Эльвира ЗАРЕДИНОВА, доктор педагогических наук
(Окончание. Начало в №23)
В крымскотатарских семьях нормы духовно-нравственного воспитания опираются на основные догмы исламской религии и на многовековой опыт, основанный на национальных традициях и особенностях.
Основой традиционного воспитания крымских татар является ислам. Именно религия определяла сущность и специфику этнической морали, ценности, мировоззренческую картину мира, модели и нормы поведения. Ислам, будучи комплексной, всеохватывающей концепцией и образом жизни, четко регламентирует и принципы воспитания.
Религия пронизывает все сферы жизнедеятельности крымских татар, это способствует формированию нравственно-духовных качеств. Почитание родителей находится в одной из верхних строк в мусульманской системе моральных ценностей.
В Коране, священной книге мусульман, отражены правила, в которых говорится о почтительном отношении детей к своим родителям, как роковое предупреждение звучит народная пословица: «Баба-ана ынджыткъан онъмаз (Кто огорчает родителей, конец его печален)». Авторитет родителей непререкаем. Крымскотатарская пословица гласит: «Анасыны, бабасыны къорчалагъаны Алла къорчалар (Кто оберегает от невзгод отца и мать, того Бог бережет)». Отцу, как главе семьи, уступают самое почетное место, ждут, когда он приступит к еде первым. Выполняя функцию главы семьи, он занимает почетное место во главе стола и произносит обязательное для крымских татар «Бисмилля. (Во имя Аллаха)» и далее словом «Буюрынъыз» обращается к членам семьи и предлагает всем присутствующим за столом приступить к трапезе. С особым уважением и почтительностью крымские татары относятся к женщине-матери, которая призвана сохранять покой и уют в доме, является хранительницей домашнего очага и главной воспитательницей своих детей.
Многовековая воспитательная мудрость, основанная на религиозных принципах, приходит на помощь в частных вопросах воспитания детей, установления взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми.
В Коране высоко ставятся любовь, целомудрие, супружеская верность, женская честь, почитание предков, забота о родителях, детях.
В жизненной практике крымских татар считалось традиционным иметь как можно больше детей. В народе говорили: «Баласыз эв джансыз бир тенге ошар» («Дом без детей, что тело без души»). Также о значимости воспитания гласит крымскотатарская народная мудрость «Баланы тапмакъ бир кере кучь, тербие этмек бинъ кере кучь» (Родить ребенка сложно единожды, воспитать – тысячу раз).
Старшее поколение крымских татар акцентировало внимание молодежи на значении детей в сохранении этноса, наставляли на то, что если национальное умирает в детях, то это означает начало смерти всей нации, регламентировали правила и нормы поведения по отношению к детям.
Система воспитательных воздействий, внутрисемейные взаимоотношения, семейные ценности (уважение к старшим, женщине-матери в семье, роль и место отца) определяют принципы и содержание воспитания. К ведущим принципам в воспитательной практике крымских татар следует отнести принципы природосообразности, гуманизации, культуросообразности, народности, единства обучения и воспитания, связи с жизнью, активности и инициативности воспитанника в процессе воспитания, преемственности поколений. Народные методы воспитания представляют собой способы целенаправленного влияния старшего поколения (родителей, пожилых людей, соседей, членов общины и др.) на формирование сознания и поведения детей, на воспитание нравственных качеств, обогащение необходимым жизненным опытом.
В вопросах воспитания детей особый акцент делался на гендерный принцип – воспитание мальчиков и девочек осуществлялось дифференцированно. С раннего детства родители внушают сыну, что он – продолжатель рода, защитник, носитель фамилии отца и должен с честью носить эту фамилию. Мальчиков воспитывали в духе продолжателей рода, как надежную опору в старости, рабочую силу для ведения хозяйства, а также предполагается, что, повзрослев, он останется с родителями и будет заботиться о них в старости. Девочка воспитывалась в иных духовно-нравственных традициях – как помощница, будущая хозяйка, хранительница семейного очага, с детства ее подготавливают к семейной жизни. Дочь с малых лет воспитывали в духе уважения к отцу, к старшим братьям, даже если брат старше сестры всего на год [2].
В крымскотатарских семьях до сих пор существует поколенная традиция и культура речевого этикетного обращения к старшим – къартана, бита, буюкана, ката, апче, (бабушка), къартбаба, деде, буюкбаба (дедушка), родителям – баба, бабам (отец), ана, анам; старшим братьям и сестрам – агъам (брат), абла, татам (сестра). Разность обращений определяется местностью и диалектными особенностями.
По отношению к старшим членам рода, семьи сохранились традиции – при встрече целовать руку старшему, вставать с места в их присутствии, уступить почетное место, не начинать прием пищи без прихода старшего члена семьи к столу, которые свидетельствуют о проявлении уважения и почитания младших старшему поколению.
Семья изменяется и развивается вместе с обществом, осваиваясь и становясь наиболее устойчивым и консервативным его элементом.
Создание семьи – процесс достаточно сложный и ответственный, ее сохранение – придает этому вопросу еще большую значимость.
В современной социокультурной действительности оформилась и закрепилась в институциональном и функциональном статусе современная крымскотатарская семья.
Современная крымскотатарская семья – это этническая общность, крепкий, дружный союз, основанный на браке, родстве, духовном единении, члены которой связаны моральной и правовой ответственностью, выполняющая функцию воспитания личности, трансляции национальных и семейных ценностей, формирования культуры взаимоотношений между ее членами, гармонично сочетающая народные и социокультурные традиции с современными общечеловеческими ценностями. Современная крымскотатарская семья обладает всеми признаками социальной группы – сохраняя традиционное, развивается и воспитывает новое, более свободное поколение, осуществляет передачу опыта и формирование жизненных целей и принципов личности на основе социальной взаимопомощи, уважения и верности.
В настоящее время сложилась тенденция, свидетельствующая о том, что крымскотатарская молодежь (генчлер, яшлар) все чаще стремится к обособленному проживанию, что не является свойственным для крымскотатарской семьи. Современная крымскотатарская семья в существующих жизненных реалиях трансформирует традиционный жизненный уклад: в ряде семей общение на родном языке сводится к минимуму, характерно слабое знание фольклора, фрагментарность в соблюдении обычаев и традиций. Из этого следует, что в современных семьях практика применения родного языка сводится к минимуму и используется на бытовом уровне, не практикуются средства народной педагогики, устного народного творчества в воспитании детей. Несмотря на процессы, происходящие по ряду причин, не утрачивается связь поколений, сохраняется дань традициям, семья строится на тех же духовно-нравственных и ментальных ценностях, которые культивировались и существовали на протяжении веков. Современная молодежь все так же придерживается религиозных воззрений, почтительно относится к родителям и старшим, стремится к соблюдению обычаев и традиций, тяготеет к изучению родного языка, особенностей национальной культуры и исторического наследия крымскотатарского народа.
Традиционная культура каждого народа столетиями отбирала и накапливала наиболее эффективные стратегии этнической социализации, способствующие успешной адаптации подрастающего поколения. Конечной целью этнической социализации является формирование индивида, полностью разделяющего ценности (ментальные, моральные, этикетные, юридические) окружающего этносоциального коллектива.
Семейное воспитание крымских татар сочетает в себе традиционный и инновационный характер, основано на ценностях духовной культуры, менталитета, религии, обычаев, традиций, отвечает современным потребностям и потребностям развивающейся личности, обеспечивая развитие физически и морально здорового человека.
Таким образом, народные традиции сохранились и передаются из поколения в поколение, от родителей к детям как народное достояние, сокровищница и кладезь народной мудрости воспитания, выраженные в культуре общения и взаимоотношений. Многовековая мудрость, исторический народный и жизненный опыт крымских татар не только определили социальную и личностную значимость института семьи, но и выработали и отшлифовали семейный уклад, сформировали традиции, внутрисемейные взаимоотношения и ценности, отвечающие условиям жизни, мировоззрению и морали крымскотатарского народа. Благодаря семье связь между членами одной семьи, рода становится крепче, человек обогащается духовно, нравственно, расширяется его кругозор. Вышесказанное ведет к пониманию значимости ценности семьи, укреплению родственных связей, привитию любви и уважительного отношения к своему народу, его истории, а в будущем к формированию гармонично и всесторонне развитой личности-патриота.
Список литературы
- Заредінова Е.Р. Проблеми виховання молодших школярів у сучасній кримськотатарській сім’ї і школі. Навчально-методичний посібник. – К.: Видавничий Дім «Слово», 2011. – 176 с.
- Зарединова Э.Р. Особенности воспитания мальчиков и девочек в крымскотатарской семье [Электронный ресурс] / Э.Р. Зарединова. – Режим доступа http://seanewdim/com/uploads/3/2/1/3/3213611/zaredinova_e.r._the_peculiarities_of_boys_and_girls_ education_in_modern_crimean_tatar_family.pdf
- Солодовник Ю.О., Шатухо К.А. Семейное воспитание – сердцевина народной педагогики / Ю.О. Солодовник, К.А. Шатухо // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. Выпуск 1(5). – Симферополь: РИО КИПУ, 2015. – С. 75–84.
- Основы исламской культуры Крыма: учебное пособие для старшеклассников средних общеобразовательных школ Автономной Республики Крым / авт.-сост. М.А. Хайруддинов, Л.А. Рустемова. – Симферополь: Издательство «Оджакъ», 2012. – 352 с.
- Хайруддинов М.А. Этнопедагогика крымскотатарского народа / М.А. Хайруддинов : Монография. – К. : Науковий світ, 2002. – 335 с.
Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры, выпуск 18, 2024 г.
comments powered by HyperComments