Курс валют USD 0 EUR 0

О человеке судят по поступкам

Комментариев: 0
Просмотров: 599

Сеитмемет Таиров был настоящим хозяином своего района

 

«Характер человека никогда не раскрывается так ярко, как тогда, когда он пытается описать характер другого человека», – это высказывание принадлежит известному немецкому писателю Жану Полю Рихтеру, и пришло оно на ум, когда публикация об интересной личности, государственном и хозяйственном деятеле 1970-х годов Сеитмемете Таирове получила очередной письменный отклик. Интервью с художником Рустемом Эминовым «Штрихи к портрету Сеитмемета Таирова кистью зятя-художника» («ГК», №23, от 5 июня 2020 г.)  вызвало особый резонанс. Для полноты картины стоит ознакомиться с отзывами разных людей — их, пусть и субъективная, оценка поступков  поможет читателю сложить свое мнение и максимально объективно приблизиться к истине, а она, как правило, где-то посередине.

Свои мнения и воспоминания о С.Таирове прислали в «ГК» люди, хорошо известные в нашем народе, и тем ценнее и интереснее их точка зрения и характер.

 

Февзи АЛИЕВ, композитор:

«Утром 27 июля летчик Нусрет Джемилев искал возможность связаться по телефону с моими сыновьями, а уже вечером мой сын Алим сообщил, что сын С. Таирова – Нури хочет поблагодарить меня лично за статью «Память о Сеитмемете Таирове, я убежден, будет жить», опубликованную в «ГК» (№27 от 3 июля 2020 г.).  Алим помог наладить интернет-связь, и вот я через наушники слушаю голос Нури, проживающего в Ташкенте: «Сайгъылы, урьметли Февзи-агъа! Я с большим вниманием прочитал вашу содержательную публикацию в газете «Голос Крыма» и выражаю вам свою искреннюю признательность и симпатию за мысли и факты, некоторые из которых для меня были неожиданными. Спасибо за добрые воспоминания о моем отце, за мой свадебный вечер, который вы украсили своей музыкой…»

Я попросил Нури-бея рассказать немного о себе и отношении народа  в Узбекистане к памяти его отца.

«Я окончил музыкальную школу по классу аккордеона. Моими друзьями  в юности были в основном профессиональные музыканты, среди которых  трубач Рустем Фаизов, гитарист Энвер Измайлов и другие из вокально-инструментального ансамбля «Эфсане». Сейчас у меня два аккордеона и хорошая музыкальная фонотека, в которой, как дорогая реликвия, хранятся также ваши грампластинки с вашими дарственными посвящениями моему отцу, нашей семье. Недавно в Ташкент приезжал наш великий гитарист Энвер Измайлов, хотелось бы, чтобы из Крыма также приезжали наши ансамбли, — поделился со мной Нури. – Отца вскоре реабилитировали. В разные годы мне довелось работать с ним.  К великому сожалению, мама в 2012 году заболела и в течение одной недели скончалась. Это была добрая, внимательная, душевная женщина. Я часто бывал в Крыму, в районе массива Белое у меня земельный участок. Скоро мне исполнится 60 лет и, выйдя на пенсию, планирую переехать в Крым – это священная родина моих предков, и весь наш народ должен жить здесь».

Меня поразило, что примерно за 20 минут нашего общения Нури не использовал ни одного слова из других языков. Эта была чистейшая крымскотатарская речь, свойственная уроженцам деревни Уркуста, откуда родом  его отец.  Я вспомнил стиль работы С.Таирова, его общения с подчиненными, свидетелем которых мне довелось быть. Я сидел в большом зале приемной хозяина Джизакской области. Он пригласил к себе одного из руководителей района и на память назвал около двух десятков важнейших пунктов развития данного района. Затем попросил его повторить, но тот через пару пунктов запнулся и не смог вспомнить. Таиров протянул ему список, велев переписать и исполнять, а  после выступить с отчетным докладом на областном совещании. «И ко мне всегда приходите с карандашом и листом бумаги, чтобы после  не было слов оправданий «забыл», «не понял», — таков был принцип работы Таирова.

В статье Гульнары Чилингировой «Штрихи к портрету Сеитмемета Таирова кистью зятя-художника» я обратил внимание на фразу Рустема Эминова: «Я помню, он (С.Таиров – ред.) попросил меня привезти к нему Айше Сеитмуратову, я выполнил его просьбу, они о чем-то долго беседовали, а ночью я отвез ее домой». Очень интересно узнать об этой встрече от самой Айше-ханум, думаю, это стало бы еще одним штрихом к портрету Таирова. В статье упоминалось и злополучное «письмо семнадцати», под которым была подпись и С.Таирова. Но, на мой взгляд, он своим героическим трудом долгие годы отстаивал  честное имя крымских татар. Он верил в справедливость и боролся за возвращение в Крым своим путем. Избранный им путь одновременно подстегивал лидеров к более активным и упорным действиям. Борьба за возвращение народа шла на всех уровнях. Таиров обладал острым умом, глубокими знаниями в хозяйственной и руководящей деятельности, был прекрасным оратором и мог вести конструктивный диалог с чиновниками самого высокого государственного ранга. За почти полувековую ссылку никому из крымских татар не удалось подняться так высоко по политической лестнице, как С.Таирову. Я считаю, мы все должны понять это и восстановить доброе имя и честь нашего незаслуженно преданного забвению соотечественника, внесшего свою немалую лепту в прославление трудом своего народа».

