Курс валют USD 0 EUR 0

На колесах по дорогам войны

Комментариев: 0
Просмотров: 398

К 100-летию со дня рождения

 

Тефиде МУХТЕРЕМ, заведующая музеем Амет-Хана Султана

Амет Мустафаев родился 10 июля 1921 года в д. Ай-Василь Ялтинского района Крымской области. Его отец — Тохтар Али Мустафа, не закончив Одесское торговое училище, вернулся домой. Занимался торговлей, женился на Хатидже Ашик,  дедушка которой был по национальности лаз из Турции.

У Тохтара Али и Хатидже родились трое детей: Айше, Амет, Эмине. Семья жила в достатке. В Ай-Василе у них был двухэтажный дом, 19 соток земли. С приходом советской власти начались массовые раскулачивания и репрессии.

Так 6 ноября 1937 года 85 мужчин, уроженцев д. Ай-Василь, ночью забрали из домов и увезли как «неблагонадежных». В их числе оказался и Тохтар Али Мустафа. Наступило время страха и разорения. 4 ноября 1938 года Тохтар Али Мустафа был расстрелян как «иностранный шпион». Горе и переживания подорвали здоровье его старшей дочери – Айше, ей было 20 лет, когда она умерла.

Сын Амет поступил в начальную школу в Ай-Василе, позже в средней школе Ялты закончил семилетку. Он проявлял большой интерес к технике, мечтал стать шофером, как его двоюродный брат Мустафа Сейдаметов — первый из их деревни водитель. А легендарный артист Хайри Эмир-заде был первым, кто приехал на машине в д. Ай-Василь.

В 1940 году Амета Мустафаева призвали в армию. Через год, в мае 1941 г., ему дали отпуск, и он приехал домой. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. С первых ее дней Амет Мустафаев рядовой-шофер. С февраля 1941 г. по декабрь 1943 г. — в 252-м Краснознаменном стрелковом полку 70-й ордена Ленина стрелковой дивизии. Он служил на 2-ом Украинском фронте, главнокомандующим был генерал армии (впоследствии Маршал Советского Союза) И.Конев.

Шоферы ездили на «Студебеккерах». Это были американские ленд-лизовские машины, которые не раз спасали жизнь водителям и солдатам. Однажды Амет Мустафаев наехал на мину, и взрывом оторвало колесо, но никто в машине не пострадал, потому что к днищу некоторых американских машин была прикреплена бронеплита толщиной 5 мм. Шоферы не меньше других рисковали жизнью, доставляя бойцов на фронт, подвозя боеприпасы, занимаясь снабжением.

Из воспоминания участника Великой Отечественной войны М. Клапоусова: «Тяжелые, да еще полностью груженные «Студебеккеры» застряли на болотистой, размытой дождем дороге, но благодаря неимоверным усилиям личного состава подразделения, а также благодаря тому, что все «Студебеккеры» были снабжены передними лебедками, снаряды были доставлены на батареи, но с опозданием. Опоздание было небольшое, немногим больше пяти минут, но на Курской дуге за такой проступок расстреливали…».

Во время тяжелейших боев под Курском в июле — августе 1943 года водители доставляли боеприпасы и топливо «Катюшам» и танкам. Делать это приходилось под бомбежками, артиллерийскими и минометными обстрелами, постоянно рискуя налететь на прорвавшиеся вражеские танки.

В октябре — декабре 1943 года войска 2-го Украинского фронта провели Пятихатскую и Знаменскую операции по расширению плацдарма, захваченного на правом берегу Днепра, участке от Кременчуга до Днепропетровска, и к 20 декабря вышли на подступы к Кировограду и Кривому Рогу.

Приказом №52 от 15 августа 1943 года по тылу Красной Армии был сформирован 1-й отдельный специальный автомобильный отряд и направлен в распоряжение начальника «Ирансовтранса». Рядового-шофера Амета Мустафаева направляют в Тегеран.

В то время действовал Закон о ленд-лизе, полное название — «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов», принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года. По этой программе Соединенные Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырье, включая нефтепродукты. Основными клиентами США стали страны Британского содружества наций и СССР. В Советский Союз в рамках ленд-лиза всего за годы войны с иранских предприятий было отправлено 184112 автомобилей. Автомобили перегонялись по следующим маршрутам: Тегеран — Ашхабад, Тегеран — Астара — Баку, Джульфа — Орджоникидзе. В 1945 году оба завода были демонтированы и вывезены в СССР.

Из справки Военного комиссариата г. Самарканда Узбекской ССР от 08.08.1970 г.:

«Мустафаев Амет проходил военную службу в составе действующей армии в период боевых действий, в том числе при выполнении интернационального долга, пребывании в партизанских отрядах и соединениях».

Перегон машин из Ирана, 1943 г.

 

После перегона машин из Тегерана в Среднюю Азию, Амета Мустафаева направляют в госпиталь города Бухары на излечение по ранениям с декабря 1943-го по май 1944 г.

12 мая 1944 г. Крым был освобожден от гитлеровских захватчиков. А 18 мая 1944 года Красная Армия с солдатами НКВД насильственно выселили и вывезли из своих домов крымских татар (старики, женщины и дети) из Крыма в Среднюю Азию. Амет Мустафаев уже был там, и в мае 1944 г. уволен в запас по болезни, согласно ст. 50 пр. НКО №336-42г… Многих воинов — крымских татар в 1942—1943 годах увозили в Среднюю Азию «как бы в тыл».

С сентября 1944 года Амет Мустафаев начал работать водителем в Самарканде. В 22 года стал инвалидом войны, увечье, связанное с пребыванием на фронте. Ранения сказывались болями в ногах, до конца жизни постоянно делал перевязки. У него была огромная сила воли к жизни.

В 1949 году в Самарканде Амет Мустафаев знакомится с Лейлей Апти, как и он, уроженкой д. Ай-Василь. Вскоре они создали семью, у них родились трое детей: Хатидже, Меджит, Али.

У Лейли отец — Меджит Апти — работал учителем, хорошо играл на кларнете, был одаренным музыкантом, но нотную грамоту не знал. Мать Лейли — Айше Эмирсалиеву, осиротевшую в младенчестве, удочерила семья Топуз, чью фамилию она и носила. Когда выросла, вышла замуж за Меджита Апти, она очень хорошо пела, получился хороший дуэт. У них родились трое детей: Лейля, Кязим, Рефат. В 1937 году подвергся репрессии и отец Лейли — Меджит. Младшему сыну Рефату на тот момент было два года. Меджита посадили на 10 лет в тюрьму в Коми АССР. В одном из писем из тюрьмы Меджит Апти написал о том, что видел во сне детей, но среди них не было младшего Рефата…  Сон оказался вещим. Рефат заболел корью и умер. Похоронили в д. Ай-Василь… О Меджите Апти до сих пор ничего неизвестно. Айше осталась с двумя детьми и была выслана из д. Ай-Василь Крымской АССР в Узбекистан в мае 1944 г.

Амет Мустафаев и Лейля Апти поженились. Так всю жизнь Амет Мустафаев проработал водителем в Самарканде. Он был удостоен в 1985 г. Ордена «Отечественной войны II ст.», в 1998 г. Указом Президента Украины — Медали Жукова.  О войне не любил вспоминать… Ветеран труда, инвалид 1 группы, крымский татарин, смог вернуться на родину в Крым, г. Ялту, только в 1992 году.

Умер 15 ноября 2000 года.  Похоронен в п. Ай-Василь (Васильевка), Ялта.

(Записано со слов дочери ветерана — Хатидже Мустафаевой.

Фото из семейного архива).

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог