Курс валют USD 0 EUR 0

Куреш – национальное достояние крымских татар

Комментариев: 0
Просмотров: 1 286
Участники круглого стола

 

14 декабря в стенах КИПУ им. Ф. Якубова состоялся круглый стол «Возрождение национальных видов спорта и «Къушакъ куреши». Организаторами выступили: НИИ крымскотатарской филологии, истории и культуры этносов Крыма и Региональная физкультурно-спортивная общественная организация «Федерация национальных видов спорта и крымскотатарской борьбы «Къушакъ куреши».

За круглым столом собрались крымскотатарские ученые, спортсмены, представители органов государственной власти, учреждений и общественности. Приехали гости — ногайцы с Северного Кавказа.

Напомним, что мероприятие, организованное в таком формате, проводится не впервые. Еще в 2008 году, 28 ноября, по инициативе кандидата философских наук Надира Бекирова и мастера спорта СССР по дзюдо и самбо Сейдамета Ягъяева, в стенах КИПУ была организована научно-практическая конференция, которая должна была стать предтечей создания в Крыму Федерации крымскотатарской борьбы куреш. Но вмешалась политика, и хотя Федерация была учреждена на следующей конференции 19 декабря 2008 г., а следом проводились соревнования, участие политиков в управлении Федерацией вносило определенный разлад, а с изменением политического курса привело к отстранению­ их от дел, что в конечном ­итоге негативно отразилось на состоянии и развитии этого национального вида спорта.

Практика показала, что лучшая политика – бескорыстная­ помощь спорту, а сотрудничество с наукой – основа для достижения целей.

 

Сейдамет Ягъяев

 

Открывая мероприятие, Сейдамет Ягъяев выразил надежду, что работа круглого стола даст новый толчок практическим шагам для реализации целей. Приветствовал участников и председатель Комитета ГС РК по межнациональным отношениям Эдип Гафаров, зачитав приветственное поздравление спикера крымского парламента В. Константинова, в котором было сказано следующее: «Несомненно, что национальный спорт и национальная духовность – это два тесно взаимосвязанных понятия. Если присутствует национальный дух, то и в спорте можно ожидать высоких достижений.

Куреш всегда был неотъемлемой частью культуры крымских татар. Благодаря работе Федерации Национальных видов спорта возрождение этого любимого и почитаемого народом элемента культуры получило широкую поддержку общественности. Этот вид спорта объединяет людей независимо от возраста, пола и социального статуса, создает чувство товарищества и принадлежности как среди участников, так и зрителей. Между тем традиционные виды спорта, которые существуют издревле, не только способствуют пропаганде здорового образа жизни, они несут в себе определенную нравственную нагрузку, развивают патриотизм у молодежи, воспитывают волю, характер».

Председатель оргкомитета, директор НИИ Исмаил Керимов напутствовал работу, отметив, что в довоенном Крыму курешем интересовались все, начиная от государственных деятелей, заканчивая детьми, спорт объединял народ.

Работа началась с представления видеодоклада профессора университета Ускюдар (Стамбул) Ибрагима Озтека, около 20 лет возглавлявшего федерацию силовых видов спорта Турции. Много лет посвятив изучению спортивной борьбы, он еще раз подчеркнул, что куреш был во главе всех видов спорта у тюркских народов. История этого вида борьбы насчитывает не одну тысячу лет,  об этом свидетельствуют китайские источники и наскальные рисунки в Месопотамии.

Академик Чувашской национальной академии­ наук и искусств Айрат Галимзянов из Казани также выступил с видеодокладом на тему «Возрождение борьбы «Къушакъ куреши». Выражая сожаление, что в СССР куреш (кураш, курес, куряш) был слабо разрекламирован, он отметил о многих заимствованиях из них при создании борьбы самбо.

О роли национальных видов спорта в воспитании подрастающего поколения в Крыму говорил доктор филологических наук, профессор Исмаил Керимов. Он заострил внимание на проблеме написания истории борьбы куреш, отсутствии глубоких исследований, в том числе и в силу того, что среди спортсменов, владеющих тонкостями борьбы, отсутствуют «пишущие» люди.

У нас имеются источники, чтобы начать исследования, например работа «Каландар-наме» XIV века. Там отражена масса обрядов.

К теме куреша обращались в начале XX века и крымскотатарские писатели. Отражая события, они в своих произведениях даже пытались описать приемы борьбы. Схватка происходила под звуки даула и зурны. Примечательно, что в состязаниях принимали участие представители разных национальностей. Опираясь на источники, Исмаил Керимов поведал об интересных фактах, например, что почетное­ место на соревнованиях занимал генерал в военной форме, в функции которого входило разрешение всех возникающих споров, нередко переходивших в массовую потасовку.

Подытоживая свое выступление, профессор Керимов выразил надежду на появление исследований по заданной теме.

С большим интересом был заслушан доклад мастера спорта СССР по борьбе самбо и дзюдо Сейдамета Ягъяева.

Он обратил внимание на присутствие в зале именитых в прошлом борцов различных стилей, а ныне заслуженных тренеров, но при этом подчеркнул, что в местах депортации не было возможностей развивать крымскотатарский куреш. С уходом старших поколений забывались правила, и только в Крыму, начиная с 1980-х годов, происходило постепенное возрождение. Путем опроса населения, тех, кто участвовал в соревнованиях до вой­ны, воссоздавались правила борьбы. Ведь важна каждая деталь, начиная со способа завязывания пояса, который, согласно правилам, запрещается отпускать на протяжении всей схватки. Одной из наших целей является добиться включения крымскотатарской борьбы куреш в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

В соревнованиях часто задействованы спортсмены, которые занимаются различными видами борьбы, но нам необходимы тренировки именно по курешу со всем набором приемов, — подчеркнул С. Ягъяев.

Сотрудница Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия Айше Меметова в своем сообщении отметила, что куреш – гордость народа, рассказав о вкладе музея в изучение и популяризацию национального вида спорта. Так, в декабре 2020 года в музее состоялась выставка «Национальная борьба куреш: от истоков к современности», где были представлены кубки, медали, значки, грамоты современных борцов, а также редкие фотографии зарубежных исследователей, побывавших в Крыму более ста лет назад. Сохранились и фотографии известных «пельванов» (богатырей) Рамазана Абдульгафарова, Ибраима Кадырова-Ширин, Рефата Тантана и др.

В выступлении Заслуженного работника физической культуры и спорта РК Фатмы Королевой особое внимание было уделено теме воспитания подрастающего поколения и значения в этом процессе национальной борьбы куреш.

Как уже отмечалось, куреш имеет многовековую историю, но, к сожалению, имена великих наших силачей средневековья история до нас не донесла. И только с развитием печатной продукции, где отражение народной жизни получило широкий характер, сведения о прошлом стали доступны для потомков. Осознавая важность темы, еще в далеком Узбекистане, журналист Аблязиз Велиев выпустил книгу, где повествуется о великих крымскотатарских спортсменах – чемпионах СССР, Европы, мира и Олимпийских игр.

Им был собран материал и о довоенных борцах Крыма, которым он охотно поделился с участниками круглого стола, поведав различные эпизоды из жизни крымскотатарских силачей.

Аблязиз-ага озвучил прекрасное предложение о необходимости создания в Крыму музея спорта.

Своими семейными воспоминаниями о куреше поделился и кандидат социологических наук Рефик Куртсеитов, рассказав, как еще в период ссылки в Казахстане его брат, будучи зрителем, на состязании занял место отсутствующего спорт­смена и одержал ряд побед. Дома этому не удивились, заявив, что в родном Карасубазаре практически каждый житель увлекался борьбой.

Образцы спортивных костюмов борца «Къушакъ куреши» и судьи-арбитра

 

На круглом столе были продемонстрированы образцы спортивных костюмов борцов «Къушакъ куреши», разработанные с учетом национальных традиций и специфики вида спорта. Кандидаты педагогических наук Сусанна Хаялиева и Эльвина Ислямова обстоятельно рассказали о каждом элементе разработки.

Интересный фильм продемонстрировали и гости мероприятия, приехавшие с Северного Кавказа, где в настоящее время активно возрождается традиционная ногайская борьба на конях «Авдарыс». Было выражено пожелание, чтобы и крымскотатарские конники приняли участие в состязаниях.

Свои видеодоклады также прислали Президент федерации России по борьбе (куреш) на лошадях Фарид Набиуллин (г. Казань) и доктор исторических наук Григорий Кондратюк.

Подытожить материал хочу выступлением кандидата философских наук Надира Бекирова. Еще в 2008 году он приложил немало ­усилий, чтобы была создана Федерация борьбы куреш. Тогда он заявлял: «Назрела необходимость объе­динить усилия всех любителей и активистов, всех, кто поддерживает этот вид спорта как ­один из важных элементов нашей культурной этничес­кой идентичности, как метод физического и духовного воспитания молодежи».

Сегодня в своем докладе на тему: «Этические и эстетические принципы крымскотатарской борьбы «Къушак куреши» он постарался разъяснить тот подход, который следовало бы определить как базовый в развитии этого вида спорта.

«Роль заключается не только в знаниях и умении или солидном призовом фонде.

Тогда он не будет отличаться от ММА с кровавыми избиениями. Насколько понимается, куреш имел иные моральные установки, и в первую очередь — демонстрировать удаль и достоинство народа. Видеть в нем только средство заработка было бы неправильным.

Безусловно, чемпионы – некий ориентир, образец, чего можно добиться. Но если мы взвесим, что важнее для народа: единичные чемпионы или массовый спорт для народа, считаю что последнее. Важно, чтобы куреш был по факту частью культуры крымских татар, как их музыка, одежда, этикет. Куреш должен быть средством оздоровления, закалки и воспитания крымскотатарского мужчины».

По итогам работы круглого стола была принята резолюция.

 

Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Возрождение национальных видов спорта и «Къушакъ куреши»

Участники конференции: историки, исследователи, спортсмены, тренеры, активисты общественных организаций, люди, интересующиеся традиционными национальными видами спорта, работающие для возрождения культуры крымских татар и других коренных народов Крыма, стремящиеся к сотрудничеству с представителями других народов в деле укрепления и развития национальной культуры, включая народные виды спорта, повышения нравственных основ общественной жизни, использования тысячелетних традиций и достижений в воспитании молодых поколений этих народов, выслушав и обсудив доклады, представленные на конференции, пришли к следующим выводам:

  1. Крымскотатарская борьба «Къушакъ куреши» уходит истоками в многотысячелетнюю историю крымских татар и других тюркских и нетюркских народов, сложившихся в Крыму, соседних регионах, а также на более обширных территориях Причерноморья, Кавказа, Поволжья, Центральной и Северо-Восточной Азии.
  2. В то же время, несмотря на свою традиционность, а во многом благодаря именно ей, она обладает богатым культурным содержанием, как с точки зрения физической подготовки и развития человека, так и с позиций сохранения, преумножения и укрепления высоких морально-нравственных ценностей, сконцентрированных в правилах и ведении схваток, подготовки и организации соревнований, определения и чествования победителей, поведения в отношении зрителей, судей, соперников.
  3. «Къушакъ куреши», как и многие другие виды народного спорта, является интересным эстетическим феноменом, отражающим комплексность и синтетичность национальной культуры, сочетающим в себе музыку, ритуал, позитивный внутренний настрой, физическую красоту и ­оригинальную техническую динамику, привлекательный внешний вид борцов, создающий образ сильного, уверенного в себе и своих делах, активного человека и содружества людей, способных к максимальному напряжению всех своих сил и способностей для достижения цели, но в то же время обладающих уважением к остальным людям, признающим их ценность и достоинство.

Этим, в частности, «Къушакъ куреши» радикально отличается и противостоит утвердившейся в последнее время в популярных видах единоборств тенденции к коммерциализации, разнузданности поведения, и игре на низменных инстинктах, как участников схваток, так и публики, сознательному и целенаправленному превращению их в демонстративный бесчеловечный мордобой.

  1. В этом своем качестве «Къушакъ куреши» является ценнейшим достижением крымскотатарской физической и духовной культуры и одновременно средством общения и позитивного взаимодействия между людьми, направленным на установление уважительных, дружеских конструктивных взаимоотношений в обществе, как внутри самого народа, так и с другими народами.

Принимая во внимание вышесказанное, участники конференции считают необходимым обратиться к соотечественникам, общественным организациям, активистам, неравнодушным к будущему крымских татар и других крымских народов людям, всем, кто думает и заботится о культурном и нравственном облике подрастающих поколений и в Крыму, и за его пределами, всеми силами помогать возрождению традиционных народных видов спорта, в том числе и «Къушакъ куреши», способствовать внедрению их в воспитание детей и молодежи, актуализации в повседневной жизни, созданию материальных, организационных и моральных условий для их реализации на уровне национальных видов спорта, уже вошедших в мировую историю и ставших общепризнанным культурным достоянием всего человечества. 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог