни одной копейки и учась за его счет, произносит революционные речи.

Н.Нариманов не остался в долгу, заявив во всеуслышание: «Никому я не давал права и не позволю за презренный металл заставить меня молчать, когда в это же время не только открыто говорят, но проливают свою кровь за освобождение от царского гнета. Перед всем съездом я с радостью отказываюсь от стипендии г.Тагиева, чтобы быть свободным от тиранов нашего времени и чтобы потомки наши не продавали себя за презренное золото».

Этот публичный разрыв стал приметой нового времени. Левые идеи были ­очень популярны в то время в России, находили они своих сторонников и среди мусульманских народов (прежде всего азербайджанцев и казанских татар, которые активнее всего вовлекались в промышленное производство и городскую жизнь). Революционная обстановка и надежда на скорые политические перемены увлекали молодежь. Постепенно, наряду с идеями просвещения простого народа, начинают выдвигаться на первый план и идеи социальной справедливости. В крымскотатарской среде эту тенденцию олицетворял Решид Медиев. Но в условиях еще во многом патриархального Крыма разногласия между Р.Медиевым и И.Гаспринским не достигли такого накала, как между Н.Наримановым и Г.З.Тагиевым.

Но вернемся к Мусульманской фракции. В своей работе она сотрудничала с кадетами и другими оппозиционными царскому правительству парламентскими силами. Однако первая Дума проработала всего 72 дня и в 1906 году была распущена царем, посчитавшим ее слишком оппозиционной. Такая же участь в июне 1907 года постигла и вторую Думу.

В условиях, когда революция шла на спад, лидеры Мусульманской конституционной партии стали пересматривать свои политические позиции, смещаясь вправо. В ноябре 1906 года Центральный комитет Мусульманской конституционной партии на своем заседании в Москве сделал заявление о своем отделении от партии кадетов и внес в свой устав изменения, направленные на сближение с право-либеральной Партией мирного обновления. Последняя занимала промежуточное положение между кадетами и партией октябристов.

Как и кадеты, октябристы были либеральной партией, но если первые находились в оппозиции царскому правительству, то вторые с ним сотрудничали. Уже на выборах в третью Государственную Думу, проходивших в условиях окончательного поражения революции, одним из депутатов от Таврической губернии при поддержке партии октябристов был избран Измаил-мурза Муфти-заде. Это был отставной полковник, богатый землевладелец и известный благотворитель. Измаил-мурза был соратником И.Гаспринского и одним из организаторов крымского отделения Мусульманской конституционной партии.

Тем временем подавление революции поставило под вопрос дальнейшую работу мусульманской партии. За время своего недолгого существования она так и не получила от государственных органов официальной регистрации. Теперь в условиях столыпинской реакции ее легальная деятельность была невозможна. В этих условиях Мусульманская фракция Государственной Думы до самого 1917 года стала координационной площадкой для общественно-политических сил мусульманских народов России. Весьма примечательно, что секретарем Мусульманской фракции был известный крымскотатарский педагог и общественный деятель Исмаил Леманов. В лице И.Леманова И.Гаспринский и его крымские последователи имели надежный источник информации о происходящих в столице империи политических процессах.

(Продолжение следует.)
comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог