Диляра АБИБУЛЛАЕВА,кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Крымского инженерно-педагогического университета
К 145-летию открытия школы
Во второй половине XIX в. начала активно создаваться вертикаль национального образования в России, в которой Крыму отводилась определенная важная роль. 27 марта 1870 г. высочайше были утверждены «Правила о мерах к образованию населяющих Россию народов». Российское правительство на законодательном уровне определилось с проблемой начального народного образования крымских татар.
После опубликования этого документа учебное начальство активно взялось за организацию русско-татарских министерских училищ (РТМУ) в Крыму. Первое такое училище было открыто в 1871 г. в Керчи. В последующие годы число училищ постепенно увеличивалось, и к 1905 г. их было уже 34.
Открытие татарских начальных училищ в уездных городах Крыма выявило острый недостаток в хорошо подготовленных педагогических кадрах, в связи с чем 27 марта 1872 г. министр народного просвещения граф Д.А. Толстой утвердил «Положение о татарских учительских школах в городах Симферополе и Уфе». Цель учреждения учительских школ заключалась в подготовке учителей для русско-татарских министерских училищ.
Согласно этому постановлению, 12 декабря 1872 г. в Симферополе была открыта татарская учительская школа, которая принадлежала к ведомству министерства народного просвещения (МНП) и подчинялась Одесскому учебному округу (ОдУО).
Нашей задачей в данной статье является попытка показать роль Симферопольской татарской учительской школы (СТУШ) в распространении светских знаний среди крымских татар и ее значение в формировании национальной интеллигенции.
Литературы о СТУШ немного. В работе известного востоковеда А.Е. Крымского «Школа, образование и литература у российских мусульман» была затронута проблема трудоустройства выпускников СТУШ; русско-татарских начальных школ в Крыму было мало, вакансии открывались нечасто, поэтому выпускники были вынуждены искать своим знаниям и силам иное применение.
В работе исследователя Т. Бояджиева «Крымскотатарская молодежь в революции. Краткий очерк из истории националистическо-буржуазного и коммунистического движения среди татарской молодежи Крыма» отражены интересные факты, характеризующие социально-политическую ситуацию среди крымскотатарских педагогов и интеллигенции, а также в СТУШ накануне Октябрьской революции 1917 года.
Данной проблеме посвящена статья Муаммера Эрдёнмеза «Акъмесджит къырымтатар оджалар окъув юртунынъ тарихындан (1872–1921)», в которой автор, используя архивный материал, осветил историю образования и деятельности СТУШ.
Комплексную, а главное, научную картину о СТУШ создал В.Ю. Ганкевич в своей фундаментальной работе «Очерки истории крымскотатарского народного образования (Реформирование этноконфессиональных учебных заведений мусульман в Таврической губернии в XIX — начале XX веках)».
В ходе исследования нам удалось ознакомиться с документами нескольких архивных хранилищ. В Российском государственном историческом архиве в г. Санкт-Петербурге был изучен фонд «Департамент народного просвещения Министерства народного просвещения» (ф. 733). В Государственном архиве при Совете министров Автономной Республики Крым в г. Симферополе интересующая нас информация в основном сосредоточена в нескольких фондах: «Директор народных училищ Таврической губернии» (ф. 100), «Симферопольская татарская учительская школа» (ф. 111), «Таврическое губернское правление» (ф. 27), «Канцелярия Таврического губернатора» (ф. 26). Кроме того, мы использовали документы и материалы Государственного архива Одесской области — фонда «Канцелярия попечителя Одесского учебного округа» (ф. 42). Настоящая работа базируется на архивных материалах, впервые вводится в научный оборот новый фактаж.Согласно положению о татарских учительских школах, Министерством народного просвещения был разработан и утвержден Устав, по которому обучение в СТУШ включало 4 класса с одногодичным курсом каждый: 3 класса с предметами общего образования, а 4-й класс предназначался для изучения основ педагогики и практики преподавания. При школе были открыты одногодичные, позже трехгодичные, подготовительные («приготовительные») классы для изучения русского языка.
В данном учебном заведении за счет казны должны были содержаться 30 учащихся, а сверхштатными воспитанниками могли быть стипендиаты земств, разных учреждений, частных лиц. Принимались «своекоштные» воспитанники с оплатой за полное содержание и обучение по 120 рублей в год. В СТУШ принимались только дети крымских татар всех сословий от 13 до 18 лет включительно.
Учебный курс составлял следующие предметы: русский язык, арифметика с кратким курсом геометрии и черчения, география, преимущественно России (с краткими сведениями о важнейших событиях изучаемых стран, особенно России, объяснения местных явлений природы), основы педагогики и дидактики, чистописание и рисование, мусульманское вероучение. Кроме того, за особую плату обучались гимнастике, а также пению и музыке.
Обучение в СТУШ было на русском языке, только мусульманское вероучение велось на крымскотатарском языке. Позже, с января 1907 г., в школе было введено преподавание крымскотатарского языка. Школа функционировала круглый год, за исключением мусульманских и христианских праздников. Учение продолжалось шесть дней в неделю, за исключением пятницы. Уставом школы определялся круг прав и обязанностей учащихся, регламентировалась вся их жизнь в стенах учебного заведения. Воспитанники, окончившие с успехом полный курс школы, получали аттестат с правом на звание учителя начального татарского училища.
Преподавателей в СТУШ определял попечитель ОдУО из лиц, имеющих право на звание уездного учителя соответствующих предметов. Педагогический коллектив школы в основном состоял из образованных и профессионально подготовленных преподавателей, которые долгие годы своей деятельности посвятили воспитанию и обучению крымскотатарских учителей. Так, преподаватель математики Майкопар Я.С. закончил Московскую гимназию и в СТУШ проработал 28 лет. Преподаватель Андреев В.Г., выпускник Новороссийского университета, в СТУШ работал 26 лет. Учитель подготовительного класса и надзиратель над воспитанниками Зубковский В.С. работал в течение 23 лет, он отличался ответственностью и умением работать с учащимися, поэтому был представлен 17 марта 1890 г. к почетной награде за отличную и усердную службу. Преподаватель подготовительного класса А. Лычагин был выпускником Лазаревского института восточных языков, в СТУШ работал 20 лет. Преподаватель рисования А.А. Ястребков смог вызвать у воспитанников особенную любовь к рисованию, и за три года его деятельности ежегодно один из выпускников школы поступал в Московское Строгановское училище технического рисования.
Ведущую роль в управлении школой играл инспектор, который избирался и утверждался попечителем ОдУО. В порядке службы ему подчинялся весь личный состав школы, кроме того, на него возлагалось преподавание педагогики и дидактики.
Первым инспектором СТУШ был З.И. Тахтаров, на долю которого выпали самые трудные годы обустройства школы и организации учебного процесса. В разные годы в должности инспектора СТУШ работали А. Б. Багатурьянц, И. И. Казас, М. Я. Дубровный, Х.А. Монастырлы, В.И.Филоненко, А.Ч. Муфти-заде, С.И.Благовещенский.
Согласно Уставу, в СТУШ был почетный попечитель, который избирался обществом татарских мурз на три года и утверждался попечителем ОдУО. Он имел право наблюдать за правильным ходом обучения учащихся, заботился об улучшении материального состояния учебного заведения. Первым попечителем СТУШ был Мемет-мурза Карашайский.
В период деятельности инспектора Дубровного М.Я. (декабрь 1894 — март 1903) попечителями были полковник Исмаил-мурза Муфтий-заде и надворный советник Саид-бей Булгаков. Благодаря их пожертвованиям в школе обучали сапожному ремеслу, был создан духовой оркестр, работал преподаватель музыки. Пожертвования почетных попечителей для школы были большим подспорьем, так как весь период своего существования школа постоянно испытывала недостаток государственных ассигнований на ее содержание.
Особой гордостью школы были ее выпускники, многие из которых работали учителями в городских и сельских татарских училищах Крыма. Так, по сведениям Таврической дирекции народных училищ, в 1891 г. учителями работали следующие бывшие воспитанники: Али Боданинский (г. Бахчисарай), Абдулла Ширинский (г. Карасувбазар), Ибраим Шейхаметов (г. Симферополь), Осман Османов (г. Евпатория), Юсуф Шерфеддинов (г. Феодосия), Осман Ногаев (г. Керчь), Зекерья Гафаров (дер. Бешуй), Махмуд Ахмедов (дер. Дуванкой), Аджи Абибулла-эфенди оглу Мамут (дер. Узенбаш), Аджи Халиль Хаитов (Армяно-Базарск), Байрам Али Сеиттаров (дер. Байгончик).
Некоторые выпускники СТУШ становились студентами высших учебных заведений Российской империи, Турции, Египта, а впоследствии они стали известными деятелями культуры и общественно-политической жизни крымских татар — это Исмаил Леманов, Али и Усеин Боданинские, Абдурефи Абиев, Абдурешид Медиев, Джелял Меинов, Сеит-Джелиль Хаттатов, Исмаил Фирдевс (Керимджанов), Асан Чергеев, Усеин Баличиев, Ягъя Шерфединов, Тейфук Бояджиев, Сейдамет Идрисов, Менсеит Джемилев, Селямет Крымтаев, Аппаз Ширинский, Осман Заатов и другие. Интересно рассмотреть более подробно творческий путь наиболее известных выпускников СТУШ.
Боданинский Али (1866–1920 гг.) в 1885 г. закончил СТУШ. Работал конторщиком в редакции газеты «Терджиман». С 1885 г. он работал учителем в Армянске, с 1888 г. – в Бахчисарае. В 1893 г. переехал в Симферополь и работал делопроизводителем в управе. Позже был уволен за вольнодумство. Во время революции 1905–1907 годов и позже активно участвовал в национальном движении «младотатар» вместе с А. Медиевым, А.-С. Айвазовым, У. Баличем и др. Интересовался фольклором, в 1914 г. издал сборник пословиц и поговорок крымских татар, перевел повесть «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя на крымскотатарский язык. В 1917 г. был избран депутатом Курултая, занимал левые позиции. С ноября 1918 г. – член большевистской партии. В 1919 г. был управляющим делами Совнаркома Крыма, отступал с отрядами Красной Армии. Погиб на фронте под Мелитополем летом 1920 г.. Поскольку другие первые коммунисты среди крымских татар (Исмаил Фирдевс, Вели Ибраимов, Сейдамет Идрисов) впоследствии были репрессированы, то единственным официально признанным героем гражданской войны остался Али Боданинский. Отец Али и Усеина Боданинских Абдурефи Эсадулла был учителем и известным просветителем среди крымских татар.
Леманов Исмаил (1871–1942 гг.) – ученый-языковед, педагог. В 1885–1890 гг. учился в СТУШ и за отличную учебу не раз получал награды I степени. После окончания школы в 1890 г. стал работать учителем в татарском училище в дер. Таракташ. В дальнейшем он учился в Стамбуле, в знаменитом университете Аль Азхар в Каире, в Санкт-Петербургском университете на факультете восточных языков, где изучал восточные языки, Коран, мусульманское право, историю. После окончания учебы И. Леманов преподавал русский язык в Бахчисарайском Зынджырлы-медресе. Кроме этого он открыл в г. Бахчисарае свою новометодную начальную школу для крымскотатарских детей. Больше всего он помогал И. Гаспринскому в «Терджимане», и в этой газете были опубликованы его работы «Татарские литераторы новой формации» и «История мусульманской цивилизации». И. Леманов был одним из тех выпускников, которые не прерывали связи со СТУШ. В 1908–1909 годы он читал лекции на педагогических курсах крымскотатарского языка, организованных при СТУШ для учителей РТМУ Крыма. После революции 1905–1907 годов И. Леманов приехал в Петербург. Там он стал секретарем мусульманской фракции депутатов Государственной Думы, редактировал в 1910–1912 годы их газету «Миллет» («Нация»). В 1917 г. был делегатом I Курултая. После революции 1917 г. работал в бюро переводов ЦИК Крымской АССР, принимал участие в редактировании юбилейного сборника «Весь Крым», который был издан в 1926 году. С 1921 г. был преподавателем крымскотатарского языка и литературы Крымского университета (пединститута), а с 1933 г. – доцентом и заведующим кафедрой крымскотатарского языка и литературы, среди преподавателей пединститута выделялся своими глубокими знаниями. И. Леманов выступал с докладом на Всесоюзном съезде тюркологов в 1926 г. в Баку, на II Всекрымской научно-орфографической конференции в 1929 году. В 1930-е годы, в период массовых репрессий, Леманов вынужден был уволиться из педагогического института. В 1934 г. он переехал в Ленинград, где работал в Институте востоковедения. В 1938 г. был арестован, его обвиняли в антисоветской «шпионской деятельности в пользу Германии, Турции, Англии». Однако кампания террора в стране после ликвидации Ежова несколько приутихла, а с места работы И. Леманову дали прекрасную характеристику, благодаря чему он был спасен от верной гибели. Скончался в 1942 г. в Ленинграде, во время блокады.
Медиев Абдурешид (1880–1912 гг.) – известный крымскотатарский общественно-политический деятель. С 1895 по 1902 гг. А. Медиев учился в СТУШ. Успешно закончив ее, стал работать учителем русского языка в РТМУ г. Карасубазара. Был одним из наиболее известных учителей-новометодников этого региона. А. Медиев возглавил политическую группу, которая возникла в 1900–1905 гг. и вела национально-революционную работу: проводила открытую, смелую критику русификаторской деятельности земств, сообщала о вопиющих безобразиях, творимых царской администрацией на восточных окраинах, о тяжелом положении крымскотатарского трудового населения. В 1906 г. А. Медиев основал и редактировал газету «Ватан хадими» («Слуга Отечества»), на страницах которой часто печатались его смелые статьи, принесшие ему большую известность. В 1907 г. он был избран городским головой Карасубазара и депутатом II Государственной Думы Российской империи от Таврической губернии в составе мусульманской группы, был ее секретарем. Неоднократно А. Медиев выступал с речами с Думской трибуны. Особого внимания заслуживает оглашенная им петиция крымскотатарского населения о земле Крыма, о последовательном лишении крымских татар земли, о налогах, задушивших крымского крестьянина, о произволе местных властей. Абдурешид Медиев был председателем мусульманского благотворительного общества в Карасубазаре, и благодаря его инициативе на средства этого общества в городе была открыта новометодная школа – мектебе-рушдие. Знаменательно, что эту школу в 1909 г. окончил известный крымскотатарский поэт, ученый-тюрколог Бекир Чобан-заде, который затем был отправлен А. Медиевым за счет средств благотворительного общества на учебу в Стамбул. Важно отметить, что А. Медиев был активным членом постоянной комиссии для рассмотрения и оценки учебных книг для татарских начальных школ, учрежденной при Таврической губернской земской управе 15 мая 1909 г. Он был известен не только как общественно-политический деятель, но и как талантливый публицист. Его многочисленные статьи под рубрикой «Крымские письма» печатались с 1902 по 1905 гг. в газете «Каспий». Они затрагивали самые разнообразные проблемы из жизни крымских татар.
Балич Усеин Вели (1884–?) – педагог, общественный деятель. Начальное образование он получил в сельской новометодной школе. В 1887–1902 гг. У.В. Балич учился в СТУШ, после окончания которой работал учителем в Алуште и Симеизе с 1903 по 1907 годы. С 1905 г. он принимал участие в революционном движении, в 1907 г. был арестован и выслан за пределы Крыма. Провел 3 месяца в Турции, после возвращения работал в городской управе Бахчисарая. В апреле 1917 г. он переехал в Ялту, где был избран членом земской управы и заведующим отделом народного образования. В 1918–1919 гг. У.В. Балич работал в Директории (правительство Курултая) в качестве инструктора финансовой комиссии. Одновременно он сотрудничал с большевиками и подал заявление о принятии его в партию. Заявление не было рассмотрено в связи с занятием Крыма войсками Деникина, он скрывался и вел подпольную борьбу против белых. С установлением советской власти У.В. Балич был принят в партию большевиков в ноябре 1920 г. До июня 1921 г. работал заведующим отделом народного образования Ялтинского ревкома. С июля по ноябрь 1921 г. он был членом Крымревкома и заведующим Крымским народным образованием. Затем в Москве с 1922 по 1923 гг. был представителем Крымской АССР при Наркомнаце РСФСР. После возвращения в Крым был заместителем председателя ЦИК Крымской АССР. В октябре 1924 г. Балич стал наркомом просвещения. На этом посту он боролся за развитие школьного образования на родном крымскотатарском языке, требовал ассигнований на строительство и материальное обеспечение учителей. Выступал с предложениями восстановления в Крыму университета и медицинского факультета. В марте 1928 г. он был снят с поста наркома как причастный к делу Вели Ибраимова. В июне этого же года был исключен из партии с мотивировкой «за сокрытие своего контрреволюционного прошлого» и был отдан под суд. В январе 1929 г. был осужден на 3 года заключения. По кассации ему оставили 1,5 года. В марте 1930 г. был арестован во второй раз и приговорен к 10 годам лагерей. Был отправлен на Соловки. По некоторым данным, У.В. Балич был освобожден в 1939 г. и жил в Узбекистане. Время и место смерти установить не удалось.
Заатов Осман (1875–1920 гг.) – преподаватель. В 1895 г. О. Заатов был принят в СТУШ в III отделение приготовительного класса, учился в одном классе с А. Медиевым и Д. Меиновым. Окончив учительскую школу в 1902 г., стал работать преподавателем в Симферопольском РТМУ. В России знали Османа Заатова по его «Полному русско-татарскому словарю крымскотатарского наречия» и «Краткому практическому учебнику татарского языка (этимология) для русских». Известна его переводческая деятельность, он сделал перевод трагедии «Скупой рыцарь» А.С. Пушкина. В его переводе пьеса «Скупой рыцарь» не раз ставилась на сцене в Бахчисарае в любительских спектаклях и пользовалась большой популярностью среди крымскотатарской публики. О. Заатов принимал активное участие в общественно-политической жизни своего народа. В 1906 г. был избран в комиссию для пересмотра программы мектебе-рушдие при Обществе пособия бедным мусульманам Крыма.
Боданинский Усеин (1877–1938 гг.) – ученый-этнограф, художник, искусствовед. Родился в семье народного учителя, рано потерял родителей, воспитывался в семье у старшей сестры. Позже жил в семье старшего брата Али в Армянске и Бахчисарае. Окончив народную школу, поступил в СТУШ, где проучился с 1888 по 1896 гг. Здесь он проявил большую любовь и способности к рисованию, и поэтому был отправлен на обучение в Московское художественно-промышленное училище за счет мусульманского благотворительного общества. Окончил Строгановское училище по мастерской К.А. Коровина в 1905 г. со званием по прикладному искусству. В 1905–1907 гг. преподавал рисование в коммерческом училище Симферополя, затем вернулся в Строгановское училище, где занимал различные должности. В 1917–1919 гг. работал в Петербурге на декоративных росписях зданий. Одновременно он совершенствовал свое мастерство, посетив в 1907–1909 гг. Стамбул, Париж, Мюнхен и Дрезден. В 1912 г. совершил поездку в Италию со специальным заданием изучить монументальную живопись итальянского Возрождения. В 1917–1920 гг. принимал активное участие в общественно-политической жизни Крыма, избирался депутатом Курултая. В 1917 г. возглавил созданный в Бахчисарае Дворец-музей. С этого времени главной его целью стало изучение истории, археологии, этнографии и художественных промыслов крымских татар, собирание и хранение памятников материальной и духовной культуры своего народа. Благодаря авторитету и энергии Боданинского Бахчисарайский Дворец-музей стал крупнейшим в Крыму и превратился в научный центр краеведческой и культурно-просветительской работы. У. Боданинский прочел много лекций об искусстве крымских татар, как в Бахчисарае, так и в Симферополе – в пединституте, на рабфаке, в рабочих клубах. Он был одним из наиболее авторитетных и продуктивных ученых-этнографов Крыма. Его научные труды печатались в журналах «Новый Восток», «Крым», «Илери», «Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии» (ТОИАЭ). Он был активным членом этого общества. В 1924–1929 гг. У. Боданинский был один из организаторов, руководителей археологических и этнографических экспедиций в Кырк Азизлер, Эски Юрт, Старый Крым, Чуфут-Кале и др. В 1925–1926 гг. он был художником-консультантом первых игровых и документальных фильмов из жизни крымских татар «Алим» и «Ешиль-Ада». В 1934 г. У.Боданинский был отстранен от заведования Бахчисарайским музеем. В 1935–1937 гг. он выполнял различные декоративные работы на стройках в Москве и Тбилиси, где его и арестовали по надуманному обвинению в национализме. Был приговорен к высшей мере наказания, и 17 апреля 1938 года расстрелян.
Хаттатов Сеит-Джелил (1874–1938 гг.) – известный общественно-политический деятель. С.-Д. Хаттатов, сын Бахчисарайского мещанина Хаттата Усеина эфенди Асан оглу, в 1889 г. был принят в СТУШ казеннокоштным воспитанником во 2-е отделение приготовительного класса, в 1894 г. успешно закончил ее и начал работать учителем в татарской школе. В 1905 г. Хаттатов С.-Д. был одним из активных деятелей антимонархического революционного движения. В 1910 г. он был избран председателем правления Бахчисарайского мусульманского благотворительного общества, в 1913 г. – гласным Бахчисарайской городской Думы. 25 марта 1917 года под его председательством состоялся Съезд мусульман Крыма, на котором Хаттатов был избран членом Крымского мусульманского исполнительного комитета (Мусисполкома), делегатом Всероссийского мусульманского съезда. 18 декабря 1917 года крымскотатарский парламент сформировал национальное правительство (Директорию), в составе которого С.-Д. Хататтов занимал пост директора (министра) финансов и вакуфов, был членом крымскотатарской национальной политической партии «Милли фирка», а в 1920 г. – председателем ЦК партии. На Всекрымском учредительном съезде Советов (ноябрь 1921 года) он был избран кандидатом в члены КрымЦИКа. В 1928 г. С.-Д. Хаттатов был арестован первый раз по делу «Милли фирка». Второй раз его арестовали в 1937 г. и расстреляли 17 апреля 1938 года.
Чергеев Асан (1879–1946 гг.) – поэт. Начальное образование получил в местной школе, в дер. Ачикеч Перекопского уезда. С 1892 по 1899 гг. учился в СТУШ. После окончания учебы возвратился в родную деревню и работал в земстве. В 1909 г. Чергеев переехал в Симферополь и стал работать учителем. В том же году выходит в свет его первая поэма «Эшит, мевта не сёйлеюр!» («Послушай, что говорит покойник!»). Поэма была издана отдельной брошюрой, объемом в 12 страниц, в Джанкойской типографии. В этом произведении остро критиковалась политика царских властей, за что автор в 1912 г. был осужден и брошен в тюрьму. Но уже в 1913 г., попав под амнистию в честь 300-летия династии Романовых, он был освобожден. В 1914–1920 гг. состоял на военной службе, а затем работал учителем в разных районах Крыма. Свою творческую деятельность А. Чергеев начал еще во время учебы в Симферопольской учительской школе. В таких произведениях, как «Къарт багъчаджы» («Старый садовник») (1899), «Козьяш хан чешмеси» («Фонтан слез») (1908), «Аджы Ислям молла», «Омюр – чыракъ» («Жизнь – свеча») и др., переплетаются лирические мотивы с сатирой на различные общественные явления. Произведения А. Чергеева «Такъдир» («Судьба») (1917), «Айванлар не айталар» («Что говорят животные») (1928), «Тильки ве къоян» («Лисица и заяц») (1928) были изданы отдельными книжечками. По свидетельству газеты «Переводчик – Терджиман», в 1913 г. А. Чергеев переводил на крымскотатарский язык книгу И. Муфтий-заде «Военная служба мусульман Крыма» («Къырым мусульманларынынъ аскерий хызмети»). В послевоенный период некоторые его произведения печатались в газете «Янъы дюнья» («Новый мир») (1991, № 39), в книгах «Эдебият хрестоматиясы» («Хрестоматия по литературе») (1971) и «Саадет ичюн» («За счастье») (1976).
Меинов Джелял (1881–1938 гг.) – писатель, режиссер. С 1895 по 1902 годы Д. Меинов учился в СТУШ. В 1906 г. окончил гимназию в Феодосии и поступил в Новороссийский университет (в Одессе). В 1910 г. преподавал русский язык в земском училище Бахчисарая. С середины 1920-х годов работал режиссером Крымского государственного татарского театра, публиковал театральные рецензии в газетах и журналах. В 1928 г. Д. Меинов был обвинен в национализме и выслан в Узбекистан. В 1930 г. вместе с узбекским режиссером М. Уйгуном поставил в Ташкентском театре пьесу «Алим айдамакъ». Дальнейшая его судьба неизвестна.
Абиев Абдурефи (1879–1938 гг.) – художник. В 1891–1898 гг. учился в СТУШ, затем продолжил свое образование в Москве, в Строгановском центральном училище технического рисования, которое закончил в 1906 г. со званием «художник по прикладному искусству». Стипендию ему оплачивал известный меценат Исмаил Муфтий-заде. В 1907 г. Абиев продолжил свое образование в Париже. Затем некоторое время работал модельером на мебельной фабрике в Ростове (1908–1910). О последующей жизни А. Абиева известны отрывочные сведения. В конце 1920-х годов был директором Бахчисарайского техникума. Преподавал специальные предметы в Симферопольском художественном техникуме (1938). Его кисти принадлежат следующие работы: «Портрет жены», «Архитектурный пейзаж», «Интерьер дома».
Бояджиев Тейфук (1900–1938 гг.) – общественный деятель, публицист. Согласно решению педсовета от 19 сентября 1917 года, Т. Бояджиев был принят в 3-й класс СТУШ после выхода из 2 класса по домашним обстоятельствам. Рано включился в политическую деятельность. В 1917–1918 гг. – член ученической миллифирковской организации «Бирлик». В 1920-е годы – один из лидеров крымского комсомола. С 1924 по 1935 гг. состоял в партии. В 1930 г. была опубликована его работа «Крымскотатарская молодежь в революции». Работал заведующим областной советской партшколой, ректором Комвуза, редактором газеты «Енъи дюнья» (1931–1934 гг.). В 1934 г., когда стал выходить журнал «Литература и искусство Крыма», вошел в состав редколлегии. Исключен из партии в 1935 г. Арестован 11 марта 1937 г. Бояджиеву было предъявлено обвинение в том, что он проводил «подрывную работу на идеологическом фронте», был связан с «агентами» турецкой разведки М. Бекировым, М. Недимом. Виновным себя не признал; 2 ноября 1938 г. был приговорен к расстрелу.
Фирдевс (Керимжанов) Исмаил (1888–1937 гг.) – педагог, общественный деятель. В 1906 г. окончил с отличием СТУШ и начал работать учителем. В 1913 г. был выслан из Алушты и лишен права учительствовать. В 1917 г. находился в Москве, в мае был принят в большевистскую партию. В декабре направлен в Крым. В советских правительствах 1918–1919 гг. занимал должности наркома по делам национальностей, наркома по иностранным делам, заместителя председателя ЧК, секретаря ЦИК. С июля 1919 г. по сентябрь 1920 г. – на партийной и государственной работе в Казани. После занятия Крыма советскими войсками был Председателем комитета по народному образованию, позже — наркомом юстиции (1922–1923 гг.). Участник антисталинской группировки М.Х. Султан-Галиева. В 1926 г. был отозван из Крыма, работал в Ростове инспектором краевого отдела народного образования. В 1929 г. арестован, в следующем году был приговорен к высшей мере наказания, которая была заменена на 10 лет лагерей. Во время отбывания наказания в лагере на Соловках повторно осужден, приговорен к смертной казни и расстрелян.
Шерфединов Ягъя (1894–1975 гг.) – композитор. В 1909 г. был принят в СТУШ в первый класс. Окончив в 1913 г. школу, поступил в Петербургскую «Школу поощрения художеств», где проучился два года. Из-за нехватки средств был вынужден оставить учебу и вернуться в Крым. Стал работать учителем в дер. Сараймен Керченского района, затем — в Феодосии. В это время знакомится со многими знатоками народных песен и музыки, записывает мелодии, организует самодеятельные коллективы, выезжает с концертами в села Крыма. Музыка становится главным предметом его творчества. В познании народной музыки немаловажную роль сыграла встреча с известным армянским композитором А.Спендиаровым, жившим тогда в Крыму. В 1927–1931 гг. Шерфединов учится в Московской консерватории. После ее окончания возвращается в Крым, где работает музыкальным редактором радиокомитета, затем — заместителем художественного руководителя Крымского государственного татарского театра. В это же время в Москве публикуется сборник вокальных и танцевальных мелодий крымскотатарской народной музыки, собранной и обработанной Я. Шерфединовым С 1939 г. работал художественным руководителем Государственного ансамбля песни и танца Крымской АССР. В этот период им была написана музыка к спектаклям «Ишлеген тишлер» («Ест тот, кто работает»), «Алим», «Арзы къыз» (совместно с И.Бахшишем по пьесе Ю. Болата), хоровая сюита «Юзюк оюн йырлары» («Песня для танца с обручальными кольцами»), а также «Крымская сюита» для симфонического оркестра. В 1940 г. Я. Шерфединову было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Крымской АССР. В октябре 1941 г. был эвакуирован с семьей в Ташкент. Работал на различных должностях в театрах Андижана, Ташкента. В 1955–1956 гг. была осуществлена запись 70 крымскотатарских песен и инструментальных мелодий в Бекабаде. В 1971 г. Шерфединову было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР». На протяжении более чем 50-летнего творческого пути композитор написал много песен, а также сочинений крупной формы.
Таким образом, значение СТУШ заключалось в том, что она долгие годы была единственным специальным учебным заведением для крымских татар и являлась центром формирования национальной интеллигенции, так как учащиеся получали здесь светское государственное образование. Выпускники СТУШ работали учителями в крымскотатарских школах, некоторые получили высшее образование в престижных учебных заведениях Российской империи и за ее пределами, стали известными журналистами, писателями, художниками, композиторами, учеными и видными политиками. Они внесли весомый вклад в развитие культуры и образования крымских татар. Они были выразителями интересов своего народа, и по этой причине в самом расцвете жизненных и творческих сил стали жертвами сталинских репрессий. Богатая и интересная история Симферопольской татарской учительской школы является составной частью истории развития народного образования крымских татар и истории Крыма в целом.
comments powered by HyperComments