Курс валют USD 0 EUR 0

Крымскотатарская семья: традиции, ценности, взаимоотношения

Комментариев: 0
Просмотров: 40

Эльвира ЗАРЕДИНОВА, доктор педагогических наук

(Окончание. Начало в №23)

В крымскотатарских семьях нормы духовно-нравственного воспитания опираются на основные догмы исламской религии и на многовековой опыт, основанный на национальных традициях и особенностях.

Основой традиционного воспитания крымских татар является ислам. Именно религия определяла сущность и специ­фику этнической морали, ценности, мировоззренческую картину мира, модели и нормы поведения. Ислам, будучи комплексной, всеохватывающей концепцией и образом жизни, четко регламентирует и принципы воспитания.

Религия пронизывает все сферы жизнедеятельности крымских татар, это способствует формированию нравственно-духовных качеств. Почитание родителей находится в одной из верхних строк в мусульманской системе моральных ценностей.

В Коране, священной книге мусульман, отражены правила, в которых говорится о почтительном отношении детей к своим родителям, как роковое предупреждение звучит народная пословица: «Баба-ана ынджыткъан онъмаз (Кто огорчает родителей, конец его печален)». Авторитет родителей непререкаем. Крымскотатарская пословица гласит: «Анасыны, бабасыны къорчалагъаны Алла къорчалар (Кто оберегает от невзгод отца и мать, того Бог бережет)». Отцу, как главе семьи, уступают самое почетное место, ждут, когда он приступит к еде первым. Выполняя функцию главы семьи, он занимает почетное место во главе стола и произносит обязательное для крымских татар «Бисмилля. (Во имя Аллаха)» и далее словом «Буюрынъыз» обращается к членам семьи и предлагает всем присутствующим за столом приступить к трапезе. С особым уважением и почтительностью крымские татары относятся к женщине-матери, которая призвана сохранять покой и уют в доме, является хранительницей домашнего очага и главной воспитательницей своих детей.

Многовековая воспитательная мудрость, основанная на религиозных принципах, приходит на помощь в частных вопросах воспитания детей, установления взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми.

В Коране высоко ставятся любовь, целомудрие, супружеская верность, женская честь, почитание предков, забота о родителях, детях.

В жизненной практике крымских татар считалось традиционным иметь как можно больше детей. В народе говорили: «Баласыз эв джансыз бир тенге ошар» («Дом без детей, что тело без души»). Также о значимости воспитания гласит крымскотатарская народная мудрость «Баланы тапмакъ бир кере кучь, тербие этмек бинъ кере кучь» (Родить ребенка сложно единожды, воспитать – тысячу раз).

Старшее поколение крымских татар акцентировало внимание молодежи на значении детей в сохранении этноса, наставляли на то, что если национальное ­умирает в детях, то это означает начало смерти всей нации, регламентировали правила и нормы поведения по отношению к детям.

Система воспитательных воздействий, внутрисемейные взаимоотношения, семейные ценности (уважение к старшим, женщине-матери в семье, роль и место отца) определяют принципы и содержание воспитания. К ведущим принципам в воспитательной практике крымских татар следует отнести принципы природосообразности, гуманизации, культуросообразности, народности, единства обучения и воспитания, связи с жизнью, активности и инициативности воспитанника в процессе воспитания, преемственности поколений. Народные методы воспитания представляют собой способы целенаправленного влияния старшего поколения (родителей, пожилых людей, соседей, членов общины и др.) на формирование сознания и поведения детей, на воспитание нравственных качеств, обогащение необходимым жизненным опытом.

В вопросах воспитания детей особый акцент делался на гендерный принцип – воспитание мальчиков и девочек осуществлялось дифференцированно. С раннего детства родители внушают сыну, что он – продолжатель рода, защитник, носитель фамилии отца и должен с честью носить эту фамилию. Мальчиков воспитывали в духе продолжателей рода, как надежную опору в старости, рабочую силу для ведения хозяйства, а также предполагается, что, повзрослев, он останется с родителями и будет заботиться о них в старости. Девочка воспитывалась в иных духовно-нравственных традициях – как помощница, будущая хозяйка, хранительница семейного очага, с детства ее подготавливают к семейной жизни. Дочь с малых лет воспитывали в духе уважения к отцу, к старшим братьям, даже если брат старше сестры всего на год [2].

В крымскотатарских семьях до сих пор существует поколенная традиция и культура речевого этикетного обращения к старшим – къартана, бита, буюкана, ката, апче, (бабушка), къартбаба, деде, буюкбаба (дедушка), родителям – баба, бабам (отец), ана, анам; старшим братьям и сестрам – агъам­ (брат), абла, татам (сестра). Разность обращений определяется местностью и диалектными особенностями.

По отношению к старшим членам рода, семьи сохранились традиции – при встрече целовать руку старшему, вставать с места в их присутствии, уступить почетное место, не начинать прием пищи без прихода старшего члена семьи к столу, которые свидетельствуют о проявлении уважения и почитания младших старшему поколению.

Семья изменяется и развивается вместе с обществом, осваиваясь и становясь наиболее устойчивым и консервативным его элементом.

Создание семьи – процесс достаточно сложный и ответственный, ее сохранение – придает этому вопросу еще большую значимость.

В современной социокультурной действительности оформилась и закрепилась в институциональном и функциональном статусе современная крымскотатарская семья.

Современная крымскотатарская семья – это этническая общность, крепкий, дружный союз, основанный на браке, родстве, духовном единении, члены которой связаны моральной и правовой ответственностью, выполняющая функцию воспитания личности, трансляции национальных и семейных ценностей, формирования культуры взаимоотношений между ее членами, гармонично сочетающая народные и социокультурные традиции с современными общечеловечес­кими ценностями. Современная крымскотатарская семья обладает всеми признаками социальной группы – сохраняя традиционное, развивается и воспитывает новое, более свободное поколение, осуществляет передачу опыта и формирование жизненных целей и принципов личности на основе социальной взаимопомощи, ­уважения и верности.

В настоящее время сложилась тенденция, свидетельствующая о том, что крымскотатарская молодежь (генчлер, яшлар) все чаще стремится к обособленному проживанию, что не является свойственным для крымскотатарской семьи. Современная крымскотатарская­ семья в существующих жизненных реалиях трансформирует традиционный жизненный уклад: в ряде семей общение на родном языке сводится к минимуму, характерно слабое знание фольклора, фрагментарность в соблюдении обычаев и традиций. Из этого следует, что в современных семьях практика применения родного языка сводится к минимуму и используется на бытовом уровне, не практикуются средства народной педагогики, устного народного творчества в воспитании детей. Несмотря на процессы, происходящие по ряду причин, не утрачивается связь поколений, сохраняется дань традициям, семья строится на тех же духовно-нравственных и ментальных ценностях, которые культивировались и существовали на протяжении веков. Современная молодежь все так же придерживается религиозных воззрений, почтительно относится к родителям и старшим, стремится к соблюдению обычаев и традиций, тяготеет к изучению родного языка, особенностей национальной культуры и исторического наследия крымскотатарского народа.

Традиционная культура каждого народа столетиями отбирала и накапливала наиболее эффективные стратегии этнической социализации, способствующие успешной адаптации подрастающего поколения. Конечной целью этнической социализации является формирование индивида, полностью разделяющего ценности (ментальные, моральные, этикетные­, юридические) окружающего этносоциального коллектива.

Семейное воспитание крымских татар сочетает в себе традиционный и инновационный характер, основано на ценностях духовной культуры, менталитета, религии, обычаев, традиций, отвечает современным потребностям и потребностям развивающейся личности, обес­печивая развитие физически и морально здорового человека.

Таким образом, народные традиции сохранились и передаются из поколения в поколение, от родителей к детям как народное достояние, сокровищница и кладезь народной мудрости воспитания, выраженные в культуре общения и взаимоотношений. Многовековая мудрость, исторический народный и жизненный опыт крымских татар не только ­определили социальную и личностную значимость института семьи, но и выработали и отшлифовали семейный уклад, сформировали традиции, внутрисемейные взаимоотношения и ценности, отвечающие условиям жизни, мировоззрению и морали крымскотатарского народа. Благодаря семье связь между членами одной семьи, рода становится крепче, человек обогащается духовно, нравственно, расширяется его кругозор. Вышесказанное ведет к пониманию значимости ценности семьи, укреплению родственных связей, привитию любви и уважительного отношения к своему народу, его истории, а в будущем к формированию гармонично и всесторонне развитой личности-патриота.

Список литературы

  1. Заредінова Е.Р. Проблеми виховання молодших школярів у сучасній кримськотатарській сім’ї і школі. Навчально-методичний посібник. – К.: Видавничий Дім «Слово», 2011. – 176 с.
  2. Зарединова Э.Р. Особенности воспитания мальчиков и девочек в крымскотатарской семье [Электронный ресурс] / Э.Р. Зарединова. – Режим доступа http://seanewdim/com/uploads/3/2/1/3/3213611/zaredinova_e.r._the_peculiarities_of_boys_and_girls_ education_in_modern_crimean_tatar_family.pdf
  3. Солодовник Ю.О., Шатухо К.А. Семейное воспитание – сердцевина народной педагогики / Ю.О. Солодовник, К.А. Шатухо // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. Выпуск 1(5). – Симферополь: РИО КИПУ, 2015. – С. 75–84.
  4. Основы исламской культуры Крыма: учебное пособие для старшеклассников средних общеобразовательных школ Автономной Республики Крым / авт.-сост. М.А. Хайруддинов, Л.А. Рустемова. – Симферополь: Издательство «Оджакъ», 2012. – 352 с.
  5. Хайруддинов М.А. Этнопедагогика крымскотатарского народа / М.А. Хайруддинов : Монография. – К. : Науковий світ, 2002. – 335 с.

Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры, выпуск 18, 2024  г.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог