Курс валют USD 0 EUR 0

Люди, кони и Ак-Кая

Комментариев: 0
Просмотров: 174

Борцы сходятся. Слева — ногаец Альмир, справа — крымский

ТАРИХЧИ

Солнечный и уже по-летнему теплый день встречает нас у легендарной белой скалы Ак-Кая. Это место без преувеличения историческое. Хорошо видимое издалека, оно еще в древности привлекало внимание скифов и других кочевых народов. В дни Крымского ханства здесь собирались курултаи, чтобы решить наиболее важные в жизни страны вопросы. Эти скалы видели многое, они слышали топот копыт многотысячных конных отрядов и были свидетелями удалых забав храбрых степных наездников. Уже давно погасли костры батыров и смолкло ржание их скакунов, но эти белые стены остались немыми очевидцами тех времен…

Сегодня у подножия Ак-Кая при содействии Крымской федерации национальных видов спорта и борьбы куреш проходит необычный мастер-класс по борьбе на конях. Борьба всадников — некогда популярная, но теперь основательно забытая в Крыму народная забава, соединяющая в себе как элементы спортивной борьбы, так и конного спорта.

Кемаледдин Кутлубаев и Фарид Набиуллин

 

Она до сих пор популярна среди казахов, киргизов и других некогда кочевых народов. Несколько лет назад борьба на конях начала возрождаться в Татарстане. И сегодня Фарид Набиуллин — президент Федерации конного многоборья Республики Татарстан и вице-президент Международной федерации по борьбе на лошадях, приехал в Крым, чтобы поделиться с крымскотатарскими спортсменами своим практическим опытом и разъяснить правила, по которым организуются международные соревнования. Ему ассистируют два помощника — судья Кемаледдин Кутлубаев и 17-летний спортсмен Альмир. Они оба из Ногайского района Дагестана, где состязания на лошадях очень популярны.

Мастер-класс проходит весело. Крымские спортсмены осваивают верховую езду, а местные кони, привыкшие катать туристов по окрестным горам, привыкают к необычной для себя роли. Это пока еще не настоящие соревнования, а только первые из многих шагов, которые предстоит сделать на пути возрождения древнего спортивного искусства.

Ф.Набиуллин рассказывает, что в первый раз оказался в Крыму еще в далеком 1990 году, когда возвращение крымских татар на историческую родину только начиналось. Его тогда возмущало то, что некоторые крымчане обвиняли крымских татар в захвате земли, как будто бы те приехали в чужую страну, а не возвращались на родную землю. Он отмечает, что крымским татарам надо отстаивать свое место в культурном пространстве Крыма, привносить в него свой колорит. И коневодство — значительная в прошлом часть народной культуры — не должно быть обделено вниманием.

Мост дружбы

— Расскажите, с какого времени в Татарстане стали возрождать борьбу на лошадях? Как ее, собственно, называют татары?

— Борьба на конях является одним из наших национальных видов спорта. Он называется аударыш. Его развитием мы занимаемся с 2019 года. За это время провели пять чемпионатов республики. Уже в 17 районах Татарстана есть свои команды по конной борьбе. Проводим соревнования и на сабантуях.

Организовываются турниры и всероссийского уровня. Наши спортсмены принимают участие и в различных турнирах на Алтае, в Ногайском районе Дагестана (соревнования там проходят уже в 12-й раз), а также на всероссийских фестивалях башкирской и татарской лошади. Так, в селе Кырлай, где находится музей Г.Тукая, ежегодно проводится республиканский День коня, в рамках которого проходят и скачки и соревнования по борьбе на лошадях. Когда начинается конная борьба, то зрители оставляют состязания борцов на ковре и идут смотреть на всадников.

Участвуем и в соревнованиях, проводящихся за рубежом, в том числе и в чемпионатах мира и в Играх кочевников. Уже прошло три чемпионата мира по конной борьбе. В этом году пройдет четвертый.

— Сохранились ли в Татарстане традиции конной борьбы?

— За годы советской власти многое было утеряно. Уже даже старики практически ничего не помнили. Но в дореволюционное время проводились жыены (джиены), на которые собирались целыми аулами, иногда даже несколько деревень одновременно. На них были разные развлечения, в том числе и скачки, и борьба на лошадях. Потом эти традиции во многом были утеряны.

— Какое значение для сегодняшнего дня имеет возрождение­ национальных видов спорта?

— Это важно для возрождения традиций, поднятия духа народа. Спортивные игры — один из элементов мозаики нашей национальной идентичности. Молодежи они дают возможность приобщиться к своему культурному коду. Надо видеть, в какой атмосфере проходят соревнования и скачки, как люди переживают за своих спортсменов. Благодаря таким фестивалям и турнирам народ пробуждается, понимает, что мы не серенькая масса, которую можно размазать, что мы можем самоорганизовываться, что у нас есть батыры. Кроме того, это привлекает внимание туристов.

— Конная борьба у татар отличается от того, что есть у казахов и киргизов?

— Традиции борьбы на конях существовали у всех народов, связанных с активным разведением лошадей. Все, кто неравнодушен к лошадям, у кого связанные с этим обычаи, что называется, в крови, они все тяготеют друг к другу. И мы должны создавать мост дружбы между ними, поддерживать связи между казанскими татарами, ногайцами, карачаевцами, крымскими татарами и другими народами.

У всех народов, связанных со степью, эти традиции были. Мы сами в детстве сидя на лошадях боролись. Конечно, это все происходило без каких-то четко прописанных правил. Задавшись целью развития борьбы на конях как вида спорта, мы пошли по пути выработки международных правил проведения соревнований. Я сам участвовал в этом процессе, в ходе которого с представителями казахов, карачаевцев, алтайцев, бурят, калмыков, башкир, ногайцев и других народов обсуждалось, как проводить соревнования, какими должны быть правила. Сов­местными усилиями были выработаны единые правила.

Их наличие облегчает жизнь. Так было выработано положение, что лошадей для соревнований предоставляет тот регион, где они проводятся. То есть, если турнир проходит на Алтае, то боремся на местных лошадях. Это удобно для переездов команд.

Уважение к сопернику

— Расскажите, как проходят соревнования?

— Согласно выработанным правилам, в конной борьбе шесть весовых категорий — до 60, 70, 80, 90, 100 и 100 и более килограммов. Молодыми считаются борцы в возрасте 15-17 лет. Взрослыми – те, кто достиг 18 лет. Зимой соревнования проходят в крытом манеже. В центр круга, диаметр которого должен составлять 15 метров, выходит рефери (есть еще и боковой судья). Руководитель круга объявляет весовую категорию и имена борцов, которые приглашаются на арену. Тому, кого объявляют первым, повязывают красный кушак (пояс), второму — зеленый или синий, в зависимости от региона. Проводится жеребьевка — выбор лошадей. Для этого бросаем жребий или используем челлендж — красно-зеленый квадрат, который судья подбрасывает вверх. От того, на какую сторону он упадет, зависит, кто из борцов — с кушаком какого цвета — получит право выбрать лошадь.

Мальчики-борцы в боевой стойке держат друг друга за пояса

Сама борьба идет в течение 5 минут. За это время нужно скинуть соперника с лошади, самому оставшись в седле (чистая победа), или набрать пять баллов. Есть различные приемы, которые обеспечивают победу или же дают баллы. Существуют и запрещенные действия, за которые даются предупреждения. Два преду­преждения дают балл сопернику. Три предупреждения означают поражение. Борец должен проявлять уважение к сопернику. Нельзя бить лошадь соперника по ушам, брать ее за гриву или же за уздечку.

— Насколько этот вид спорта травмоопасен?

— Любой вид спорта травмоопасен. Я вот занимался классической борьбой, и мне ломали два ребра и позвоночник крошили. Всякие моменты бывают. Чтобы обеспечить максимальную безопасность, борцы надевают шлемы. Не используем седла. За седло может зацепиться нога.

Как правило, спортсмены выступают с голым торсом. Обязательны кушак и плоские, с небольшим каблуком, кожаные сапоги.

— Физическая сила играет в таких соревнованиях большую роль?

— Самое главное у человека — это жилы. Масса не главное. Как-то к нам на соревнования по борьбе на лошадях приехали спортсмены с Кавказа. Это были «качки». Сплошные мышцы, по 120 килограмм веса, лошадь под ним ослом кажется. Наши деревенские ребята, глядя на них, спрашивают: «Что, с ними будем бороться?». «Придется — и с ними поборемся», — отвечаю им. И наши жилис­тые парни выбили их еще в первом круге. Физическая сила не главное. Сила духа важнее.

Татарская лошадь

— Любую ли лошадь можно использовать для соревнований по борьбе?

— Нет, на любой не получится. Мы специально готовим коней для соревнований. Стараемся подбирать равных друг другу. Ведь если одна лошадь сильнее, то она давит другую. Лошадь должна быть адекватной и уверенной. Обученные лошади помогают своим наездникам, но друг с другом не дерутся и не кусаются. Чаще всего используем айгыров (жеребцов) и алаша (меринов, т.е. кастрированных жеребцов).

У лошади должно быть доверительное отношение к человеку. Наших коней обучают наши дети. Лошадь имеет очень большое воспитательное значение. Любовь к ним мне привил дед. Мне было два года, когда он впервые посадил меня на лошадь. И сейчас помню этот момент.

Мой прапрадед был постоянным победителем скачек. У него было пять мощных жеребцов. Дед был крестьянином-единоличником, у него тоже была своя земля и кони, но потом, с приходом советской власти, появились колхозы.

Сейчас у меня пятеро детей. Они тоже растут с лошадьми.

— У вас много лошадей?

— Около семисот. Лошади мои в Лениногорском районе, это нефтяная зона возле Альметьевска. Нефтяники и коневоды вместе дружно живут на одной территории. Они добывают нефть, мы растим лошадей. Мои лошади аборигенной татарской породы. Зимой они в горах самостоятельно добывают себе корм. Своими копытами раскапывают снег, чтобы добраться до травы, корней камыша, богатых глюкозой. Это называется тебенёвка. У нас в позапрошлом году было минус 50 градусов. Для лошадей это нормально. Шерсть у них вырастает длиной в 5-6 см. У меня есть и арабские кони. На зиму я их закрываю в конюшне. У них шерсть всего 1,5-2 сантиметра. Если держать их зимой на улице, они погибнут. А нашим — все равно, лежат в снегу.

— В исторических источниках говорится, что в Крымском ханстве тоже была такая порода коней, низкорослая, выносливая и неприхотливая, сама добывавшая себе корм из-под снега.

— У меня много друзей-историков, которых я прошу присылать все материалы о татарских лошадях. Один итальянец, побывавший в Венгрии, описывал татарскую лошадь: маленькая, косматая, она по первому же свисту всадника подбегает, и тот вскакивает и несется быстрее ветра. Что интересно, побывав в Монголии, Республике Саха (Якутия), Бурятии, на Алтае, я заметил, что чем дальше на восток, тем лошади более мелкие. У нас кормовая база лучше, климат мягче. Наши лошади наиболее подходят для борьбы. Они не очень высокие по сравнению с какими-нибудь рысаками (в среднем 1,5 м), но повыше, чем монгольские лошади.

Две с половиной тысячи лет назад на просторах Евразии в скифском искусстве был популярен звериный стиль. На одном из этих древних изображений можно рассмотреть, как два всадника на лошадях друг с другом борются. То есть, это было еще в то время. Это были наши предки. Наша общая история. Это было единое пространство, в котором они свободно ездили и общались друг с другом. И сейчас мы ходим по той же самой земле.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог