Фельетон
Статья И. Гаспринского, опубликованная в газете «Переводчик-Терджиман» за 1884 г.
1884 — 8 февраля, № 5
Было значительное общество. Речь шла о жизни и цивилизации. Одно важное лицо, прервав мою речь, с горячностью обратилось к присутствующим: «Господа, я думаю, что уклоняться от судьбы или предопределения бесполезно; все, что предначертано свыше для нас, людей, неминуемо. Наука и искусство не предотвратят грозящие нам бедствия и несчастья. Остается, предавшись воле Божьей, терпеливо, безропотно нести свой жребий… Вообще, настоящая жизнь, с ее утехами и стремлениями, не вечна и обманчива; не стоит она ни труда, ни хлопот, тем более, что все святые и пророки осуждали настоящую жизнь, восхваляя лишь будущую вечность…».
В этом смысле почтенный мулла говорил с оживлением и приводил изречения Корана и пророка.
Когда жар его несколько остыл, я взял позволение возразить… «Почтенный эфенди, – сказал я, – в подкрепление ваших положений мы могли бы привести еще иные изречения и соображения, но имейте в виду, что увидеть гору еще не значит открыть сокрытые в ней минералы. Первое легко, но второе куда как трудно. Не забывайте, что язык Корана и пророков, подобно языку соловья, столь разнообразен и разнозвучен, что не каждому животному дается его постигнуть…
Надо быть покорным судьбе, но только после разумных стремлений и труда. Не вспахав и не посеяв, ожидать урожая и надеяться на милость судьбы не есть вера, а прямо глупость! Прежде исполни все требования разумного земледелия, а потом уже полагайся на судьбу и милость Божества. Один араб спросил у пророка: завязать ли ноги моего верблюда на ночь или предоставить его воле и попечению Аллаха? Пророк отвечал: «Прежде обвяжи ноги, а затем предоставь воле Божьей».
Известно, что все деятели и пророки сообразовали свою деятельность с требованиями места и времени. Почему же нам оставлять все на волю судьбы? Бездеятельность и тупое ожидание судьбы, предопределения есть ложное убеждение, ибо Аллах приказал [стремиться] и работать согласно разумным желаниям.
Представьте себе хозяина, который молча вручает работнику топор. Несомненно, это есть указание, что следует что-либо рубить или отрубить…
Аллах одарил нас глазами, руками, ногами, разумом, способностью мышления. Но есть ли это символическое указание на обязательность труда? Не говорит ли этим Создатель – не сидите сложа руки, смотрите, что делается кругом, не погружайте в море бессмыслия ваши головы – изуча[йте] науку, искусство и ремесла и затем уж надейтесь на Меня?
Таково должно быть разумное подчинение предопределению.
Теперь скажем два слова об утехах настоящей жизни, о богатствах бренного мира. Нет никакого основания осуждать материи, служащие жизни человека. Золото, серебро, всякого рода вещи и богатства не худы сами по себе, но могут быть таковыми в переносном смысле, если служат безнравственному употреблению, противно указаниям правды и заповедей Божьих.
comments powered by HyperComments