Курс валют USD 0 EUR 0

Крымскотатарское образование в Румынии

Комментариев: 0
Просмотров: 554

Представители крымскотатарской диаспоры Румынии

 

Энвер МАМУТ

О тюркоязычном образовании в Румынии (здесь имеется в виду образование на крымскотатарском языке – Ред.) написано мало, однако, наши деятели просвещения писали о нем в свое время достаточно объективно.

В Центральном Государственном архиве Румынии в виде докладов хранится множество сведений о периоде между двумя мировыми войнами (1914—1941)  — это  ряд монографий и исследований местных авторов (румын), данные из газет и журналов, выходивших в Добрудже на румынском и крымскотатарском языках. И, наконец, хороший синтез этих сведений, сделанный просветителем и общественным деятелем Мустеджипом Улькюсалом (1899—1996) и оставленный потомкам в виде материала «Добруджа ве Тюрклер» («Добруджа и тюрки»).

По этой теме также интересна статья специалиста по философии университета Овидиус (Констанца, Румыния) Ибраима Нуреддина «Выдержки из истории образования на крымскотатарском языке» (1997), которую он публиковал в газете «Хакъ сес». Я не согласен с его высказыванием в этой статье: «К сожалению, нет ни одного материала по истории образования в Добрудже, Румынии…», поскольку Мустеджип Улькюсал настолько полно описал эту тему в своих работах, что я долго не решался брать в руки перо, чтобы вновь коснуться этой темы, думая, что нового я могу добавить сюда. Однако с детства и по сей день находясь в  сфере крымскотатарского образования в Румынии, будучи хорошо знаком с этой проблемой, я все же решил подготовить данный материал, проведя периодизацию истории крымскотатарского образования в Румынии.

I

Необходимо отметить, что образованию на крымскотатарском языке в Румынии был нанесен значительный ущерб в годы Второй мировой войны.

Причинами этого являются:

  1. После 1893 года значительное число крымских татар, проживавших в Румынии, перебралось в Турцию.

4 июля 1936 года между Турцией и Румынией было заключено соглашение, упорядочившее переезд в Турцию значительного числа крымскотатарского населения Добруджи. После этого до начала 1940-х годов в Румынии опустело большое количество крымскотатарских деревень.

  1. В 1940 году нынешняя Молдавия (Бессарабия) и северная Буковина отошли Советскому Союзу, Трансильвания – Венгрии, а области Силистре и Калиакра (Пазарчыкъ, это юг Добруджи) Румыния была вынуждена отдать Болгарии. По этой причине крымские татары Румынии оказались разделены между Румынией и Болгарией.
  2. 22 июня 1941 года военные части Румынии совместно с армией Германии приняли участие в захвате территории Советского Союза.
  3. Потери немцев и румын в СССР, а после поражения в войне принятие коммунистического режима.
  4. С 1946 года в Румынии, Добрудже начался голод.

Землевладельцы, зажиточные слои населения Румынии подвергались преследованиям и лишались имущества. В конце 1947 года король Румынии был изгнан, и в Румынии окончательно установился коммунистический режим.

Если война, проходившая за пределами Румынии, не навредила школьному образованию на румынском языке, то крымскотатарскому образованию в этот период был нанесен большой урон. Во многих опустевших после переезда крымских татар в Турцию селах закрылись начальные и средние школы. В то же время школы-семилетки на румынском языке продолжали свою работу. Они активно принимали на учебу детей из многодетных крымскотатарских семей, предоставляя им бесплатные обеды, зажиточные румыны помогали таким детям с одеждой, учебниками. Однако крымскотатарские крестьяне и часть горожан не горели желанием отдавать своих детей в румынские школы, предпочитая отдавать их в трехлетние религиозные школы для обучения основам ислама и чтению Корана. Вскоре время показало, и сами они убедились в ошибочности своих предпочтений.

II

Вторая реформа образования стартовала в Румынии 5 августа 1948 года. В Конституции Румынии, принятой в 1947 году, в части 71, реформа гарантировала равные права румынам и национальным меньшинствам, в том числе крымским татарам, проживающим в Румынии. В местах их компактного проживания между Дунаем и Черным морем, в местности Добруджа, были подготовлены условия и открыты: начальная школа с обучением на крымскотатарском языке, в Меджидие  — школа с 5 по 7 классы, начальная школа в Бухаресте и школа с 5 по 7 классы в Констанце (Костендже). В 1949 году в Меджидие (затем школу перевели в Констанцу) —  Татарский учительский лицей-интернат. Одними из главных лозунгов и целей официальной коммунистической пропаганды в стране была необходимость обоснования и укрепления марксистско-ленинской идеологии в сферах образования и культуры национальных меньшинств, проживающих в стране.

Помимо этого, утверждены цели и задачи, такие как ликвидация безграмотности, всеобщее обязательное бесплатное образование для детей, государственное бесплатное высшее образование, массовое строительство школ, обеспечение их материально-технической базой, всестороннее развитие системы образования в стране. Среди провозглашенных лозунгов были такие как: «В новой стране – новое образование», «Все дети школьного возраста – в школу!», «Ни один ребенок не останется без школьного образования», «Любое образование вне политики, вне сегодняшней действительности – ложь», «Безграмотному не построить новую жизнь».

Под сенью этих лозунгов с 1947 года в Констанце и округе, в учреждениях, организациях, военных частях открылись 279 пунктов ликвидации безграмотности. К завершению образовательной реформы здесь выучились читать и писать 37273 человека. Эти пункты были открыты при всех школах региона, здесь работали румынские и крымскотатарские учителя. Все эти данные зафиксированы в архивных документах.

На протяжении 1948—1955 гг. в Румынии безграмотность населения была полностью ликвидирована. Все дети крымских татар обучались в школах. Внедрение всеобщего обязательного бесплатного школьного образования, безусловно, сыграло положительную роль в жизни крымскотатарского национального меньшинства в Румынии. Однако это привело к отделению религиозного образования от светского, прекращению работы и закрытию мектебов-рушдие. Известное религиозное учебное заведение – медресе, основанное Гази Али Пашой в XVI веке, в 1901 году переведенное в г.Меджидие, подготовившее ряд  видных преподавателей, было низведено до уровня начальной школы.

III

Одной из целей данной реформы образования было обвинить религию в отсталости населения и уничтожить религиозное образование в принципе. Вплоть до начала 1990-х годов религиозные знания передавались из поколения в поколение лишь в семьях и усилиями немногочисленных религиозных служителей-имамов в нескольких неуничтоженных мечетях Румынии. В то же время активно вбивался клин между крымскотатарским и турецким языками, проводилась пропаганда межнациональной розни, подрывались устои дружбы между народами, в школы были привезены учебники на языке казанских татар.

Однако близость двух родственных языков – крымскотатарского языка, на котором разговаривали  крымские татары Добруджи, и турецкого — являлась препятствием для внедрения розни между этими народами. Крымскотатарские школы, открытые в Румынии, особенно Татарский учительский лицей, своей деятельностью способствовали укреплению национального духа, развитию крымскотатарского языка и культуры в регионе. Благодаря деятельности некоторых талантливых выпускников этих школ и лицея в 1957 году в Бухаресте, впервые в истории Румынии, в составе литературного факультета Бухарестского университета было открыто отделение тюркского и татарского языка и литературы. Несмотря на некоторые недостатки в работе отделения, выпускники (я был у них преподавателем и с гордостью констатирую) приложили немало усилий в эпоху режима Чаушеску для сохранения нашего национального достояния – языка и литературы).

Для национального образования крымскотатарского меньшинства Румынии самым тяжелым был период 1960—1990 годов. Из-за неспособности выпускников крымскотатарских школ поступить в высшие учебные заведения и, как следствие, массовое нежелание родителей отдавать детей в эти школы учиться, в 1960-м их закрыли, а в 1965-м закрыли лицей,  в 1974 году эта участь постигла и отделение тюркского и татарского языка и литературы в Бухаресте. Я и Недрет Мамут, преподаватели этого отделения, вынуждены были уйти с работы. Эти шаги были предприняты с целью ассимиляции крымскотатарского сообщества в Румынии. Однако в 1989 году, со свержением режима Чаушеску, этот тяжелый и страшный для крымскотатарского образования период закончился.

IV

Последствия этого периода для образования были тяжелы. Катастрофически не хватало кадров для вновь открывающихся национальных школ. Чтобы исправить положение, автор этих строк выступил инициатором открытия в 1991 году в университете Овидиус в  Констанце отделения тюркологии, в 1994 году при содействии Турции в г. Меджидие открылся педагогический лицей – Ататюрк мусульман ве педагогик лицейи. Однако, начиная с 1990 года, государство по разным причинам привнесло различные сокращения в образовательное законодательство касательно национальных меньшинств, проживающих в Румынии, и до сегодняшнего дня нет оснований утверждать, что в крымскотатарском образовании здесь все благополучно.

В 1995 году в Законе об образовании было отмечено, что все школьные учебники необходимо готовить, согласуя с национальной политикой страны. Акцентировалось внимание на нежелательности ввоза книг для обучения в школах из других стран из-за якобы их негативного влияния на патриотичность и любовь к родине. Это привело к запрещению использования в тюркоязычных школах учебников из Турции. С другой стороны, в этом же Законе, в связанном с образованием национальных меньшинств пункте 12 отмечена осторожность по отношению к обязательному изучению нацменьшинствами родного языка, проще говоря, связано это с «пожеланиями и с требованиями законодательства», и это можно расценить как ограничивающую особенность этого закона. Несмотря на то, что в 1997 году в Закон об образовании 1995 года были внесены некоторые поправки, все также для подготовки новых учебников не хватало кадров, а образование на крымскотатарском языке не было обеспечено финансово. Кроме педагогического лицея Ататюрка и отделения востоковедения Университета Овидиус, в районах, на местах из-за отсутствия условий учителя крымскотатарского языка зачастую вынуждены были преподавать на общественных началах, в выходные дни, что является недопустимым.

В этой связи политические силы, связанные с крымскотатарской и мусульманской тематикой (Румынский тюркский демократический союз,  Румынский мусульманский демократический союз тюрко-татар), должны нести ответственность. В противном случае, переливая из пустого в порожнее, они просто станут сторонними свидетелями уничтожения нашей национальности, потомки нам этого не простят.

Итог

…Из 17-ти национальных меньшинств Румынии на протяжении последних десятилетий крымские татары достигли значительных успехов в сферах науки (атомная физика), культуры, румынского языка и литературы, число крымских татар с высшим образованием здесь неуклонно увеличивается. В Румынии бок о бок живут представители кипчакской и огузской ветвей тюркского языка. При поддержке государства после 1997 года было принято решение о создании Совета национальных меньшинств, состоящего из представителей всех нацменьшинств Румынии. Членам Совета предоставлена возможность раз в месяц встречаться с представителями госструктур с целью выражения  чаяний своих народов. В последнее время Совет в этом плане достиг больших успехов, в их числе:

  1. Создание учебника истории национальных меньшинств Румынии и преподавание по нему в школах.
  2. Подготовка и издание сборника биографий известных деятелей из числа нацменьшинств Румынии.
  3. Создание научно-исследовательского института с целью изучения языка, истории, традиций, этнографии национальных меньшинств Румынии.
  4. Достижение соглашения о признании в Румынии дипломов учителей, получивших образование за рубежом.
  5. Решение проблем, возникающих в сфере национального образования и другое.

Недостаточный уровень образования в школах с крымскотатарским и тюркским языками обучения в сравнении с румынскими школами и приводит к тому, что многие родители, беспокоясь о будущем своих детей, отдают предпочтение последним.

В этой связи жизненно необходимо повышать уровень образования в крымскотатарских школах. Пока они не достигнут уровня румынских школ, проблем и вопросов в этой сфере впереди будет возникать еще много.

 

Публикуется в сокращении. Перевод Г. Усеиновой.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог