Крымскотатарское общество, если не выйдет из состояния апатии, еще долго потом будет об этом сожалеть. Нет, конечно, нельзя утверждать об абсолютном застое, однако нет той искры, напора, который присутствовал ранее. Общество наше по-разному восприняло произошедшие с 2014 года изменения, но время идет, и отставать от него вряд ли представляется разумным, если это мешает развитию нации. В той или иной степени, многие сориентировались правильно, но в данном случае здесь сработали законы экономики и стремление к выживанию. Предприниматели постарались адаптировать свой бизнес под новые условия и законодательство, не бросили школу учителя, несмотря на изменения учебной программы, продолжают лечебную практику врачи, хотя и жалуются на увеличение объема писанины и т.д. В связи с доступностью авторынка многие семьи постарались обзавестись автомобилем, а то и несколькими. Но наравне с этим значительно остыли общественно-политические инициативы, а вместе с ними и потребности в СМИ. Изучая историю крымскотатарского национального движения в XIX-XX веках, мы видим, как деятели стремились разбудить, расшевелить народ, вдохнуть в него творческие силы, веру и надежду. Но неужели мы сегодня опять погружаемся в сон – в сон разума, который порождает чудовище?!
Состояние крымскотатарских СМИ в Крыму разительно отличается друг от друга. Государственные обладают всеми ресурсами. Комфортные условия созданы для работы телеканала «Миллет». Регулярно получают бюджетное финансирование другие государственные СМИ. Остается только наработать творческий потенциал. В другом положении оказались негосударственные издания, которым суждено самостоятельно выживать и решать свои проблемы. Значительную роль в освещении событий и оперативности подачи информации играет интернет. Учитывая широкий доступ к нему населения, количество распространяемой в нем информации безгранично. Интернет позволяет миновать многие ограничения, устанавливать монополию на информацию и ограничивать свободу слова, но вместе с тем он нашпигован сознательной и несознательной «дезой», что вводит в заблуждение аудиторию и мешает правильно ориентироваться в сложившейся обстановке. А самое главное — снимается всякая ответственность перед обществом за откровенную ложь. И если такие шалости в социальных сетях прощаются, забываются, спускаются на тормозах, то публикации в печатных СМИ воспринимаются по-иному, и спрос здесь другой. Это побуждает редакции подходить более ответственно к размещаемым материалам.
Обострение идеологической борьбы на национальном поприще побуждает некоторых журналистов и деятелей говорить о необходимости введения цензуры. И, несмотря на запрет этого института Конституцией, наличие ряда законов, регламентирующих деятельность СМИ, эти мысли уже активно озвучиваются. С подобной позицией на протяжении более 20 лет нам уже приходилось сталкиваться, когда рвущаяся к власти оппозиция опиралась на демократические институты, а придя к ней, попирала закон и право.
«ГК» не раз уже заявлял о необходимости идеи «самосохранения» для крымских татар. Она подразумевает, в том числе, и сохранение национальных СМИ, людей, профессионально задействованных на журналистском поприще. Сужение круга изданий, доведение до представительства лишь государственных СМИ приведет к прекращению полноценной конкуренции и однообразной информации.
Крымским татарам еще много придется говорить о путях своего развития, жизнь же будет диктовать свои условия, выдвигая все новые требования. Кто сможет предложить правильный путь? Только знания!
comments powered by HyperComments