Февзи АЛИЕВ, композитор
В своей жизни я всегда был честен и справедлив. В поступках смел, в отстаивании своих убеждений напорист, но в исключительных случаях, для пользы дела мог идти на разумные компромиссы. В годы ссылки крымскотатарского народа, почти полвека, вся моя жизнь была направлена на спасение нашей народной музыкальной культуры, а также караимов, крымчаков, урумов. Эта моя многолетняя деятельность охватывала практически весь мир, включая диаспоры Турции, Румынии. В те годы, в условиях жесточайших репрессий, мне удалось записать народную музыку, а также произведения крымскотатарских композиторов на сорока долгоиграющих грампластинках. Все это я делал бесплатно, ни разу, никогда я не просил у исполнителей денег за аранжировки. Их у них и не было…
В первые месяцы депортации в Узбекистане умер в больнице мой 70-летний дедушка – Сеит акай картбаба. Остальные: мама Мунире, брат Нури, сестренка Гульнар, братишка Ремзи, бабушка Анифе-битам и я – лежали в маленькой комнатке, изнемогая от малярии и дизентерии. Это было в кишлаке под названием Дальверзин. К счастью, мы выжили. В 1945 году переехали в поселок Кибрай. После окончания 7 класса и Ташкентского техникума механизации сельского хозяйства, я в 1956 году начал работать аккордеонистом в Доме отдыха «Ботаника». Культмассовик-казах в первый же день повел меня в столовую, где питались отдыхающие. Он был остряком, и представил меня официанткам: «Февзи Алиев – еще не опытный, но в беседе с ним я понял, что у него железный характер, он целеустремленный парень и сможет быстро влиться в нашу среду». Молодые, красивые официантки после этих слов пригласили нас сесть за любой стол, на котором стали быстро появляться хлеб, супы, вторые блюда, компот с печеньем. Я никогда так сытно и вдоволь не питался. Мы в ту пору жили очень бедно и впроголодь. После постоянного голода и нужды, увидев это, я понял: Музыка – это великая сила. Поэтому, чтобы достичь высокого исполнительского мастерства, я все свободное время посвящал освоению прекраснейшего инструмента – аккордеона.
С сыновьями
Позже, в разные годы, я работал в большом эстрадном оркестре города Чирчика, с 1959 по 1960 годы – в ресторане в составе трио со скрипачом и исполнителем Кабулом Сеитвелиевым и ударником Энвером Шерфединовым. Это был период, когда я начал писать музыку. В моей книге «Антология крымской народной музыки» есть ноты моего самого первого оригинального сочинения — «Хайтарма» 1960 года. После ресторана, в тот же 1960 год, наше трио вошло в ансамбль «Къайтарма» при УзГосфилармонии. В истории этого ансамбля предстоял первый выезд с концертами по городам Поволжья.
В своей книге «Композитор Февзи Алиев» я рассказал о своем дебюте в публицистике. А началось все со статьи «Гастролимиз» («Наши гастроли») в газете «Ленин байрагъы» за 28 июля 1960 года. Среди ее авторов: «Йырджи Сабрие Эреджепова, конферансье Аблямит Умеров», значится и моя фамилия: «Аккордеон устасы Февзи Алиев». Каждый из трех авторов отправлял в редакцию «Ленин байрагъы» свой вариант, редакция их объединила в одну статью. Это было мое первое выступление в официальной печати.
В 1961-1968 годах я жил и работал в курортном городе Ессентуки. Параллельно лечился от хронических заболеваний: гастрита, колита, неврастении… В Ставрополье окончил музыкальное училище, пятилетнюю программу заочного отделения по классу «Аккордеон» одолел за три года на «отлично».
18 мая 1964 года я начал вести свой личный дневник. Значение этого дневника я ощущаю и сегодня. Это очень ценно и важно.
Находясь в изгнании, мой народ вел длительную и изнурительную борьбу с репрессивным режимом за возвращение на историческую родину.
5 и 11 февраля 1967 года я написал песню «Эй, гузель Къырым!» на текст известного партизана-разведчика Бекира Османова. Эта песня родилась в Ессентуках, где я тогда проживал, в доме по улице Буачидзе, 26. В коммунистическую эпоху песня «Эй, гузель Къырым!» была запрещена. Позже нашлись претенденты на авторство этой песни.
8 февраля 1968 года я со своей семьей вернулся в поселок Кибрай. Здесь я очень быстро восстановил старые связи с деятелями крымскотатарской культуры старшего поколения. Начал налаживать знакомства с руководством Узгостелерадио, Союзом композиторов и Союзом писателей Узбекской ССР, студией грамзаписей, известными музыкантами, певцами, дирижерами. Несколько раз мне пришлось обращаться с письменными жалобами в ЦК Компартии Узбекистана по поводу ущемления прав деятелей крымскотатарской музыкальной культуры высокопоставленными чиновниками. Таким образом, я разоблачал вредоносную деятельность недругов и открывал пути для развития крымскотатарской музыкальной культуры.
В течение десятилетий творческой деятельности в Узбекистане мне удалось с большим трудом издать одну небольшую книжку «Йырджы далгъалар» («Поющие волны») в 150 страниц на крымскотатарском языке. Я изложил свои мысли на русском языке, а писатель Аблязиз Велиев осуществил качественный перевод на крымскотатарский. Книга вышла в 1989 году тиражом 3000 экземпляров.
За свою долгую жизнь мне удалось собрать почти весь музыкальный фольклор народа и издать его в «Антологии крымской народной музыки». Моей главной задачей было собрать магнитофонные записи и весь сохранившийся крымскотатарский музыкальный фольклор. Эту задачу я выполнил, и в 2001 году с помощью редактора Ибраима Чегертмы издал «Антологию», в которую вошли 1000 народных и 100 моих авторских музыкальных произведений.
После издания этого труда я начал обдумывать и штудировать свои дневниковые записи с точно зафиксированной информацией. Название своей будущей книги определил быстро: «Композитор Февзи Алиев», и в нее я включил историю крымской музыкальной культуры, караимскую и крымчакскую музыку, основы крымской вокальной методики, свои мемуары, отзывы известных современников о моей творческой деятельности и многое другое. С годами вышли двухтомник «Музыка Февзи Алиева» (2018 г.) и книга «Крымскотатарская музыка профессиональных композиторов» (2020 г.).
Все свои силы и весь свой потенциал я направлял на сохранение и развитие нашей музыкальной культуры. Одним из направлений в этой деятельности было создание эстрадного ансамбля «Дестан», который с потрясающим успехом выступал на протяжении 20 лет, собирая полные залы. Успеху и популярности «Дестана» способствовал его широкий и разнообразный репертуар. Приведу лишь несколько жанров, в которых ансамбль преуспел: хайтарма, ода-къа сиде, танго, техно-рэп, твист, румба… «Дестан» сегодня популярен в иной сфере, но также направленной на популяризацию нашей культуры.
Из наследия великого просветителя Исмаила Гаспринского и ректора Крымского инженерно-педагогического университета Февзи Якубова мы знаем, что если наш народ не хочет исчезнуть, то должен, постоянно развиваясь, двигаться вперед и только вперед!
Огге, огге, огге!
comments powered by HyperComments