Впервые опубликовано в газете «Переводчик-Терджиман» в 1888 году, 16 мая, №18, без подписи
Громадное большинство мусульман, состоящих на государственной службе, занимает самые высшие места в служебной иерархии. Это большей частью переводчики, канцеляристы, приставы, дистанционные начальники, юнкеры, корнеты, поручики, учителя народных школ и изредка помощники исправника, уездного начальника, капитаны, подполковники.
Генералов между нами очень немного, да и те обязаны более почету и происхождению, чем делу, ибо мы не знаем генерала-мусульманина, который бы нес соответственную службу.
Что же это значит? Неужели мы не можем занимать более высоких должностей и совладать с большей работой, чем полагается приставу, корнету или сельскому учителю? Задав этот вопрос, мы ответим на него фактами, что есть мусульмане, занимающие должности инспектора учительской школы, судебного следователя, члена окружного суда, командира полка, командира батареи, мирового судьи по выбору и по назначению, а также начальника округа, с правами почти губернаторскими.
Очевидно, что если громадное большинство из нас остается на первых ступенях служебной лестницы, то это происходит от нашей малой подготовки. Нельзя же в самом деле, чтобы человек малограмотный и совсем не просвещенный занимал такие должности, которые требуют обширных сведений и широких взглядов на вещи!
В Турции из армян и болгар есть министры и сановники. Но эти люди, зная очень хорошо по-своему, отлично знают также турецкую и арабскую грамоту, не говоря уже о специальном обучении, полученном в Европе. Мы же, к сожалению, очень плохо знаем по-мусульмански, еще менее по-русски, не говоря уже о том, что о специальной подготовке мы и во сне еще не видим.
Мы говорим все это к тому, чтобы пригласить служащих и привилегированных мусульман серьезно озаботиться воспитанием и просвещением подрастающего поколения. Раз оно будет более подготовлено, оно пойдет и далее нас.
Если наше служебное положение не блестяще, будем винить только себя. Это лучшее лекарство залечить наше больное место и произвести здоровое поколение.
Не будем говорить комплиментов самим себе, не будем сетовать на судьбу, неудачи и прочее, а подумаем, как и чем поднять, улучшить наше состояние и обеспечить будущность.
Бережливость, взаимопомощь и, возможно, широкое восточное и европейское образование — вот что необходимо нам на первых порах.
Мы должны стоять и идти впереди нашего мусульманского общества. Своими знаниями и серьезной жизнью должны заслужить его любовь и уважение, тогда цена и значение наши найдут должную оценку и, как люди знающие и влиятельные, мы будем полезны и необходимы на службе общественной и государственной.
Первое, с чего мы должны начать, это подготовить к лучшей жизни наших детей, чтобы будущее наше поколение было более нас богато знаниями, более одарено любовью к народу, представителем коего оно будет являться. Тогда оно займет лучшее положение, чем мы, и жизнь его будет плодотворней как для них, так и для мусульманского общества. Давайте детям основательное знание родной грамоты и литературы; не жалейте средств на их просвещение; воспитывайте в них добрые чувства и воззрения на жизнь и деятельность — и будьте уверенны, они пойдут далеко вперед, они сами найдут себе дорогу, дорогу блестящую, славную.
Кто из интеллигентных мусульман не знает почтенного имени г<осподина> Алиханова1, начальника Мервского округа? Вот пример и надежда для нашего молодого поколения. Его энергия — это образец; его высокий пост — это указание, что способный и честный мусульманин будет замечен и оценен правительством.
1) Максуд Алиханов-Аварский (1846 – 1907) – российский военный деятель, генерал-лейтенант, первый начальник Мервского округа Закаспийской области.
comments powered by HyperComments