Памятник Номану Челебиджихану, установленный соотечественниками на его малой родине
История человечества так богата и разнообразна, что наверняка любой календарный день в году является исторической или памятной датой какого-нибудь народа. В мировой практике случаются наложения, когда одни празднуют, другие, наоборот, отдают дань памяти. Так, 18 мая международная общественность отмечает День музеев. Дата была определена еще в 1977 году на 11 генеральной конференции Международного совета музеев, проходившей в Москве и Ленинграде. В тот период в СССР не было принято учитывать интересы крымских татар, которые именно 18 мая 1944 года были репрессированы режимом и насильственно высланы со своей исторической родины, да и международная общественность многие нюансы не брала во внимание.
На прошлой неделе, 23 февраля исполнилась 105 годовщина со дня мученической гибели национального лидера крымских татар Номана Челебиджихана.
За постсоветские годы было немало сделано для восстановления светлой памяти этой исторической личности, изучения его биографии и свершенных дел во имя народа. Многое предстоит еще исследовать и сделать для понимания нынешними и будущими поколениями крымских татар идей и чаяний, ради чего их предки отдавали свою жизнь.
Проявляемая молодежью активность в социальных сетях в день памяти национального героя свидетельствует, что за последние 30 лет удалось сформировать повестку, которая направлена на решение стратегических задач и текущих дел.
Мы не оговорились, когда затронули дела прошлого, ибо проблемы, стоящие перед крымскими татарами 100 лет назад, не потеряли своей актуальности и по сей день.
Пошагово анализируя процессы, происходящие в 1917 году, мы увидим день сегодняшний, определяющий наше будущее.
С наступлением весны, 8 марта международная общественность будет отмечать праздник женщин. Современная крымская татарка в своих правах и интересах защищена семейными, национальными традициями и законами общества. Безусловно, с развитием человеческой цивилизации, защита прав женщин будет усиливаться, и в этом движении нам не стоит отставать, беря из мировой практики все лучшее и приемлемое. Именно так поступили Н. Челебиджихан и его соратники в 1917 году при принятии Крымскотатарских основных законов, где статья 18 гласит: «Курултай, стоя на принципе равенства, признает и утверждает и за женщиной полное равноправие наравне с мужчиной и поручает парламенту издание соответствующего закона».
В тот момент истории крымскотатарская интеллигенция, получая образование в различных странах, старалась внести передовой опыт в свое общество. Как отмечают современники, большим поборником прав женщин был лидер крымских татар Номан Челебиджихан. В этой связи для нас большой интерес представляет та дискуссия, которая развернулась на национальном съезде, касающаяся женского вопроса, и позиция самого лидера крымских татар. Обнародованные протоколы свидетельствуют:
«ЧЕЛЕБИ ДЖАН. Товарищи. В эти минуты я переживаю большую радость. Я буду с этой кафедры татарского народа защищать права женщин. Нельзя рассматривать права женщин только лишь с одной стороны — со стороны религии. Надо подойти к вопросу и с других сторон. Наши сестры, женщины выдвинули этот вопрос не в виде требования нового толкования Корана. Они спрашивали, какое должно быть наше положение жизни. Мы должны обратить наше внимание на историю женщины. Каково было положение женщины в доисторическое время, в исторические культурные времена. Если рассматривать эти две эпохи, то увидим 3 периода в жизни женщин: полигамия (многобрачие), моногамия (единобрачие) и многомужие. Я вкратце остановлюсь на этом вопросе.
И так в истории человечества встречаются тысячи таких странных явлений, вроде моногамии, полигамии или полиандрии. Бывали времена, когда главенствовали женщины (матриархат), а иногда мужчины (патриархат). В наше время мужчины главенствуют над женщинами. Но в некоторых местах Америки еще сохранилась доисторическая форма господства женщины над мужчинами. Как все это происходило в истории и какие причины создавали такие явления, для нас является загадка. Наука еще не охватила все стороны этого вопроса. Например, почему в наше время мужчины господствуют над женщинами. Я думаю, главным стимулом является экономическое положение.
Лидеры мусульманского женского движения в Крыму Зейнеб Амирхан, Ильхамие Тохтар, Шефика Гаспринская
Мы знаем, что было время господства женщины и подчинения женщины. Во времена матриархата женщины имели много мужей — до 15. А дальше мы видим, что женщина подпадает под неволю мужчины и масса женщин собирается вокруг одного мужа. И вот с этого момента женщина начинает чувствовать свое порабощение. И история знает движение женщин к освобождению. Как же это так вышло, что женщины начали иметь права. Кто же им дал эти права. Не объясняется ли это проявлением культурности мужчин или же их милосердием. Нет. Женщины сами добивались своих прав. Нельзя было долго выдерживать угнетение. Они начали приравниваться к мужчине. Мы знаем Римское право. Там положение женщины было прямо рабское. Римская женщина считалась в семье наравне с живым инвентарем. В семье корова, лошадь, женщина и т. п. над ним есть мужчина — хозяин. А дальше Римское право начало признавать право за женщинами. Но и эти права были в 8 раз ниже, чем у мужчин. А в дальнейшем, когда положение Рима начало идти к падению, то положение женщины начало возвышаться. Но все это осуществлялось благодаря личной инициативе самих женщин.
Капиталистическую сторону женского вопроса в истории мы видим в произведении Шекспира «Венецианский купец». Там одна героиня — еврейка выставляется нам в высшей степени справедливой женщиной. Она ученая из самых ученых своего времени. Она освобождает какого-то мужчину из рук ШЕЙЛОКА.
Англичане уверены, что женщины обладают чувством справедливости, они могут быть судьями.
В истории Европы мы видим, что были женщины, отличившиеся как воины. Например, одна женщина защищала большую крепость от нападения англичан (Жанна Д’Арк). Бывали женщины философы, поэты. По мере появления таких женщин, постепенно служило толчком к поднятию правового положения женщин. Наконец, мы видим появление суфражисток, боровшихся за равноправие женщин. Они дали пощечину английскому мистеру, слывущ. как наиболее свободолюбивые и уважающие права. Английские государственные деятели не могли найти выходы перед выступлением женщин и в конце концов должны были уступить и дать право активного участия женщин в палате общин. За последние 10 лет среди женщин появилась и рабочая партия. Это появилось не в устах салонных юристов, но у рабочего станка на фабрике. Они сами добились того, что если не будут признаны права женщин, то и массовики фабрик станут, не будут действовать. Наконец, в Америке и в России появились женские организации. А женский вопрос стал вопросом дня, об этом много говорилось.
Так как в жизни татарки играло роль влияние арабов, то мы коснемся положения женщин и у арабов. До появления мусульманства арабские женщины не только не знали, что такое право или равноправие, но они вообще никаких прав в жизни не имели. Арабы лишнее количество женщин просто уничтожали. С появлением религии ислама положение мусульманки несколько улучшилось, женщина поднялась высоко, настолько высоко, что они участвовали в арабской культуре наравне с мужчиной. Чем же это объяснить. Благородством ли арабов, или другим чем-нибудь. Нет, арабские женщины сами своими руками добились прав и положения. Мы знаем, что во время походов арабов в армии участвовали тысячи женщин-мусульманок в качестве воинов.
Многие арабские девушки сопровождали в походе своих женихов. Во время завоевания Испании арабами в армии участвовали арабские женщины в качестве сестер милосердия. Бывали даже и поэтессы. Среди них была известная поэтесса Зехра. Она как любовница Тарика….. Зиада сопровождала его в походе и когда Тарик водружал знамя Ислама над сильнейшей крепостью испанцев, она лично держала это знамя совместно со своим возлюбленным. А когда же Тарик был ранен, то она перевязывала ему раны и одновременно утешала его своими стихами. В поэтике арабские женщины поднялись высоко, внесли в жизнь арабов много изящного.
