Курс валют USD 0 EUR 0

Личностями сильна земля

Комментариев: 0
Просмотров: 608

«Первопроходцы» — крымские татары, вернувшиеся в Крым в 1960-е годы (с. Воинка)

 

Крымскотатарский народ, будучи частью советского общества периода СССР, был охвачен патриотическим воспитанием социалистического государства, его ценностями и идеями. Но, несмотря на то, что жизнь требовала «идти в ногу со временем», в местах ссылки, параллельно государственному, развилось внутринациональное патриотическое воспитание, сводившееся к любви к отнятой Родине и стремлению вернуться в Крым. Это был своеобразный элемент стихийного, органического патриотизма, которому не учили в школе, не пропагандировали в СМИ, он впитывался в наши души с молоком матери.

Колесо истории движется в поступательном направлении, и обществу свойственно утрачивать прежние ценности, ориентиры. На определенных этапах, связанных с изменением политической системы, государственной границы, экономических отношений, вопрос о патриотизме приобретает особую актуальность, ибо куда деться от любви к Родине, чувства гордости за нее или сострадания к ней, действий во благо народа.

Как отмечает ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Неменский: «Патриотизм – одно из тех великих понятий, которым не нужны общепринятые формулировки. Его сила в том, что каждая культура, каждая эпоха, поколение, да и каждый отдельный человек может давать ему свои определения, однако всегда будет сохраняться и общее понимание того, что именно за ним стоит, и закреплено оно скорее на образном, то есть самом глубоком уровне нашего мышления».

Проживая в Крыму, коренной крымскотатарский народ является частью многонационального общества в составе государственного образования, он малочислен среди славяно-христианского большинства. Будучи гражданами, крымские татары имеют права и обязанности, поэтому задачи, которые они ставят перед собой, или вынашивают идеи, независимо от чьих-либо желаний, будут сталкиваться с мнением, оценкой соседствующих народов и государства, в котором они проживают.

Для реализации национальной идеи необходимо патриотическое воспитание, участие в этом процессе народных институтов и ресурсов в виде школ, СМИ и т.д.

В России заявляют, что основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство. Ведущие российские аналитики считают, что государственная стратегия страны должна постоянно опираться на историческое и духовное наследие народа: «Сегодня так остро стоит вопрос о национальной идее, которая смогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях. На общественное сознание большинства социальных групп населения России оказали негативное влияние экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, проявивших себя в конце прошлого столетия. Наблюдается значительное снижение воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма».

В процессе дискуссий, леволиберальные мысли уступают место диаметрально-противоположным идеям. Доктор исторических наук Александр Боханов в своей работе «Победа определялась любовью русских людей к своей земле и к своей вере» пишет: «Как патриотизм проявляется в реальной жизни? Он проявляется в экстремальных условиях, в первую очередь, в условиях войны. В XVIII в. Россия провела 56 лет на полях сражений, в XIX в. – 30 лет. Все войны явились замечательным примером русского патриотизма, когда человек умирал за царя, за родину, за веру с чувством гражданского долга и ответственности за национальное государство. Здесь хотелось бы отметить несколько важных моментов. Русское государство созидалось на принципе авторитарности. Принятие христианства только укрепило эти основы. Более тысячи лет Русь (Россия) оставалась страной с доминирующим авторитарным началом… История России наглядно показывает, чем сильнее государство – тем устойчивее социальная система. И все неустроения и несчастья происходят именно тогда, когда государство слабеет. Без сильного государства не было бы ни русской культуры, ни русского этноса, ничего бы не было».

Развитие общественно-политической мысли – процесс непрерывный, дискуссии в среде российской политической элиты будут продолжаться, но это не снимает вопроса и ответственности с крымских татар в выработке концепции и участия в патриотическом воспитании. Поиск собственной ниши — задача поколений. Будущее нашего народа не представляется без подготовки интеллектуального потенциала, и мы обязаны приоритетно уделять внимание образованию и воспитанию детей.

Патриотизм наш должен отталкиваться от земли крымской, привязанности к ней. Место рождения, детства и юности, в кругу родных и добрых людей, остается пленительным воспоминанием на всю жизнь. Семейные ценности, усваиваемые в детстве, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Здоровые отношения в семье проецируются на поведение человека в обществе. Через семью и окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом». Моральный упадок подрывает патриотизм.

В последние годы среди народа, особенно молодежи, стало возобладать представление о том, что абсолютной ценностью является индивидуальная человеческая жизнь, ее потребности, желания и наслаждения. «Соответственно, удовлетворение этих желаний, умножение потребностей, формирование психологической зависимости от постоянной смены вещей и впечатлений, погоня за престижными формами потребления становятся содержанием и в немалой степени смыслом жизни, а уровень доступности различного рода товаров и услуг – символом общественного положения», — отмечают исследователи.

Как писал известный русский публицист М.Меньшиков: «Ругать за утрату патриотизма – все равно что ругать за утрату здоровья». Рецепт лечения прежними поколениями уже наработан, необходима современная доработка. Важной остаются культурная политика: национальные праздники, наличие СМИ, общение на родном языке, ритуализация значимых моментов жизни человека, культивирование этномузыки, организация музеев и библиотек.

А школьное образование призвано соединить воедино традиционные моральные ценности и установки с современными подходами к воспитанию патриотизма. Особая роль здесь отводится исторической науке, которая формирует интерес к культурному наследию и является инструментом для поиска ответов современным вызовам времени. История играет важнейшую роль в патриотическом воспитании граждан. Данное утверждение находит поддержку у крымских татар, участвующих во всенародном сборе средств на издание книг, установку памятников и в других акциях.

Обозначив некоторые штрихи к проблеме, хотелось бы привлечь внимание общественности к развитию патриотического воспитания.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог