Курс валют USD 0 EUR 0

Крымскотатарская диаспора в мире: основные вопросы изучения проблемы

Комментариев: 0
Просмотров: 1 644

Крымскотатарская диаспора в Румынии на празднике

 

Эльдар СЕЙДАМЕТОВ, кандидат исторических наук

 

Приступая к освещению указанной проблематики, представляется целесообразным прежде всего остановиться на рассмотрении вопросов: а что же такое «диаспора», является ли «рассеяние» в разных странах мира крымскотатарского народа диаспорой. Если да, то какими характеристиками она обладает, в течение какого исторического времени и в каких географических регионах шло ее становление и развитие, какие причины влияли на ее генезис и существует ли историческая взаимосвязь и взаимодействие диаспоры с крымскотатарским национальным движением? Знание поставленных вопросов является полезным и актуальным для более глубокого и всестороннего осмысления настоящего исследования.

Вначале следует остановиться на интерпретации термина «диаспора» и характеристик зарубежной крымскотатарской диаспоры. Сегодня, в условиях все большей диаспоризации мира: расширение в размерах и пропорциях старых диаспор, появление новых, увеличение уровня их многообразия — большую актуальность приобретает проблема выработки общей дефиниции, охватывающей суть совокупности разнообразных явлений, именуемых термином «диаспора» (древнегреч. — «рассеяние»). Вокруг этого термина идут оживленные дискуссии и до сих пор не выработано какое-либо универсальное определение, охватывающее это понятие. Тем не менее, приведем некоторые формулировки, раскрывающие суть этого термина. В различных отечественных и зарубежных энциклопедиях и энциклопедических словарях под термином «диаспора» подразумевается процесс рассеяния по разным странам еврейского народа, изгнанного из Палестины. В энциклопедии «Британника» слово рассматривается только через призму еврейской истории и относится к жизни этого действительно древнего народа. Другие энциклопедические издания добавляют обычно, что со временем термин стал употребляться шире для обозначения национальных и религиозных групп, живущих вне исторической родины, в других государствах (некоторые словари дополняют — на положении национально-культурного меньшинства).

Справедливо заметил российский исследователь В. Дятлов, говоря, что именно это производное значение становится в последние годы наиболее употребляемым, несколько оттесняя первоначальное. Подобную трактовку понятия «диаспора», к примеру, сформулировал Г. Шеффер. С его точки зрения, диаспоры образовались путем насильственной или добровольной миграции этнических групп за пределы своей исторической родины (homeland). Они живут в принимающих их странах (host countries) на положении меньшинства, сохраняют свою этническую или этнорелигиозную идентичность и общинную солидарность. Подобную дефиницию дает профессор Университета Колорадо, антрополог Вильям Сафран, описывая диаспору следующим образом: «…это этнически сознательная община, изгнанная со своей этнической родины по какой-то трагической причине и сумевшая сохранить верность родине и своим соотечественникам, которые также были изгнаны или продолжают жить на прежнем месте. Верность по отношению к родине может быть жива или сохранена в общей памяти. Диаспора мечтает о процветании своей родины и живет мыслями о возвращении».

Исходя из приведенных выше интерпретаций понятия «диаспора», попытаемся охарактеризовать крымскотатарскую диаспору. Наиболее точно для ее характеристики подходит определение, предложенное В. Сафраном. Несколько перефразировав и изменив дефиницию исследователя, получаем: крымскотатарская диаспора — это этнически сознательная община, изгнанная со своей родины. Она сумела сохранить историческую память и преданность своей родине и соотечественникам, которые живут как на родине, так и за пределами исторической родины. Крымскотатарская диаспора стремится к процветанию своей родины, оказывает поддержку своим соотечественникам и мечтает о возращении. Для более полной и глубокой характеристики и анализа крымскотатарской диаспоры остановимся на вопросе генезиса крымскотатарской диаспоры. Нужно сказать, что ее становление проходило на протяжении трех исторических периодов: Крымского ханства, российского, советского. Истоки возникновения диаспоры восходят к периоду Крымского ханства. Миграционные движения из Крыма на земли Московии, Польши, Литвы, Швеции, Османской империи и других государств начались в конце XIV века и продолжались время от времени в тесной зависимости от существующих между странами дипломатических отношений на протяжении всего времени существования Крымского Ханства (XV — XVIII вв.). Оседая на новых землях, крымские татары принимали активное участие в общественно-политической, культурной, экономической жизни этих стран, играя немаловажную роль в дальнейшем этногенезе народов. В результате расселения крымских татар (ушедших на военную службу к польскому королю) на землях Речи Посполитой (Королевство Польское и Великое Княжество Литовское (ВКЛ)) образовалась этническая группа польско-литовских татар. Второй и третий периоды в истории формирования диаспоры обозначены следующими сюжетами в судьбе народа: началом вынужденной эмиграции крымских татар из Крыма, вследствие имперской политики, и насильственной депортацией 18 мая 1944 г. — в советский.

Характерной особенностью диаспоры крымских татар является ее неразрывная взаимосвязь и взаимодействие с крымскотатарским национальным движением. Историю формирования крымскотатарской диаспоры можно рассматривать как предысторию образования крымскотатарского национального движения. В самом деле, без осмысления того, как, когда, откуда, по каким причинам появляются крымскотатарские общины в разных странах Азии, Европы и Америки, нельзя понять в полной мере природу крымскотатарского национального движения. Для обоснования тезиса об исторической взаимосвязи и взаимодействии диаспоры и крымскотатарского национального движения подробнее остановимся на вопросе генезиса крымскотатарской диаспоры в российский и советский периоды. Истоки образования крымскотатарской диаспоры в российский период берут свое начало в конце XVIII в. Подписание манифеста 8 апреля 1783 года, согласно которому Крым становился частью Российской империи, а Крымское ханство теряло свою независимость, положило конец длительной борьбе Российской и Османской империй за полуостров. Это событие повлекло за собой целый ряд последствий и положило начало вынужденной эмиграции части народа.

По подсчетам некоторых исследователей, на территорию Османской империи между 1783 и 1922 гг. эмигрирует предположительно 1 млн. 800 тыс. человек. Огромное количество крымских переселенцев погибло во время эмиграции из Крыма, многие умерли вследствие голода, холода и болезней при поселении на чужбине. Результатом эмиграции 1783 — 1917 гг. стало образование крымскотатарской диаспоры на территории Османской империи — это земли Добруджи (ныне Румыния и Болгария) и Турции. Иммигранты, осевшие в Добрудже, сконцентрировались в Кёстендже (Констанца), Меджидие, Мангалии, Каварне, Балчике, Варне, Бургазе и других поселениях. В Турции основными районами поселения стали провинции Эскишехир, Стамбул, Анкара, Конья.

Конец ХIХ — начало XX столетия ознаменовались глубокими сдвигами в общественно-политической и культурной жизни в Крыму. Духовному возрождению народа способствовала просветительская деятельность известного не только в Крыму, но и во всем тюрко-мусульманском мире, видного литератора и публициста Исмаила Гаспринского, начавшего издавать в 1883 году газету «Терджиман», на страницах которой он призывал к активному возрождению нации через просвещение и культуру. Впоследствии выросшая вокруг И. Гаспринского интеллигенция, вдохновленная либеральными и революционными идеями, царившими в стране и в соседней Турции, куда многие крымские татары ездили получать образование, возглавляет национальное движение, направленное на образование у себя на родине национального демократического государства. Следует отметить активное участие в этом процессе крымскотатарской студенческой молодежи Турции, которая под влиянием антимонархического младотурецкого движения в этой стране создает подпольную организацию «Ватан», распространяющую среди своих соотечественников, проживающих в России, нелегальную антимонархическую литературу.

Февральская революция 1917 года и свержение самодержавия создали благоприятные предпосылки для активизации национальных демократических движений на окраинах страны. 26 ноября 1917 года в Крыму был созван национальный съезд представителей крымскотатарского народа — Курултай, провозгласивший Крымскую демократическую республику. Главой национального правительства стал Номан Челебиджихан, председателем крымскотатарского парламента — Асан-Сабри Айвазов. После кровопролитных боев с большевиками в январе 1918 года национальное правительство было свергнуто. Лидер крымских татар Номан Челебиджихан арестован и расстрелян в Севастопольской тюрьме.

Установление Советской власти в Крыму в начале 1920-х гг. принесло новое испытание. Политические и экономические катаклизмы советского времени, среди которых были голод 1921 — 1923 и 1932 — 1933 годов, коллективизация, красный террор конца 1920 — начала 1930-х годов, привели к десяткам тысяч человеческих жертв. Если вследствие голода умерло преимущественно беднейшее население Крыма, то жертвами коллективизации и террора стали средние и зажиточные слои населения, национальная интеллигенция. Подобная политика властей спровоцировала очередной отток крымскотатарского населения со своей родины. Однако самой ужасной и трагической страницей в истории крымскотатарского народа стала депортация 18 мая 1944 года. По официальным советским источникам, из Крыма насильственному переселению подверглось 191 тыс. 14 человек, по данным национального движения — от 230 тыс. до 422 тыс. В Узбекскую ССР прибыло более 151 тыс. крымских татар, другая часть спецпереселенцев была в организованном порядке расселена в РСФСР и Казахстане. Впоследствии, исходя из экономических соображений, часть крымских татар была поселена в Таджикской и Киргизской ССР.

Исходя из вышесказанного, главными очагами рассеяния крымских татар были территории Турции, Румынии, Болгарии. Было положено начало образованию диаспор в Австрии, Германии, Америке и, как следствие депортации, — на советском пространстве. Депортация мая 1944 года послужила возникновению нового витка крымскотатарского национального движения — за возращение на родину предков, восстановление национальной автономии. Очагом национального движения и основным местом борьбы за восстановление национальных и человеческих прав крымских татар стали места депортации народа в Советском Союзе. С развитием и активизацией национального движения, его вхождением в общедемократическое движение страны крымскотатарский вопрос начинает становиться достоянием советской и мировой общественности. О возрастающем национальном движении своего народа узнает и зарубежная диаспора, которая включается в борьбу за возращения на родину.

В Турции политическая и культурная деятельность диаспоры сконцентрировалась вокруг Общества культуры и взаимопомощи крымских тюрков, имевшего филиалы в различных районах страны. Однако, несмотря на многочисленность турецкой диаспоры (по некоторым данным в Турции от 1 до 5 миллионов человек крымскотатарского происхождения) и географическую близость Турции и Крыма, крымскотатарская община в советский период не проявляла особой политической активности. Причиной этому было несколько факторов:

  1. Отсутствие активной поддержки крымскотатарского национального движения со стороны турецкого правительства, которое могло бы поставить крымскотатарскую проблему на высокий уровень и привлечь внимание мировой общественности.
  2. Сравнительно высокая степень ассимилированности крымских татар Турции, которая обусловливалась исторической давностью турецкой диаспоры, исторической, культурной, языковой, духовной близостью крымскотатарского и турецкого народов, мягкой политикой турецкого правительства по отношению к крымским татарам и обеспечением их наряду с турецким населением равными правами, что не позволяло им чувствовать себя национальным меньшинством, культурно-идеологическое влияние «кемализма», стремившегося сплотить население страны в единую турецкую нацию.
  3. Низкая информированность турецкой диаспоры о национальной борьбе соотечественников в СССР.

В 1960-е-1970-е гг. зарождается национальное движение крымских татар США. Ядром культурной и духовной жизни общины становится образованная в 1961 г. Американская ассоциация крымских турков, в 1976 году создается Национальный центр крымских татар, который объединяет вокруг себя политически активное население диаспоры, ставящее перед собой цели содействия возращению крымскотатарского народа на родину, восстановления его гражданских и национальных прав. С 1978 года активное участие в этом процессе принимает эмигрантка из СССР, известная в США правозащитница А. Сеитмуратова.

Анализируя вопросы возникновения и функционирования крымскотатарской диаспоры и национального движения крымских татар, можно увидеть их неразрывную историческую взаимосвязь и взаимодействие друг с другом.

Сегодня  крымскотатарские организации имеются в Турции, Болгарии, Румынии, Германии, США, Канаде и на постсоветском пространстве (одной из наиболее многочисленных является диаспора в Узбекистане). Появление новых средств глобальных коммуникаций (например, интернет, существенно облегчающий общение между людьми, проживающими в разных уголках земного шара) создает новые условия для консолидации и взаимодействия «материнского» этноса и диаспоры. В этот период, в условиях репатриации крымских татар на родину, перед крымскотатарским народом стоят задачи организованного возращения и обустройства на родине, восстановления языка, истории и культуры.

(Публикуется в сокращении)

 

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог