Курс валют USD 0 EUR 0

Крымскотатарская периодическая печать довоенного времени

Комментариев: 0
Просмотров: 1 275

Исмаил КЕРИМОВ, доктор филологических наук, профессор, директор НИИ крымскотатарского языка и литературы

 

Крымскотатарская периодическая печать является одной из наиболее ранних в тюркоязычном мире. По сведениям профессора Б. Чобан-заде, еще в середине XIX века в городе Эски-Шехир в Турции крымскотатарская диаспора издавала газету на родном языке.

На крымскотатарском языке в конце XIX и начале XX веков издавались газеты и в диаспоре, проживающей в Румынии. Такие газеты, как «Dobruca» («Добруджа») с 1888 года, «Hareket» («Движение») с 1896 года, «Sadaqat» («Преданность») с 1897 года, «Şark» («Восток») с 1898 года, «Seda-i-millet» («Голос нации») с 1898 года, «Dobruca sedası» («Голос Добруджы») с 1910 года и другие сыграли важную роль в становлении и развитии периодики на крымскотатарском языке.

Но наиболее значительной национальной газетой в конце XIX и начале XX веков являлась газета «Terciman» («Переводчик»), издававшаяся известным просветителем Исмаилом Гаспринским с 1883 года в Бахчисарае. Это была первая частная тюркоязычная газета в пределах Российской империи.

Первый номер вышел 10 (22) апреля тиражом 370 экземпляров. Определенный период газета издавалась на русском и крымскотатарском языках. Начиная с 9 декабря 1905 года газета стала издаваться только на крымскотатарском языке. Но иногда некоторые важные статьи и информации, имеющие общественный резонанс, продолжали печататься на крымскотатарском и русском языках.

Газета была в основном шестиполосной. Хотя с 1885 года «Terciman» издавалась два раза в неделю, через некоторое время, в связи с материальными затруднениями и проблемами цензурирования, в течение последующих десяти лет опять выходит раз в неделю. После этого периодичность увеличивается до трех раз в неделю, а с 10 октября 1912 года становится ежедневной.

Как и многие другие частные газеты, «Terciman» для поддержания своего материального положения брала заказы на издание различных бланков, счетов, прейскурантов, этикеток, визитных карточек и других видов печатной продукции. Но основной доход газеты формировался от издания Корана, который был постоянной духовно необходимой книгой для мусульман России и Ближнего Востока. Были случаи, когда богатые люди скупали у Гаспринского весь новый тираж Корана, а затем в качестве благотворительной акции раздавали малоимущим. В такие периоды материальное положение газеты резко улучшалось. У редактора  появлялись новые планы по тиражированию и изданию газеты. Гаспринский мог даже один и тот же номер напечатать в двух различных вариантах, один из которых предназначался для зарубежного читателя.

Отдельные экземпляры Корана, которые Гаспринский издавал с большим старанием и искусством, дарились известным персонам. Такие подарки редактор делал и бухарскому эмиру, и турецкому султану, и персидскому шаху, и многим другим высокопоставленным личностям, относившимся благосклонно к его издательскому делу.

Тираж постоянно увеличивался, ибо газета с каждым годом все интенсивней распространялась как в Крыму, так и за ее пределами. Казань, Астрахань, Уфа, Баку, Нуха, Шуша, Эриван, Тифлис, Стерлитамак, Махачкала, Ташкент, Самарканд, Бухара и многие другие города Российской империи составляли географию подписчиков газеты. За пределами империи «Terciman» распространялась в Турции, Иране, Ираке, Афганистане, Сирии, Египте, Индии, Китае, Румынии, Болгарии и даже в Японии.

Стоимость годовой подписки для заграницы в 1885 году определялась в 20 франков, полугодовой — в 12 франков. В 1886 году стоимость годовой подписки в России составляла 6, а для учащихся 5 рублей, которые можно было оплатить и в рассрочку.

Если тираж в 1891 году составлял 1,5 тысячи, то к 1905 году подписчиков насчитывалось около 5 тысяч. Подписчикам газеты часто в качестве премии высылались книги, брошюры, карты различных стран, издаваемые в типографии газеты.

«Terciman» отличалась и богатством содержания. Кроме политической публицистики, различных интересных новостей, Энциклопедии знаний, весьма полезных материалов для домашнего и детского чтения, в «Terciman»е публиковались и многочисленные литературно-художественные материалы. Романы самого Гаспринского: «Моllа Аbbas» («Молла Аббас») (1887), «Кün doğdu» («Солнце взошло») (1905), рассказы «Arslan qız» («Девушка-львица») (1893), «İvan ve Süleyman» («Иван и Сулейман») (1897), «Belä-i-İsläm» («Горе Ислама») (1905), «Tikbaş qız» («Строптивая девушка») (1897) и многие другие вначале публиковались на страницах газеты.

«Terciman» была «опытным полем» для целой плеяды крымскотатарских писателей конца XIX и начала XX веков, таких как С. А. Озенбашлы, А.-С. Айвазов, X.Керем, О.А.Акчокраклы, У.Ш. Тохтаргазы, А.Шейхзаде, У.Сами. Здесь печатались и первые рассказы известного писателя Аблякима Хильмия, очерки и рассказы Номана. Челебиджихана, Джафера Сейдамета и Бекира Чобан-заде.

Говоря о значении газеты «Terciman», известный татарский просветитель Джамалетдин Валиди отмечал, что «Terciman» для тюркских народов была важнее, чем «Times» для Европы.

Во время болезни и после смерти Гаспринского в 1914 году «Terciman» редактировалась известным общественным и политическим деятелем, писателем А.-С.Айвазовым. В 1916 году короткое время главным редактором являлся А. Хильмий. Издание газеты осуществлялось до 1918 года. Всего было издано с приложениями более 3000 номеров газеты.

Культурологические материалы газеты и сегодня являются основным источником для написания истории национальной культуры конца XIX и начала XX веков не только крымских татар, но и других тюркоязычных народов. Учитывая важность и ценность этих материалов, в конце 1970 и начале 1980 годов нами сделаны их конспекты, которые затем были обогащены архивными источниками, специальными комментариями, словарем трудных слов, вступительной статьей и изданы отдельной книгой в 1999 году (Гаспринскийнинъ «джанлы» тарихи. Акъмесджит: Тарпан. — 1999. — 408 с.).

Кроме газеты «Terciman», с 1906 года Гаспринский начинает издание первого в тюркоязычном мире женского журнала «Alem-i-nisvan» («Мир женщин») и журнала для детей «Alem-i-sübyan» («Мир детей»), выпускает сатирический журнал «На-ha-hа» («Ха-ха-ха»).

В 1906 году Гаспринский пытался издавать еще одну газету на крымскотатарском языке под названием «Millet» («Нация»). В октябре 1906 года вышел экспериментальный номер. Через «Millet» Гаспринский намеревался пропагандировать демократические принципы внутри Российского государства и дружеские отношения с Турцией в международном разделе газеты. «Millet», состоявшая из 6 полос, на 4-х полосах должна была нести полезную информацию. Желая собрать большое число подписчиков, Гаспринский установил годовую подписную цену в 2 рубля, а за полугодие — 1 рубль. Но, к сожалению, газета «Millet» в силу сложившихся обстоятельств не нашла своего развития.

(Продолжение следует)

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог


Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/users/a/awebo/domains/goloskrimanew.ru/wp-content/themes/gk/sidebar-single_npaper.php on line 65