ТАРИХЧИ
В октябре 1921 года, когда память о недавно гремевших в Крыму боях Гражданской войны была еще чрезвычайно свежа, из-под пера молодого крымскотатарского поэта Амди Гирайбая (1901-1930) вышло стихотворение под названием «Кадет къача» («Бежит кадет»). В нем автор обрисовывал неприглядную картину отступления белогвардейских войск из-под Перекопа:
«Кой ичинде арабалар шалтырай,
Бала-чагъа къоркъа, джурек къалтырай,
Кадет къача, деп акъайлар айталар,
Айгъырларны чёльге сакълап къайталар.
Ор тюбюнде турмай топлар атыла,
Къуршун сеси салкъын джельге къатыла,
Генераллар кой ичинде джурелер,
Пешлеринден итлер талай-урелер.
Офицерлер солдатларны чакъыра,
Чалт болынъыз, къачамыз, — деп бакъыра»
В самых мрачных тонах поэт рассказывал о мародерстве, чинимом бегущими солдатами в степном крымскотатарском ауле, как, угрожая местным жителям оружием, те забивали скот и птицу местных жителей, прихватывая с собой ценности и любые предметы из небогатого крестьянского скарба («къартанамнынъ намазлыгъын алдылар»). Свой стих Амди Гирайбай завершал словами о том, что эти события должны стать уроком для крымскотатарской молодежи:
«Шундай куньлер корьди гъарип башымыз,
Унутмасын буны бизнинъ джашымыз,
Тарихта бу бир ыз болып къалмалы,
Бизнинъ джашлыкъ бундан бир дерс алмалы»
Это стихотворение можно считать одним из ярчайших описаний той социальной катастрофы, в которую Крым погрузился в годы гражданского конфликта. Но почему, говоря об отступающих белых войсках, поэт, как в названии произведения, так и в самом его тексте, называет их кадетами («Кадет къача, деп акъайлар айталар»)? То есть ассоциирует творящих бесчинства солдат не с Добровольческой армией, не с именами белогвардейских генералов-вождей (Деникина или Врангеля), что должно было быть более логичным, а именно с кадетами, то есть членами Конституционно-демократической партии.
Для современников Амди Гирайбая в этом не было ничего неясного. К 1920 году понятие кадет для крымских татар было синонимом врага. Но как такую репутацию могла получить политическая сила, которая с самого своего возникновения декларировала приверженность ценностям демократии и либерализма, вполне официально (в качестве второго названия) именовавшая себя ни много ни мало Партией народной свободы? Как могло получиться так, что поборники демократии превратились в апологетов военной диктатуры, став из друзей врагами целой нации?
К сожалению, сама по себе человеческая память весьма недолговечна. Постоянно идущий процесс смены поколений, проходящий в водовороте событий повседневной жизни и глобальных потрясений, приводит к тому, что постепенно многие подробности безо всяких следов стираются из людской памяти. К тому же, ХХ век выдался весьма сложным для крымских татар. Гибель видных деятелей национальной культуры во время террора 1937-1938 годов, трагические события 1944 года чрезвычайно плохо отразились на состоянии исторической памяти народа. К моменту начала массового возвращения крымских татар на историческую родину многое из того, что происходило в Крыму еще в начале ХХ века, было основательно забыто.
Известному русскому историку конца XIX — начала XХ веков В.О.Ключевскому принадлежат слова о том, что «История — не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но только наказывает за незнание уроков». Для того чтобы в сегодняшней жизни можно было извлечь пользу из исторического опыта, он должен постоянно и целенаправленно изучаться и переосмысливаться. Это очень важно для крымских татар, многие страницы истории которых изучены весьма плохо и поверхностно. Так обратимся же к одному из забытых моментов прошлого.
Мусульмане и первая русская революция
В марте 1917 года известный общественно-политический деятель казанских татар Садри Максуди (1878-1957), обращаясь с речью к делегатам седьмого съезда кадетской партии, счел нужным напомнить им об истории сотрудничества их политической силы с общественно-политическими силами российских мусульман: «Господа, с тех пор как открылась в России хоть маленькая возможность думать политически громко, 11, 12 лет тому назад, мусульмане сразу, по крайней мере, громадным большинством 99 процентов, отчасти инстинктивно, а интеллигенция сознательно, примкнули к вашей партии. С тех пор и в парламенте и на местах, во всех местных самоуправлениях, мы, мусульмане, поддерживаем вашу и нашу партию».
Говоря о событиях 12-летней давности, Садри Максуди подразумевал первую русскую революцию 1905 года, которая сотрясла основы политического строя Российской империи. Острейший внутриполитический кризис, вылившийся в масштабную забастовку, повлекшую остановку многих предприятий и железных дорог, вынудил царское правительство издать манифест, даровавший подданным императора доселе невиданные ими гражданские права и свободы.
Введение свободы слова, свободы собраний и учреждение парламента — Государственной Думы, создали в России возможности для ведения легальной политической деятельности. Для великого просветителя Исмаила Гаспринского и его единомышленников, как в Крыму, так и в других населенных тюрко-мусульманскими народами регионах, открывались новые перспективы. Они понимали, что мусульманским народам необходимо получить представительство в российском парламенте и использовать его для проведения законов, направленных на установление равноправия народов, решение первоочередных социально-экономических проблем общества.
В российской политической жизни того времени были представлены силы самой разной идеологической направленности. Крайне правые монархические силы отвергали любые прогрессивные изменения и выступали за незыблемость царской власти. Крайне левые партии выступали за углубление революции, установление республики и социалистические преобразования. Для И.Гаспринского и его соратников, имевших тесные связи с крупными мусульманскими предпринимателями и землевладельцами и видевшими главной своей целью просвещение народа, развитие образовательной системы, подобная программа была слишком радикальна. Поэтому их внимание сразу же привлекла организовавшаяся осенью 1905 года конституционно-демократическая партия.
Кадеты находились в оппозиции к царскому правительству. Но в отличие от левых сил они выступали за мирные, легальные способы политической борьбы, решительно отвергая идею террора и вооруженного восстания. Они стремились к проведению демократических реформ и умеренных социальных преобразований. Кадеты продвигали компромиссную идею конституционной монархии, которая должна была сохранить царский престол при подчинении исполнительной власти демократически избранному парламенту.
Партия кадетов была политической силой среднего класса, ее поддержка была наиболее велика в крупных городах. Среди кадетских лидеров были либерально настроенные представители аристократии и буржуазии, но особенно значительным было представительство интеллигенции. В том числе преподавателей университетов и адвокатов. Лидером партии стал известный русский ученый-историк и журналист Павел Милюков.
Принадлежа к западническому направлению русской общественно-политической мысли, кадеты принимали в качестве ориентира опыт западноевропейских стран и стремились распространить либеральные реформы и на российскую почву.
Политическая программа конституционных демократов была принята на первом съезде партии, прошедшем в Москве в октябре 1905 года. Первый ее раздел был посвящен основным правам граждан. Приведем его основные положения, касавшиеся национальных, религиозных и языковых вопросов:
«1. Все российские граждане, без различия пола, вероисповедания и национальности, равны перед законом. Всякие сословные различия и всякие ограничения личных и имущественных прав поляков, евреев и всех без исключения других отдельных групп населения должны быть отменены.
- Каждому гражданину обеспечивается свобода совести и вероисповедания. Никакие преследования за исповедуемые верования и убеждения, за перемену или отказ от вероучения не допускаются. Отправление религиозных и богослужебных обрядов и распространение вероучений свободно, если только совершаемые при этом действия не заключают в себе каких-либо общих проступков, предусмотренных уголовными законами. Православная церковь и другие исповедания должны быть освобождены от государственной опеки».
«11. Основной закон Российской империи должен гарантировать всем населяющим империю народностям, помимо полной гражданской и политической равноправности всех граждан, права свободного культурного самоопределения, как-то: полную свободу употребления различных языков и наречий в публичной жизни, свободу основания и содержания учебных заведений и всякого рода собраний, союзов и учреждений, имеющих целью сохранение и развитие языка, литературы и культуры каждой народности и т. п.
- Русский язык должен быть языком центральных учреждений, армии и флота. Употребление наряду с общегосударственным местных языков в государственных и общественных установлениях и учебных заведениях, содержимых на средства государства или органов самоуправления, регулируется общими и местными законами, а в пределах их — самими установлениями. Населению каждой местности должно быть обеспечено получение начального, а по возможности и дальнейшего образования на родном языке».
Таким образом, партийная программа кадетов содержала, на первый взгляд, вполне прогрессивные идеологические установки, направленные на защиту прав человеческой личности. Но вместе с тем ее авторы сочли необходимым особо выделить только поляков и евреев, в то время как все остальные многочисленные народы империи такой чести не удостоились. Очевидно, это было отражением приоритетов партийного руководства кадетов, которые определялись соображениями политического и мировоззренческого характера.
Что касается языковой части программы, то она как бы допускала сохранение родного языка и культуры нерусских народов. Но однозначно гарантировалось только начальное образование на родном языке. В то время как возможность получения среднего и высшего образования на родном языке отодвигалась за расплывчатую и неконкретную формулировку «по возможности».
Раздел партийной программы, посвященный местному самоуправлению, содержал параграф, посвященный местной автономии:
«24. После установления прав гражданской свободы и правильного представительства с конституционными правами для всего Российского государства должен быть открыт правомерный путь в порядке общегосударственного законодательства для установления местной автономии и областных представительных собраний, обладающих правом участия в осуществлении законодательной власти по известным предметам, соответственно потребности населения».
Последующие параграфы гарантировали предоставление автономного устройства Польше, которая должна была иметь собственный парламент — сейм, а также восстановление в полном объеме Конституции Финляндии. Таким образом, за исключением этих двух регионов, для остальных частей огромной империи вопрос о пределах местной автономии был очерчен в предельно общей и неконкретной формулировке — «по известным предметам, соответственно потребности населения». При этом понятие федерации в программе кадетов отсутствовало.
Программа кадетов обещала народам России в случае прихода партии к власти только «культурное самоопределение». Программа партии была ориентирована на защиту прав человека, а права народов, за отдельными исключениями, оставались на втором плане.
Тем не менее появление либеральной партии, даже с такой половинчатой программой, сразу привлекло к себе большое внимание со стороны образованных слоев мусульманских народов.