Курс валют USD 0 EUR 0

Nizie Emirshah: Художник чувствует время, а Время диктует моду

Комментариев: 0
Просмотров: 547

Низе Эмиршах на показе своей коллекции

Крымскотатарские элементы — в современность

Так или иначе, но веяния изменчивой моды мы можем воспринимать или отвергать, критиковать или оставаться к ним равнодушными, но не замечать, наверное, не сможем. Опираясь на вековые традиции различных культур и народов, создаются модные тенденции современной одежды. Неслучайно к этностилю вновь и вновь обращают свои взоры известные дизайнеры и модельеры, этнические мотивы успешно миксуются в удивительных образах знаменитых брендов. Но даже от неопытного глаза не ускользают элементы японского кимоно, греческого стиля, русского кокошника или украинской вышиванки, поражающие разнообразием фасонов. Покорить подиумы мировой моды коллекцией современной одежды с крымскотатарской этникой — этим амбициозным проектом десять лет назад озадачилась молодой дизайнер Низе Эмиршах, и вот, участие в ряде фэшн-выставок и конкурсов в Украине, России и Казахстане, наконец, в начале этого года увенчались успешной презентацией новой коллекции на неделе моды в Милане, а затем в Париже.

Фесы, эль-кап и къасиде, орнаменты и элементы традиционной крымскотатарской одежды, использованные в современных стилизованных нарядах, под объективами десятков фото— и телекамер и восторженные возгласы «Браво!» представляли миру наш современный Крым и нашу современную культуру. Впервые о коллекции с крымскотатарским брендом «NIZIE» заговорили многие: в мире – с интересом и восхищением, на родине – кто с гордостью, а кто с настороженностью и возмущением. Но такова она, Ее Величество Мода. В одночасье возводимая одними на самый высокий пьедестал, а другими отвергаемая на задворки дожидаться своего часа.

«Коллекции» из бабушкиного сундука

В детстве Низе Эмиршах пробовала себя в рисовании, керамике, флористике и танцах, занимаясь в кружках во Дворце пионеров, пока в подростковом возрасте, желая выглядеть не как все, не добралась до бабушкиного сундука. Тут пошли в ход годами откладывавшиеся в приданое внучкам ткани. Из них Низе создавала новые образы для себя, порой выдерживая серьезное противостояние с Сюндюз-буюкана, которая отстаивала нерушимость вековых традиций — до поры до времени не покушаться на «сундучное» богатство. Но у внучки, унаследовавшей от бабушки упорство, было на этот счет свое мнение: чего тканям годами без толку лежать, когда можно столько интересного из них сотворить. И вот, спустя годы, наряды от «NIZIE» не лежат в сундуках, а блистают на подиумах, показах, конкурсах и сценах. Наверное, недалек тот час, когда линию одежды с ее брендом запустят в производство.

Неприятный опыт меня закалил

– В одном из интервью вы отметили, что были отчислены из университета, а 10 лет спустя вам аплодировали в Милане. Считаете ли вы это закономерным для творческой личности, несколько опережающей свое время? Возможно, это и подстегнуло к дальнейшему совершенствованию и развитию?

— Поступив на факультет изобразительного и декоративно-прикладного искусства Крымского индустриально-педагогического факультета, я столкнулась с рядом трудностей и вопросов: как, не имея базы, основ (к тому же я левша), переходить к довольно сложным заданиям по пошиву и эскизам? К сожалению, университетская система образования не предусматривала базового уровня, нужно было поступать подготовленным. Опыт исключения из университета для меня был неприятен, но поучителен. Надо заметить, он меня закалил. Решив начать с азов, я поступила в училище сервиса и дизайна, которое окончила с красным дипломом, получив специальность «портной-закройщик». С первого курса занималась индивидуальными заказами, а потом, уже с достаточно серьезной базой и опытом, вновь вернулась на второй курс КИПУ. Это был уже другой уровень. Я участвовала в конкурсах и выставках, выезжала на обучающие курсы по композиции костюма в Киев, Москву, изучала различные виды кроя. Одним словом, чем глубже погружаешься в процесс, тем больше открываешь для себя новое. Это увлекает и дает новый стимул к развитию, самосовершенствованию.

– Что для вас Высокая мода, стиль? Как она взаимодействует с крымскотатарской этникой?

— Мне нравится все, что связано с модой, дизайном, искусством и даже хотелось бы в интернете вести образовательный блог на эти темы. Дизайнерская одежда, как правило, в единственном экземпляре.

Высокая Мода – это прежде всего искусство. Подиумная коллекция высокого уровня, она сравнима с искусством, она может и не иметь функционального значения. Высокая мода – это эмоциональный фон, эстетический рисунок, который может потом разбираться по деталям, отдельным элементам и вноситься с коррективами в серию, в жизнь. Вдохновленные подиумными показами модельеры создают моду и запускают в массы. Что касается этники – это культура народа, этноса. Традиционная одежда, к сожалению, останется в музеях как история, традиция, по ней мы можем создавать традиционный образ, знать, как это выглядело в определенную эпоху, но она уже никогда не выйдет на улицу, не войдет в массы. Мы вносим определенные детали этники в современную моду, но ни в коем образе не представляем как традиционный этнический костюм.

– Откуда взялась идея создания ткани с крымскотатарским ДНК? Кто помогал с созданием орнамента для этого полотна? Расскажите немного о команде своих единомышленников.

— Уникальные элементы, детали и аксессуары, свойственные только крымскотатарской традиционной одежде, должны были быть представлены миру. И поскольку я прежде всего дизайнер-современник, мне захотелось, чтобы люди сегодня вместо джинсов носили модную одежду с элементами моей национальной культуры, с крымскотатарским орнаментом. В своей новой коллекции я применила эль-кап, фес, къасиде (серебряный амулет), традиционную крымскотатарскую рубаху в пол с широким рукавом, укоротила традиционное платье, превратив его в пиджак. Я когда-то изучала традиционный костюм самостоятельно, консультировалась с художником Мамутом Чурлу, этнографом Ульвие Аблаевой. У меня есть папки с различной информацией по истории костюма, с разнообразными наработками и эскизами. Когда возникли проблемы с подбором подходящих тканей для моей новой коллекции, нам пришлось создать ткань, мы сделали это в своей цветовой гамме, с традиционным крымскотатарским геометрическим орнаментом, используемым нашими мастерами при производстве килимов. И надо заметить, она заинтересовала многих модельеров. В коллекции использовались натуральные и экоткани, а костюмы шились в одном из лучших ателье. Получилось очень качественно и профессионально, на высоком уровне. Даже все внутренние швы, изнаночная сторона тканей и костюмов были, на мой взгляд, красивее лицевой части изделия. Использовала черный, белый, серый и зеленый (хаки) цвета. Я признательна огромной команде, поддержавшей меня, организовавшей моральную и материальную поддержку моего проекта. Мы всегда открыты к сотрудничеству и коллаборациям с деятельными людьми.

Противостояние вызывает желание побеждать!

— Кто вы по образованию и по духу?

— Художник и дизайнер. Моя работа – это часть меня. Как правило, работа характеризует, отображает нас самих. Мир меняется, соответственно меняются и потребности. Сегодня женщина выступает на равных с мужчиной и даже становится во многих вопросах лидером. Художник диктует время. Человек-новатор, предлагающий новое, еще неизведанное, вызывает у окружающих массу вопросов и противоречивых эмоций. Мне нравится конструктивная критика, она помогает взглянуть по-другому, с другого ракурса, делать какие-то выводы. Это супер! На мой взгляд, любое противостояние вызывает желание двигаться, совершенствоваться и побеждать.

 

– Вы были представлены на различных показах и конкурсах в Украине, России и Казахстане. Недавно публика восторженно встречала ваши коллекции на Неделе Моды в Милане, затем в Париже. Где бы хотелось еще поучаствовать?

— Признанные миром столицы моды – это Милан, Париж, Лондон и Нью-Йорк. Хотелось бы, конечно, поучаствовать на Неделе моды в Нью-Йорке.

Жду завтра, чтобы успеть сделать больше, чем вчера

— Кто из дизайнеров, модельеров вас вдохновляет?

— Вивьен Вествуд, Едзи Ямамамото, японский бренд одежды Ком де Гарсон.

 

– Многие крымскотатарские артисты выступают в ваших костюмах. Расскажите об этом.

— Да, были и есть заказы от артистов. Сейчас главная цель — выйти на уровень производства, так как есть запрос от публики.

 

— Свою последнюю коллекцию вы посвятили женщинам от 20 до 50 лет: уверенным, амбициозным, со стержнем внутри. Это можно отнести и к вам? Что нам ждать в следующей?

— После показа появились заинтересованные люди, готовые продвигать эту идею. В моей работе назрела необходимость подняться на новую ступень, стараться совмещать искусство и бизнес. В Италии, России, Украине и Казахстане находятся те, кому интересны наши предложения. Если есть возможность двигаться дальше, развивать линию современной одежды с крымскотатарскими элементами на широкую аудиторию, ее надо использовать. Но в свете последних событий, связанных с пандемией в мире и прогнозируемыми экономическими последствиями, которые затронут и индустрию моды, нужно переждать время.

 

– Ваш жизненный девиз: «Я завтра буду больше» — со временем претерпевает изменения или остается прежним? В нем предумышленная недосказанность, или мне показалось?..

— Да, для самореализации в творчестве, работе, совершенствовании не может быть предела. Я люблю танцевать, читать, выезжать на природу: в горы, леса…, общаться с интересными людьми, обмениваться мыслями в соцсетях, слушать лекции по искусству, истории, культуре, бизнесу. Это вдохновляет и воодушевляет меня, и я с нетерпением снова жду завтра, чтобы стать лучше и сделать больше, чем вчера.

 

(Коллекция с крымскотатарским брендом «NIZIE» на Неделе моды в Милане. Фото: Artur Rocha)

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог