(Продолжение. Начало в №№4, 5)
«Голос татар», №13, 21 октября 1917 г.
Слово предоставляется Куддусу эфенди, который предлагает выбрать по одному представителю от пяти уездов Крыма для участия в работе комиссии по созыву Курултая, избранной из членов исполнительного комитета.
Затем выступает Мустафа Нури эфенди со следующей речью:
«Я выступаю перед вами как истинный сын татарского народа и говорю вам, что дела, совершенные нашим комитетом, так велики, что если они приводят в восторг наших друзей, то в такой же степени приводят они в озлобление наших врагов. По моему глубокому убеждению, дела эти ничуть не стоят в противоречии ни с религией, ни с национальными стремлениями, но почему-то некоторые клеветники из нашей же среды всеми силами своего злого гения стараются ввести в заблуждение массу, желая уверить ее в том, будто своими действиями комитет оскорбляет религию».
После чего Мустафа Нури эфенди вносит два предложения, первое из которых совпадает с предложением Куддуса эфенди; второе предложение говорит об организации агитационного отдела.
Мустафа Нури эфенди заканчивает свою речь словами: «Да здравствует демократическая федеративная республика». (Продолжительные аплодисменты.)
Слово берет Абдуль-Халим Хильми эфенди: «В характере крымских татар мое внимание останавливается на двух особенностях. Одна из них — это ни перед какими насилиями не преклоняющееся гражданское мужество; вторая – опасная и даже вредная доброта и мягкость.
Но как это понять и объяснить? Ответ на это я хочу отыскать в нашей истории.
По приходе на юг в Крым крымские татары начали здесь свою культурную жизнь, конечно соответственно тому времени. Но тогда же перед крымскими татарами встала сначала нация Золотой Орды, притеснявшая крымцев в течение целого столетия. Стремления Мамая освободить крымцев от подчиненного существования остались безрезультатными. Не успев освободиться от власти Золотой Орды, крымцы подпали под власть султанов.
Еще позже мы встретились с царской реакцией, которая тяготела над нами до 27 февраля.
Первая вышеуказанная особенность характера крымских татар заглохла, по моему мнению, под влиянием перечисленных исторических причин. Этим же я объясняю отсутствие у нас философов, поэтов, ученых.
Если потребуется вернуть первую особенность характера крымских татар – непреклонное мужество, необходимо искоренить вторую особенность его характера, а именно: опасную и вредную мягкость, доброту, податливость и уступчивость.
Я напоминаю вам слова Карла Маркса, с которыми он обратился к рабочим: «Рабочие! Выступите на борьбу за достижение ваших прав; требуйте ваши права; если не дадут, то стремитесь взять их силой; если не добьетесь, то вы мало что теряете; если добьетесь, то во многом выгадаете». В настоящее время эти слова подходят и к нам. Отныне мы, крымские татары, должны жить свободной, независимой жизнью. Если мы не будем неустанно бороться в этом направлении, если мы по-прежнему останемся инертными и пассивными, нам будет угрожать опасность снова попасть под власть реакции. Чтобы народ снова не подпал под чужую и чуждую власть, он должен самоуправляться, он должен выделить из своей среды такую власть, которая представляла бы и выражала бы истинную волю народа, а для этого я предлагаю выбрать в комиссию по созыву Курултая представителей от народа». (Продолжительные аплодисменты).
Третье заседание.
Амет эфенди Озенбашлы. Товарищи! Я перехожу к делу, нужен нам Курултай или нет?
Наш председатель во вчерашней своей речи, между прочим, говорил: «Прожитые нами 6 месяцев революции равняются шести векам».
Действительно, события в нашей стране меняются с головокружительной быстротой. Совершенно новые сегодня впечатления завтра уже кажутся слишком давнишними.
Я буду останавливаться над лозунгами дня. Вы знаете, чего мы добиваемся. Нас всех сегодня интересует вопрос о демократическом федеративном устройстве нашей страны. Я заранее извиняюсь перед вами, если несколько займу ваше внимание национальностями, живущими в России. Вы хорошо знаете, что такие народности, как сарты, киргизы живут на своей земле отдельно от других народностей. С другой стороны, приволжские мусульмане смешаны с другими национальностями, хотя и живут на своей территории. Далее, есть и такие народности, которые, сохраняя свою народность, своей территории не имеют, как например, евреи.
И вот, специалисты в области этого запутанного национального вопроса единственный выход из положения видят в федерации. За нациями, располагающими собственной территорией, они признают территориальную федерацию. За народностями, живущими в смешанном виде с другими национальностями, они признают культурно-национальную автономию.
У нас часто путают понятия федерации и автономии. По этому поводу я позволю себе сделать маленькое разъяснение. Социалисты-революционеры и другие федералисты смотрят на существующую в стране власть как на власть народов, составляющих это государство.
В силу этого, форма правления должна быть определена волей всех народностей.
Отсюда, власть в стране есть достижение каждой народности, вследствие чего каждая народность, в свою очередь, может самоопределяться. Но так как между этими народностями имеются тесные экономические и другие связи, то им приходится иметь в стране общую власть, которая будет считаться властью союза этих народов. Такая власть составляется путем отказа отдельных народностей от некоторых своих суверенных прав в пользу союзной власти, что и кладется в основу федеративного строя.
Что же касается политической автономии, то она представляется центральной суверенной властью той или иной национальности.
Разница между федерацией и автономией заключается именно в том, что в то время как при федеративном строе отдельные народности поступаются некоторой частью своих суверенных прав в пользу общей власти, при автономии же, наоборот, центральная власть как бы дарует, вернее, уступает некоторые свои права отдельной национальности. Вот почему мы как нация, как народность, входящая в состав Российской республики, должны принять участие в решении вопроса о форме правления в стране. Но вместе с тем, я должен вам сказать, что, при всей авторитетности нашего комитета в глазах народа, при решении таких важных вопросов необходимо выслушать непосредственно голос самого народа. К этому идеалу мы сможем приблизиться через Курултай.
Ввиду того, что Курултай (учредительное собрание крымских татар), по моему мнению, должен выявить свое отношение к вопросу о форме правления в стране и к Учредительному Собранию, то и созыв нашего Курултая, само собой разумеется, должен предшествовать созыву Учредительного Собрания. (Продолжительные аплодисменты).
Продолжение данного материала было опубликовано в №14 газеты «Голос татар». К сожалению, редакция «ГК» не располагает данным номером. Надеемся, в будущем исследователи обнаружат экземпляры недостающих номеров газеты и поделятся материалами с читателями «ГК».
comments powered by HyperComments