Курс валют USD 0 EUR 0

Крымскотатарская борьба на поясах «Куреш» как элемент национальной физической культуры и средство социально-нравственного воспитания

Комментариев: 0
Просмотров: 100

Надир БЕКИРОВ, кандидат философских наук

Сейдамет ЯГЬЯЕВ, директор Спортивной школы №1 им. Амет-Хана Султана, г. Симферополь

 

Технический прогресс снял значительную долю физичес­ких нагрузок на организм человека. Это выдвинуло проблему гиподинамии. Современный, привыкший к незначительной физической деятельности человек часто не способен вынести неожиданные функциональные нагрузки на сердечно-сосудистую систему организма, порой они могут стать губительными. ­Учитывая этот фактор, думающий о своем состоянии человек должен, помимо основной деятельности, заниматься физической культурой как средством, стимулирующим все функциональные системы организма к высоким нагрузкам.

В условиях отсутствия естественных для дикой природы экстремальных средовых и социальных условий (борьба за жизненное пространство, жизнь потомства) у человека зачастую накапливается значительное количество нереализованной избыточной адаптационной энергии, которая, как правило, выплескивается в виде различных правонарушений, направленных против личности и устоев общества.

В биологических задачах большую роль играет защита себя и близких от прессинга более активных и агрессивных конкурентов. Такова биологическая сущность жизни без ее идеализации.

Бытует мнение, что материальное изобилие снимет эту проблему. Мнение это ошибочно. Избыточная адаптационная энергия, выданная природой каждому живому существу, все равно будет искать себе выход. Неспроста в благоденствующих и цивилизованных странах существует феномен спонтанного хулиганства в виде коллективных футбольных погромов с выездом в чужие страны.

В любой биологической популяции, независимо от уровня жизни, появляется определенный процент агрессоров-захребетников и даже каннибалов. Эта прослойка в человеческом обществе вступает в конфликт с его законами и представляет серьезную опасность для его членов.

Прессинг агрессивного конкурента, особенно в раннем возрасте, зачастую проявляется в физическом воздействии, что требует от объекта нападения определенных навыков защиты и функциональной готовности их реализовать.

Женщинам, с присущим им инстинктом самовыражения, умение защитить себя необходимо в основном в отношении назойливых поклонников или насильников. Мужчинам же, с присущим им инстинктом самоутверждения, приходится защищать свою честь, честь своей девушки, свою жизнь и жизнь своих близких, защищать себя и попадать в ситуацию самозащиты нередко задолго до перехода в юношеский возраст.

По З. Фрейду, «Эрос» (любовь в широком аспекте) и «Тэлос» (разрушающие силы) существуют в человеке как силы, побуждающие к действию.

В мирской суете, в обустройстве жизни мы все реже общаемся, круг общения сужен до людей, с которыми связан по работе. Все реже общаемся с родственниками. Значимость мнения близких, родственников, окружающих людей опускается до нулевой отметки. Нравственность и мораль перестают представлять ценность. Если раньше, даже на обывательском уровне, в семьях процесс привития элементарных человеческих качеств являлся преимущественным в воспитании, подготовке ребенка к жизни в обществе, то сегодня повсюду, в семье, детсадах, школах, вузах, этому не уделяется должного внимания.

Учитывая, что к настоящему времени среди части молодежи широко распространились крайне негативные привычки, которых не было даже еще лет 30-50 назад, очень важно найти методы предотвращения/отвлечения/ позитивной альтернативы возможности попасть под влияние алкоголя, наркотиков и т.п. А подобного рода угроза в местах компактного проживания ранее депортированных граждан вполне вероятна из-за целого ряда объективных и необъективных причин.

В проблеме удержания асоциальных инстинктов в развитии нормального социально-ориентированного поведения большая роль принадлежит физической культуре и спорту.

Физическая культура и массовый спорт является средством направления избыточной адаптационной энергии и агрессивности в безопасное для общества русло. Часто можно услышать недовольство взрослых поступками, поведением молодежи в обществе. И так зачастую практически каждое поколение ругает молодежь, вспоминая своих сверстников и предшественников.

Основные положения и выводы этой статьи сделаны на базе многолетнего опыта встреч и бесед со старшим поколением крымских татар, проживающих как в Крыму, так и в диаспоре, а также с опытом деятельности первой федерации борьбы «куреш», работавшей в Крыму в 2008 году.

Созданию федерации крымскотатарской национальной борьбы куреш в 2008-2009 гг. предшествовала огромная работа по сбору архивных материалов, сбор соответствующей информации у старшего поколения как в Крыму, так и за рубежом. Были организованы многократные экспедиции в места проживания диаспор крымских татар — Турцию, Румынию, Болгарию, Узбекистан, Украину.

Выяснилось, что в Румынии борьбой куреш занималось практически все мужское население, ни одно торжество, будь то свадьба, праздники, не проходили без куреш. Имена победителей состязаний на годы сохранялись на устах народа: Решат Асаншели, Хайри Османшели, Джумакъая Эндек Къаракуюлу, Шукри Къанарлы, Калы Татлыджакълы, Ремзи Омуршалы, Джелял Азизали и т.д. Занимались все, но не все становились чемпионами, те, кто не смог подняться на пьедестал победителей, тем не менее сохраняли любовь и отношение к курешу и поддерживают сохранение и развитие борьбы. Неджат Сали, житель Констанцы (Румыния), ежегодно выступает спонсором и организатором состязаний куреш. Он унаследовал отношение к курешу своего отца — Эюб Менали Сали. Это наглядно свидетельствует, что устойчивая традиция сохраняется среди крымских татар, не подвергшихся, в отличие от большинства народа, депортации и попыткам уничтожения национальной народной культуры в ХХ веке.

В Турции у нас сложились дружеские отношения с профессором медицины, членом Олимпийского комитета Турции, почетным президентом федерации дзюдо и кураш Турции Ибраимом Озтеком. Господин Озтек много лет занимался изучением истории единоборств и с уверенностью сообщил нам, что борьба «къушакъ куреши» (борьба на поясах) зародилась и распространилась из Крыма.

Немаловажную роль в сохранении идентичности, по мнению всех опрашиваемых респондентов, сыграла опора на память, передаваемую от поколения к поколению, о ценности и значимости куреша в формировании самосознания и идентичности народа.

После создания федерации, официального начала работы, ее первые успешные шаги развития получили поддержку, воодушевили и вдохновили многих жителей Крыма. Но, к сожалению, непонимание сути куреша как части национальной культуры крымскотатарского народа направили дальнейшее движение в сторону появления некоего «нового» вида спорта, деформации его сущностного содержания, превращения в не более чем «один из» видов массового развлечения.

Целью настоящей статьи является раскрытие социального и нравственного смысла этой традиционной формы физической культуры крымских татар, в первую очередь, как важного инструмента воспитательного процесса, и только потом как вида спорта с соответствующими требованиями при постановке задач его возрождения и развития.

Крымские татары — тюркский мусульманский народ, сформировавшийся в Крыму на основе взаимодействия и взаимопроникновения множества этносов, появлявшихся в Крыму в разные исторические эпохи на протяжении нескольких тысячелетий под влиянием особенностей географического положения и природных условий полуострова.

К настоящему времени, из-за перипетий жизни крымскотатарского народа в ХХ веке, воспитание личности и привитие веками складываемых традиционных средств и методов воспитания стерты и забыты. Думается, наступило время вернуться к народным методам воспитания подрастающего поколения.

В Крыму исторически одним из самых популярных и любимых видов занятий ребят являлась борьба на поясах — куреш.

Куреш – уникальный по своей красоте и техническому разнообразию вид единоборства, рожденный самой жизнью как одно из основных средств борьбы первобытных людей за свое существование с силами природы. С давних времен борьба служила физическому воспитанию сильных, выносливых мужчин и отважных воинов.

Куреш как разновидность борьбы зародился в глубокой древности. Пройдя долгий исторический путь развития, он сохранился как форма развлечения, забавы, проявления силы, ловкости, мужества.

Что очень важно, на наш взгляд, она была не только средством развития силы, ловкости, специальных навыков и приемов, но и в не меньшей степени средством воспитания качеств, необходимых и почитаемых в обществе. Те, кто прошел путь от детских состязаний до состязаний на мейданах, пользовались огромным уважением в обществе, не только благодаря своим выдающимся физическим достижениям, но и как образцы высоконравственного человеческого поведения, мужественности, самоконтроля и ответственности.

Само слово «куреш», «кюряш», «кураш» и подобные, с учетом разнообразия фонетики и произношения, переводится с языка многих тюркских народов как «борьба». Особенности истории и культуры привели к тому, что сегодня различается как звучание этого слова, так и техника и правила этой борьбы, бывшей когда-то, тысячелетия назад, общим достоянием предков тюрков.

Куреш, в его своеобразных национальных видах, и сегодня пользуется большой популярностью у многих народов, оставаясь сердцевиной народных праздников и составной частью национальной культуры. Борьба — очень темпераментный и зрелищный вид спорта, а правила ее просты и понятны всем. Поэтому на народных праздниках смотреть национальную борьбу вокруг площади собирались и собираются сотни, а то и тысячи человек – от детей до людей преклонного возраста. Куреш притягивает их своим азартом, держит в напряжении и заряжает энергией. Этот вид спортивного ­единоборства, культивировавшийся в Крыму на протяжении столетий, а, возможно, и тысячелетий, являлся символом здоровой и сильной нации.

Борьба куреш, развиваясь тысячелетиями, шлифовалась и оттачивалась. Куреш проповедует все основные человеческие добродетели, почитаемые и уважаемые каждым народом, вместе с тем в нем заложены состязательность (при соблюдении определенных ограничивающих правил), кроме физического развития, способствует в большей мере воспитанию социального поведения.

Здесь стоит остановиться на некоторых особенностях условно «восточной» культуры в ее сравнении с условно «западной». Поскольку последние пятьсот лет технический и культурный прогресс в Европе часто подается как культурный прогресс вообще, в принципе, как единственно прогрессивная форма культуры в мире, а не одного и не самого большого региона, то упускаются из вида многие особенности неевропейских культур. Мы не будем здесь останавливаться на всем их многообразии, а считаем необходимым обратить внимание на одну достаточно характерную особенность «восточных» культур, в которые входят традиционные тюрко-мусульманские и не только культуры Восточной Европы и Азии­. Эта особенность заключается в отсутствии резкой грани или даже противопоставления духовной и физической культуры, сформировавшегося в Европе в позднем Средневековье и в Новое время.

Специализация деятельности, особенно экономической, формирующийся капитализм в значительной мере предопределил в Западной Европе и квазиевропейских регионах (Америке, Австралии и т.п.) разделение и в некоторой мере даже противопоставление духовной и материальной культуры, включая физическую, в обществе. Ярким внешним проявлением такого противостояния являются образы монахов или ученых, поэтов, ненормально полных или, наоборот, высохших «сухарей», увлеченных своими исследованиями или размышлениями, в противовес циркачам, воинам, крестьянам, мастеровым, обладающим внушительной фигурой и физической силой, но «не отягощенным» признаками интеллекта и не имеющим интереса к чтению, письму, знаниям, изящным искусствам.

В восточной культуре сложилась традиция синтетической или комплексной культуры, носители которой, помимо своих профессиональных умений и интересов, обладали сочетанием навыков в нескольких культурных сферах, если не на профессиональном, то на высоком аматорском уровне. Эта комплексность, синтетизм восточной культуры можно отметить, начиная от Крыма до Японии, если внимательно ознакомиться с жизнью и творчеством многих известных в истории людей. Разумеется, это возможно было, как правило, для индивидов, групп населения, обладавших высокой степенью свободы и самостоятельности. Ситуация слоев, находившихся под постоянным прессом или подвергаемых постоянной эксплуатации, рабов, крепостных, низших каст, не оставляла времени, сил и места для этого. В Крыму, где именно свободные и лично независимые люди составляли почти 100% населения, традиция комплексности в культуре сохранялась долгое время. Речь идет не только о крымских ханах, которые едва ли не все были стихотворцами, музыкантами и философами, но и об обычных людях, имевших помимо своих ежедневных профессиональных занятий и обязанностей, огромное число увлечений и видов деятельности, не связанных напрямую с необходимостью добывать средства к существованию­. Типичным было иметь дома музыкальные инструменты и обучать игре на них детей в семейном кругу, семейный, домашний ансамбль – достаточно распространенное явление в среде крымских татар вплоть до середины ХХ века. То же самое можно сказать об искусстве вышивки, которым обладали практически все женщины. К числу таких общедоступных и в каком-то смысле общеобязательных занятий для мужчин был куреш.

Необходимо отметить некоторые специфические черты куреша как единоборства. Выросший из прикладных, практически необходимых в бою приемов и способов ведения поединка, куреш постепенно превратился в вид чисто «спортивного» единоборства, в котором заведомо отсутствуют ­опасные для жизни борцов приемы, направленные на причинение физического увечья или смерти. Это характерно для обществ, где нет запрета на владение и ношение холодного оружия, как оно и было в Крымском ханстве. Если речь шла о противостоянии насмерть, в ход шло оружие, но между людьми в среде крымских татар в этом не было необходимости. Путешественники, посещавшие Крым, как во времена Крымского ханства, так и позже, почти единодушно отмечали несклонность крымских татар к преступлениям, особенно насильственным. Исключением, пожалуй, была ситуация чабанов, которые носили с собой ружья для защиты от хищников и похитителей скота. В куреше сконцентрировалась техника, с одной стороны, заведомо не направленная на убийство или причинение прямого вреда противнику, но с другой — требовавшая силы, скорости, ловкости, технического мастерства, упорства, выносливости и воли к победе. Сам захват за пояс и запрет его отпускать во время борьбы ограничивал возможность использовать руки для действий травматической направленности. Хотя, разумеется, какие-то элементы техники у квалифицированного борца могли быть использованы и в свободном поединке, но смысл поединка все-таки заключался в одержании победы не путем причинения боли или увечий, а путем демонстрации преимущества в способности уложить противника на спину разрешенными, скорее даже не запрещенными приемами. Сам арсенал был поэтому хотя и ограничен, по сравнению со свободным поединком, но тем не менее требовал не только общефизической, но и специальной технической подготовки. Иначе говоря, ценность этого вида борьбы как части культуры заключалась, прежде всего, в развитии необходимых мужчине физических и психических качеств, которые могли быть полезными и в мирной жизни, и на войне. В этом смысле, несмотря на всю очевидную несхожесть, куреш напоминает японское сумо или «кюряш» татар Поволжья. В отличие от многих видов современной спортивной борьбы, схватка, ведущаяся по правилам, могла закончиться только чистой победой, а не подсчетом и суммированием баллов за отдельные более-менее удачные технические действия. Это соответствовало мировоззрению эпохи и было своеобразным отголоском свободного поединка, ведущего к полному поражению проигравшего. Это, кстати говоря, делало борьбу более зрелищной, азартной и активной. Здесь было практически невозможно «вымогать» победу некоей имитацией борьбы, что является в настоящее время неотъемлемой частью тактической подготовки борцов в современных видах спортивных единоборств.

Однако не менее, если не более важным компонентом, неотделимым от куреша, был нравственный компонент, как непосредственно прикладной, так и перспективно-воспитательный.

Роль борьбы куреш обусловлена тем, что в значительной мере копирует психобиологические стрессы и безвредно для общества утоляет инстинкты самовыражения, самоутверждения и агрессии, поскольку приучает соревновательными условиями решать конфликтные ситуации мирным путем. История помнит много случаев предотвращения войн путем разрешения споров на борцовских площадях.

Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры, выпуск 18, 2024 г.,

(Продолжение следует.)
comments powered by HyperComments
Ashley3498
2025-05-31 20:06:05
<a href="https://shorturl.fm/VeYJe" rel="nofollow">https://shorturl.fm/VeYJe</a>
Geoff3863
2025-05-31 23:30:19
<a href="https://shorturl.fm/f4TEQ" rel="nofollow">https://shorturl.fm/f4TEQ</a>
Ruth4736
2025-06-01 01:07:55
<a href="https://shorturl.fm/xlGWd" rel="nofollow">https://shorturl.fm/xlGWd</a>
Stanley297
2025-06-01 04:19:21
<a href="https://shorturl.fm/retLL" rel="nofollow">https://shorturl.fm/retLL</a>
Valerie3078
2025-06-01 07:24:30
<a href="https://shorturl.fm/JtG9d" rel="nofollow">https://shorturl.fm/JtG9d</a>
Spencer3217
2025-06-01 22:13:51
<a href="https://shorturl.fm/LdPUr" rel="nofollow">https://shorturl.fm/LdPUr</a>
Cliff3853
2025-06-01 23:31:33
<a href="https://shorturl.fm/47rLb" rel="nofollow">https://shorturl.fm/47rLb</a>
Tomas4818
2025-06-02 12:57:27
<a href="https://shorturl.fm/MVjF1" rel="nofollow">https://shorturl.fm/MVjF1</a>
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог