Рассматривая события 1917 года в крымскотатарском национальном движении, в публикациях чаще говорят о Всекрымском мусульманском съезде (25 марта 1917 г.) и курултае (26 ноября 1917 г.). Однако между этими мероприятиями 1-2 октября 1917 года в Крыму проходил еще один грандиозный форум – Крымскотатарский делегатский съезд. Большую информацию о нем несет газета «Голос татар», к сожалению, не всеми номерами которой располагает редакция «ГК». Как начал работу делегатский съезд, какие рабочие органы были избраны, кто в них входил, по-видимому, эти сведения содержатся в газете «Голос татар» в №11. Надеемся, исследователи обнаружат данный экземпляр. Мы же, располагая №№12 и 13, через 98 лет предлагаем нашим читателям материал о Крымскотатарском делегатском съезде, людях, мыслях и делах.
«Голос татар», №12 (14 октября 1917 г.)
После речи Джафера эфенди Сейдамета выступает второй кандидат в члены Учредительного собрания от татар Амет эфенди Озенбашлы со следующей речью:
Товарищи!
На знамени татарской интеллигенции, выступившей на арену общественно-политической деятельности, красуется, прежде всего, лозунг «самоопределение народностей», в борьбе за достижение которого татарская интеллигенция, татарская демократия не может и не должна остановиться ни перед какими жертвами. Татарская интеллигенция, на глазах которой протекала и до сих протекает тяжелая, обездоленная, обезличенная жизнь родного народа, крымских татар, ни на минуту не забывала вечно правдивые слова ярого поборника и упорного борца за свободу великого Жореса: «Свободная общественность определяется только лишь самостоятельностью нации».
Еще в недавнем прошлом, когда крымскотатарская интеллигенция, в силу общих причин, принуждена была работать отдельно от остального общества, когда усилиями русской и татарской реакции, русских и татарских реакционеров была внешне изолирована от массы, она и тогда упорно и упрямо отстаивала знамя свободы народа. Недавний съезд народов в Киеве, где всеми представителями народов было признано за каждым народом право на самостоятельность, с полной очевидностью убедил нас в справедливости наших притязаний.
Пусть мы бедны сегодня великими поэтами, писателями, публицистами, крупными общественными и политическими деятелями. Мы находим компенсацию в другом: единый дух, единую волю народа; тревожное сознание у всего народа своей культурной бедности и лихорадочное стремление пополнить образовавшиеся в силу исторических причин пробелы во всех областях жизни. Пробуждение национального самосознания – вот сила и ободряющая и окрыляющая нас в нашей борьбе за достижение наших стремлений.
Лучшей гарантией плодотворности нашей работы является та наша опора, которую представляет собой вся сегодняшняя татарская демократия. За короткий период нашей деятельности с мартовских дней мы не раз имели случай на деле убедиться в прочности почвы, на которой стоим.
До сих пор еще не было случая, когда бы наша воля ни была признана и сознательно поддержана волей татарской демократии.
Отсюда сам собой напрашивается вывод о правоте того дела, которое мы поклялись довести до желаемого конца – именно отстаивание права нации на самоопределение.
Товарищи!
Я должен остановить ваше внимание и на том радостном явлении, которое мы встречаем в настоящее время у крымских татар; вопреки установившемуся мнению об инертности, бездеятельности и пассивном отношении татар к общественной и политической жизни страны, в настоящее время мы наблюдаем совершенно иную картину. Крымские татары до неузнаваемости стали чуткими к малейшим колебаниям общественно-политического барометра не только в Крыму, но и во всей стране. Вспомните должное реагирование на арест муфтия, тревожное беспокойство за судьбы революции в дни Корниловщины и усиленный подсчет сил, способных присоединиться к силам русской демократии для остановки поступательного движения реакции и контрреволюции в те же дни.
Краткость в речах, серьезность и плодовитость в делах, которыми характеризуется сегодняшнее татарское общество, должны определить также и характер деятельности ваших представителей в будущем Учредительном Собрании. «Меньше слов, больше дела» — вот требование, которому должны удовлетворять ваши избранники. Их задача ясна и определенна. Это – борьба за осуществление лозунга: «самоопределение народов». (Бурные аплодисменты).
После этого председательствующий дает характеристику и краткую биографию намеченных кандидатов. О Дж. Сейдамете он говорит: «Джафера эфеди я знаю как носителя тех высоких идей, которые вдохновляли гениального французского социалиста Жореса, учеником которого он был. Я смотрю на Джафера эфенди как на светоча, который должен озарить нашу общественно-политическую жизнь лучами тех идей, которые привез он к нам из колыбели гражданственности, свободной Франции, от великого Жореса. Он не сегодняшний и не вчерашний революционер. Мне вспоминается его бегство из Константинополя в Париж 7 лет тому назад, когда по доносу отечественного провокатора и агента тайной полиции редактора газеты «Шарк-Русь» Шахтахтинского он должен был подвергнуться аресту за свою книгу «Угнетенный татарский народ». Он был и остался истинным сыном татарского народа с французским образованием.
По окончании образования в Турции он, неудовлетворенный накопленным запасом знаний, стремится в Сорбонну, где он закончил юридический факультет. Но необходимость знания русского языка и законов родной страны принуждают его поступить в Петроградский университет. Этими упорными поисками знания в Турции, Франции и России он преследовал одну определенную цель – возможно большую и основательную общественно-политическую подготовку для успешного служения своему родному народу и защиты его попранных прав.
Вот почему я и спешу поздравить вас с вполне удачным вашим выбором относительно Джафера эфенди.
Продолжительные аплодисменты, после которых, переходя к характеристике второго кандидата, председатель говорит: «Комитет наш в обществе носит название «делового». Действительно, результаты деятельности комитета вполне оправдывают это название. Если вы спросите, кому мы обязаны такой организацией дела в нашем комитете, то я смело скажу вам, что, прежде всего, Амету эфенди Озенбашлы. Принадлежа к социалистической партии, он, прежде всего, принимал во внимание интересы трудового народа и, соответственно этому, принимал самое активное участие в организации не только центрального комитета, но и уездных и волостных комитетов. Если мы окинем взглядом деятельность товарища Озенбашлы еще в университете, то увидим, что демократическое студенчество поручило ему руководство центральным комитетом объединенного новороссийского студенчества, избрав его в председатели комитета. И когда он, видя недостаточность культурных сил в родном Крыму, приезжает к нам, студенчество в память о его продуктивной общественной деятельности избирает его своим почетным председателем.
Будучи медиком по образованию, тов. Озенбашлы с первых дней своей студенческой жизни с неиссякаемой энергией отдавался общественной работе.
Я не буду повторять вам факты из его общественной деятельности, которые всем вам хорошо известны. Относительно этого второго вашего выбора мне остается также признать его удачным и поздравить вас.
(Продолжительные аплодисменты.)
После этого производятся дополнительные выборы кандидатов. Избранными оказываются Сеит Джелиль Хаттатов, Асан Сабри Айвазов и Усеин Боданинский.
Затем председатель приглашает делегатов остаться и на завтра для обсуждения вопроса о созыве Курултая.
Назначив следующее заседание на второе октября в 1 ч. дня, председатель объявил заседание закрытым.
(Продолжение следует.)
comments powered by HyperComments