Арабские женщины не только участвовали в войне, но среди них были и преподавательницы, профессора и дипломаты. В советах халифов участвовали арабские женщины — как государственные деятели. Еще при жизни Магомета, когда среди арабов произошли большие разногласия, дошедшие до вооруженного столкновения, то (жена Магомета) Айше вмешалась в дело и своим красноречием добилась примирения сторон и рассеяла вражду, и таким образом заслужила всеобщее доверие.
Сколько жизней и средств стоило наладить жизнь в Крыму. Она же — арабская женщина одним своим выступлением и прекрасным словом остановила вооруженное столкновение двух враждующих сторон.
Известна также мать Зейда ибн Мерфана. Она была поэтесса, и одно ее стихотворение послужило спустя 6 веков основой философии Жан-Жака Руссо. Эта же поэтесса в дальнейшем так увлеклась красотой природы, что раскрыв руки перед природой, отдалась в объятия природы и прогнала своего мужа-халифа в степи. Мы видим, что арабская женщина, когда-то пребывавшая в ничтожестве на положении нуля, в дальнейшем поднялась высоко и обеспечила себе экономические и социальные права. Она, когда нужно было, с оружием в руках, со своим умом, своими усилиями добивалась своих прав наравне с мужчинами.
Я не буду останавливаться на турецких женщинах. И среди них были матери султанши, которые вмешивались в государственные дела и не раз спасали свою страну. На страницах истории много осталось памяти о подвигах турецкой женщины. Я не буду много распространяться. За последнее время в Турции появилась турчанка Фатьма Алие, известная поборница освобождения турецкой женщины. Она выдвигала вопрос о снятии покрывала с лица турчанок. Но против этого восстал Шейхуль Ислам. В последней войне Турции на Балканах турецкие женщины участвовали в качестве сестер милосердия и оказывали большое мужество. Эти женщины, перенеся жизнь в окопах, до последней капли крови защищали свою родину. Турецкая женщина идет к прогрессу. В особенности после революции открылось много курсов для женщин. Одним словом, турецкая женщина — участница и войн, и экономической жизни, все время добивается своих прав и все поднимает свое положение.
Я надеюсь, что в недалеком будущем турецкая женщина так же как и мы будет выступать с кафедры подобной нашей. В настоящее время турецкая женщина служит в почтовых учреждениях, служит и в других ведомствах Турции. Уже теперь положение таково, что хочешь не хочешь, но турецкая женщина свое возьмет. Один из членов турецкого литературного общества «Грядущая Заря» (Феджр-и ати) сказал, что женщина есть фиалка. Но против этого поднялась турецкая женщина и кричала, что женщина — человек, она равноправный член общества. После этого выступил поэт Тофик Фикрет. Поэт Абдуль Хак Хамид еще 35 лет тому назад сказал решительное слово в пользу женщины. Он критикует взгляд европейцев на женщину и т. д.
Что же касается татарской женщины, то она никогда не была рабыней. Татарка была всегда на равных правах с мужчиной. Большинство славных завоеваний татар удавалось при участии татарских женщин. Татарская женщина, участвуя в походах, помогала воинам в изготовлении пищи, и шитье обуви, и всякой другой работе, и в затруднительных моментах женщина самолично становилась в ряды сражающихся войск наравне с мужчинами. Мы видим также кавказских (городских) мусульманок, геройски сражавшихся в рядах Шамиля, защищая крепость. Это было на наших глазах. Это была последняя трагедия татарки. Татарка участвовала в подобных делах. Если вспомнить об известном всей Европе Чингизе, то и он сделался Чингизом благодаря своей матери. До могущества Чингиза власть в его стране принадлежала его матери. Когда умер отец Чингиза, то она села на коня и взяла в руку голубое знамя, командовала войсками. Итак, татарская женщина занимала в истории такое высокое положение во всех отношениях. При надобности она была воином, когда приходилось — то она брала бразды правления ханства.
Но, когда пришли времена Золотой Орды, ханы которой, упоенные победами, завели у себя пышную дворцовую жизнь, и начали завязывать сношения с тогдашними народами, например, с персами, то начали заимствовать у них разные обычаи, чуждые татарам. Например, до того, открытая татарка начала окутываться и закрывать лицо чадрой, подобно персиянке. До того, они (татарки) накидывали на себя просто плащи. Обычай окутывания дошел до крайних пределов, прошла и прежняя слава женщины татарки. Дальше прошла и слава мужчин, прекратили существование разные ханства Золотой Орды. От былой напыщенности сохранилось только покрывало, да чаршаф (паранджа) у женщины-татарки, которая после превратилась в мешок, а мужчины завязали концы этого мешка, в котором находилась женщина. Я все это сам видел. Когда я занимал пост муфтия, то я не только видел то, что татарин держит свою жену в мешке, но он сильно ее угнетает. Татарка была несчастна, она страдала, она пребывала в невежестве. В 8-месячном пребывании во главе управления народного дела, мне приходилось быть свидетелем трагедии татарской женщины. Когда татарки рассказывали мне о своих страданиях, то это было тяжелее, чем на полях войны. Вот до чего дошла наша женщина. Но в течение последних 25—30 лет и эти гаремные узницы начали мало-помалу говорить о себе. Наконец, революция дала им пробуждение, и они начали протестовать. Уже тут начали проявлять себя не только просвещенные, но и непросвещенные, словом все. Они не только ограничивались протестом, но начали и действовать, в Казани, Уфе и в Крыму татарки начали работать рука об руку с мужчинами за новый быт и строительство.
Даже некоторые больше проявляли себя, чем мужчины. Скажите, разве на равных выборах городских, земских, Курултайских, женщины отставали от мужчин, они везде и всюду участвовали полностью. Они доказали на последних выборах, что они тоже гражданки. Выступали на собраниях. Разъезжали по Крыму, агитировали за создание своего национального учреждения. Они оказали большую услугу. Кто это наблюдал вблизи, им это показалось как бы фантазии. Но они (женщины) послали в Курултай 5 депутаток (аплодисменты). Вы думаете, что это мы устроили им ради удовольствия. Нет, они сами насильно это добились. Дальше их будет больше. Мы их увидим здесь — не 5, 25, 30, 40, но и 60. А это будет значить, что тут мужчинам больше нечего делать, и настанет власти мужчин конец. Пусть отныне мужчины читают грамоту почтения женщине. Сейчас татарка — участница политической жизни, но дальше она пойдет на фабрику и примет участие в экономической жизни страны, словом, во все стороны жизни. Есть такая опасность. Допустим, что женщины обратились с таким предложением. Конечно, самое справедливое требование и все это запротоколируется. Конечно, этот протокол не пропадет. И, когда в будущих собраниях женщины добьются большинства, то не стыдно ли будет нам. Мы должны быть совершенно справедливы.
Мы всегда будем уважать большинство. Если вы скажете, что мол, мы найдем всякие пути и закоулки, чтобы взять в свои руки, этого не будет. Кроме того, когда экономическая жизнь придет в упадок, то дела изменятся. Тут наша сестра (делегатка) для примера указала нам о праве наследования (женщина), что у мусульман мужчина наследует 2/3, женщины 1/3 оставшегося имущества. Она сегодня на это указала, но завтра они это потребуют [изменить?] на деле, в жизни. Завтра они уже за дела выборов сами [возьмутся], будут бороться за свои права. Мы же не можем отказать им в участии в парламенте. Нам будет стыдно, если мы откажем им в их справедливых требованиях. Иначе мы подойдем к вымиранию перед нашей историей.
