В. Радлов с внучками
К 180-летию ученого
Увлечение юного Фридриха Вильгельма Радлова круто изменило его жизнь. Вряд ли кто мог предположить, что через несколько лет единственный сын городского комиссара полиции вскоре сменит имя и подданство и станет выдающимся российским востоковедом-тюркологом, внесет неоценимый вклад в изучение тюркских языков и народов.
Родился Фридрих в Берлине 5 (17) января 1837 года. Был любознательным и старательным учеником гимназии. В 1854 году он поступил на философский факультет Берлинского университета. Но вскоре к теологии и гербартианству (философское течение), которым вначале юноша отдавал предпочтение, был утрачен интерес и его увлекло языкознание. Содержательные лекции ученых Франца Боппа и Августа Потта в берлинском и галльском университетах открыли для него новый мир. Особенно его очаровал восток. Лекции знатока восточных языков Вильгельма Шотта заинтересовали студента Радлова урало-алтайскими языками. Одержимый идеей глубокого изучения этих языков, он решил ехать в Россию и принялся за овладение русским. Защитив в Йенском университете диссертацию «О влиянии религии на народы Азии», Радлов в степени доктора философии с рекомендательным письмом В. Шота летом 1858 года прибыл в Санкт-Петербург. Перебивался частными уроками, совершенствовался в русском языке, пока случайно не познакомился с российским дипломатом бароном П. Мейендорфом. Предложение места преподавателя немецкого и латинского языков в Барнаульском Высшем горном училище (позже преобразованном в гимназию) с жалованьем в 1000 рублей и 700 рублей для исследовательских поездок в Алтайском округе в течение 5 лет было с воодушевлением принято молодым ученым. Экзаменационный комитет Императорского университета, оценив его знания, признал достойным звания учителя немецкого языка в гимназиях. В мае 1859 года Фридрих Вильгельм Радлов принял присягу на верность и подданство России и стал Василием Васильевичем Радловым.
С этого удивительного Алтайского края началась подвижническая деятельность Радлова. Он с небывалым энтузиазмом занялся изучением местных тюркских языков, фольклора и истории. Днем Радлов преподавал, а вечерами сам становился прилежным учеником, осваивая местную речь. В Барнауле Радлов женился на приехавшей вслед за ним невесте, народной учительнице Паулине Августовне Фромм, с которой был обручен в Берлине. Здесь в семье, поддерживающей традиции лютеранской религии, родилось пятеро детей. Во время ежегодных летних экспедиций ученый овладел и другими местными наречиями. Побывав в Средней Азии, он расширил круг изучаемых языков.
С 1866 по 1907 годы научные изыскания ученого легли в основу фундаментального труда «Образцы народной литературы тюркских племен…», принесшего автору всемирную славу. На основе полевых исследований Радлова было осуществлено издание «Опыт словаря тюркских наречий» (24 выпуска, объединенных в 4 тома). Алтайские изыскания Радлова были отмечены плодотворностью и многими научными открытиями. Он раскопал свыше 100 различных археологических памятников, в том числе Большой Катандинский курган.
В 1871 году В. Радлов был назначен инспектором татарских, башкирских и киргизских (казахских) школ учебного округа и до 1884 года жил в Казани. Вскоре переехал в Петербург, где был избран «ординарным академиком по части истории и древностей азиатских народов».
В 1885-1890-е – директор Азиатского музея АН, 1894 -1918 – директор Музея антропологии и этнографии АН. Василий Радлов – автор около 150 работ, в том числе и на многих тюркских языках.
В 1886 году В. Радлов отправился в Крым для изучения языка крымских татар, на следующий год – в Литву и Волынь для исследования караимского диалекта.
В 1891 году он возглавил экспедицию, снаряженную Императорской Академией Наук для исследования древних памятников долины р. Орхон в Монголии, во время которой были открыты тюркские рунические надписи.
В 7 транслитерированном томе «Образцов» В. Радлова собраны произведения на крымских диалектах. Часть тома озаглавлена: «Народные песни, поговорки, загадки, отгадки дрожаний человеческого тела, сказки, рассказы крымских караимов»; «Меджума». Также включены разделы: Бахчисарай; Озенбаш; Истиле; Каралез; Мисхор; Буйук ламбат; Ускут; Буйук Ходжалар; Кефе; Карасубазар; Асау; Дейир, Когенни Кийат; Козлеве. В введении на русском языке Радлов дает общую информацию о Крыме, подробно останавливается на диалектах крымскотатарского языка, деля их на 3 группы: Ялыбой (южный); Орта йолак (средний); Чоль агзы (северный).
На 81 году жизни 12 мая 1918 г. В.Радлов скончался. «В лице Василия Васильевича русская наука потеряла одного из самых блестящих своих представителей», — отметил в некрологе известный антрополог и этнограф Сергей Широкогоров.
Полине Матвеевой, занимающейся исследованием жизни и деятельности В.Радлова, удалось отыскать сведения о том, что ученый завещал установить на своей могиле огромный валун – по подобию памятника на могиле Артура Хазелиуса, основателя шведского Скансена — первого в мире этнографического комплекса-музея под открытым небом.
Памятник академику находится в Петербурге, на Васильевском острове, в лютеранской части Смоленского кладбища, и представляет собой фамильное захоронение пяти человек. В 1899 году сам академик Радлов установил на этом месте памятник своей супруге Паулине. На памятнике также выбито имя сына ученого – Александра. На двух торцах памятника сохранились имена дочери Нины и, по всей видимости, внучки академика, умершей в младенчестве.
«К сожалению, на сегодняшний день даже заинтересованный человек не сразу поймет, что в этом месте похоронен великий тюрколог. И дело даже не в том, что долгое время за могилой никто не ухаживал, — имя академика выбито на цоколе памятника, практически у земли. Летом надпись закрывает трава, зимой – снег, да и качество надписи оставляет желать лучшего», — писала в одной из своих работ историк Полина Матвеева.
В рамках подготовки к празднованию юбилея академика Радлова планировалось восстановить и мраморный постамент, и фигуру ангела, половина которой была утрачена в годы войны. Надеемся, что эта задача была реализована.
comments powered by HyperComments