Позвольте резюмировать все сказанное мною. Каково положение женщины в жизни. Каково ее положения с точки зрения религии. Вы помните, что у нас несколько дней все говорили о том, что религия ислама основана на принципах справедливости и равенства. Оно так и есть. В религии и в истории арабов мы видели, что женщина должна быть на высоте. В таком случае, как же можно допустить уравнивание прав женщины. Я читал много изречений Магомета, читал Коран, читал весьма тщательно, углубленно. Но ничего отрицательного в правах женщин не нашел, только в одном месте Корана (читает) говорится, что женщина наследует 1/3, а мужчина 2/3, обратного нет, т. е. нет такого запрета. Это напоминает нам следующий случай: например, во время поста (Рамазана) обязательно надо поститься 30 дней. Меньше нельзя. Но больше можно сколько угодно. Это не возбраняется. Закон арабов дал женщине 2 против 2. А сколько стоило этой женщине добиться и этого, когда-то она была нулем и поднялась до 3. Что это значит? Это значит то, что, когда этот стих Корана был составлен, арабская женщина уже добралась до такого положения. Если бы в то время экономическое положение ее позволило бы, то и арабская женщина имела бы 1/2 доли. Бог справедлив. Но и Бог соблюдает закон усовершенствования. Словом, право всегда добивается постепенно. Право всегда признавалось. Но, почему же тогда не соблюдали. Мы видим, что арабское право стремилось к равноправию. В сущности арабского права кроется всегда справедливость. Я думаю, если бы все это зависело исключительно от собственных взглядов самого пророка, то он, пожалуй, разрешил бы женщине и 1/2 доли. Но надо иметь в виду в то время мужчин, претендующих на наследство, которые бы не согласились на равномерное распределение наследства. В остальных местах право всегда соблюдает равноправие женщин. В стихах Корана это видно. Коран всегда указывает и признает равноправие женщины. Еще один стих из Корана (читает) насчет права быть свидетелем. Так сказано: «достаточно точно, если будут свидетелями один мужчина и две женщины». Но не сказано: «один мужчина и одна женщина». Но, ведь, все это дела юридического характера. Они не являются основой в вопросе прав женщин. В Коране есть стремление обеспечить права женщины. Если мы будем рыться в Коране, в изречениях, в комментариях, то найдем сотни примеров этого. Если мы, ссылаясь на Коран, не будем признавать равноправия женщины, то это будет клевета по адресу ислама. Мы сегодня должны принять лозунг равноправия женщин и мужчин, а там вопросы прав наследования, свидетельства, развода и другие будут рассмотрены законопроектами будущего парламента. Мы видим, что жизнь наша после всяких культурных и экономических падений, начинает идти по направлению к оживлению, то нельзя будет остановить женское движение среди татарок. А поэтому мы должны принять выдвинутый татарками пункт: «Курултай, исходя из принципа равноправия человечества, признает равноправие женщин».
Мы должны это право признать. Это должно закрепиться в наших законах. Признаем ли мы это или нет, но женщины все равно этого добьются. Поэтому мы этот лозунг должны принять как есть, без оговорок. Это есть основа. А что касается частностей, как-то права наследования, развод, свидетельство, обо всем этом мы будем говорить на заседаниях парламента. Там будут соответствующие законопроекты.
Я еще могу привести много аргументов, поддерживающих равноправие женщин. В то время, когда мы видим такое массовое движение среди женщин в направлении равноправия, то мы не должны воспрепятствовать этому движению. Они должны быть на равных правах с мужчинами. Тут не только не должно быть места колебанию, но даже, если мы видели что-нибудь мешающее равноправию женщины, то мы все — всей нацией должны открыть войну против нарушителей этого равноправия.
Весь мир живет в милосердных объятиях женщины».
Перевод протоколов Первого Курултая крымскотатарского народа 1917 г. с крымскотатарского на русский язык был осуществлен для ОГПУ Забелевым в конце 1920-х годов.
Орфография и пунктуация сохранены.
Дискуссия развернувшаяся на заседаниях Курултая, была необычайно интересной и познавательной. Необходим современный анализ всех озвученных позиций, и остается надеяться, что специалисты не обойдут вниманием этот вопрос.
К вопросу равноправия мужчин и женщин, в современном понимании, крымскотатарское общество пришло самостоятельно, закрепив его в Крымскотатарских основных законах. В динамично меняющемся мире крымскотатарская женщина ушла далеко вперед в своем положении в обществе, при этом она чтит и сохраняет традиционные ценности. Природа одарила ее особой ролью, она должна быть любящей и любимой. С наступающим праздником!