 

Ленияр ЯКУБОВА (БИЛЯЛОВА), бывшая артистка ансамбля «Хайтарма»

«Прочла интервью Рустема Эминова о Сеитмемете Таирове и отклик на нее Февзи Алиева. Все, что написано о нем, – правда, он был прекрасным человеком, он любил свой народ, любил свою родину, свою родную деревню Уркуста. Он любил народное искусство и помогал ансамблю «Хайтарма».

Таиров частенько приглашал в Аккурган Февзи Билялова и директора ансамбля Али Османова для решения проблем «Хайтармы». Став руководителем, Ф.Билялов подготовил новую концертную программу и попросил Диляру Керимову принять участие в концерте в Ташкенте. Диляра с Якубом Чувадаром подготовили танец «Учрашув». Трудились все самоотверженно, и я хорошо помню, как Февзи Алиев в  4.30 утра приезжал к нам разучивать свои новые песни.

Хочу написать о «письме семнадцати». Наш народ, долго не раздумывая, принялся сразу лить грязь на человека. Как-то ехали на концерт Сабрие Эреджепова, Февзи Билялов и я. Подъехал на машине Таиров и предложил сесть в его автомобиль. Сабрие-апте согласилась, а Февзи отказался и меня не пустил. Таирова  больно ранил отказ со стороны любимого певца. Однажды по приезде в Ташкент Таиров приехал к нам, Февзи дома не было, и мы с ним беседовали за чашкой кофе. Он тогда поделился со мной, что этого «письма семнадцати» он и в глаза не видел, что его подпись подделали, и органы знали, что он ничего не сможет доказать. «Я очень люблю вас с Февзи как прекрасных артистов и тружеников ансамбля, и не хочу, чтобы вы думали обо мне плохо», — сказал он тогда мне. Таиров часто приезжал  к нам послушать народные песни в исполнении Февзи Билялова. Наш сын Рустем садился за пианино и начинал играть «Явур Мустафа». Прощаясь с нами, он всегда говорил, что  получает удовольствие и отдыхает, слушая народные песни.

Когда в 1977 году Февзи Билялова уволили из ансамбля, мы поехали к Таирову в Джизак. Он нас радушно принял, но сказал, что дела его плохи и он не сможет ничем помочь. Он был в опале. Таиров не мог перенести такое унижение, он заболел. Мы поехали навестить его, взяли с собой сына Рустема и врача Фуата Аблямитова. Нашему приезду он был несказанно рад. За чашкой кофе, Рустем сел за рояль и начал играть «Явур Мустафа». С. Таиров стоял рядом, и у него из глаз текли слезы. Ему было тяжело и больно оттого, что уже ничем не может помочь своему народу. При его поддержке многие достойные соотечественники смогли получить звания Героя соцтруда, Эдие Топчи,  Сабрие Эреджепова, Урие Керменчикли, Февзи Билялов – звание «Заслуженный артист Узбекистана». Никто, конечно, не умаляет их личных заслуг, но вы все должны понимать, что для того, чтобы добиться этих званий, за наш народ на чужбине  нужно было замолвить весомое слово весомому человеку, которым в  те годы был С.Таиров. Он всегда говорил, что народ должен быть представлен грамотными и заслуженными людьми. После «письма семнадцати» он получал удары за ударами. Мне рассказывали, что на него было совершено покушение и он лежал в больнице. Как-то, встретившись в Симферополе с Тимуром Дагджи, я попросила написать его о Сеитмемете Таирове, надеюсь, он тоже поделится своими воспоминаниями. Нам нужно восстановить доброе имя человека».

 

Певат ЗЕТИ, г.Карасубазар (Белогорск):

«В газете «Голос Крыма new» за 5 июня в первую очередь прочел интервью Гульнары Чилингировой с нашим уважаемым, несравненным художником Рустемом Эминовым — «Штрихи к портрету Сеитмемета Таирова кистью зятя-художника», и выразил благодарность Рустему.

Я участник крымскотатарского национального движения Сырдарьи с 1968 года. Когда вышло «письмо семнадцати», мы втроем: Перит Омеров, Муртаза Чолаков (брат Мустафы Чолакова) и я, поехали побеседовать к директору государственного хозяйства Дальверзин-1, одному из 17 коммунистов, подписавших это письмо,  Мустафе Чолакову.  Во время беседы присутствовал и брат Мустафы-ага Серго Чолаков, который  живет в Ялте, и я бывал у него в гостях. Мы приехали в  час ночи и общались до 4-х утра, и прояснили для себя многие обстоятельства. О своей встрече с Чолаковым мы сообщили нашему руководителю Аблямиту-оджа и его неизменному соратнику Сеитасану Ваниеву. Аблямит-оджа нам сказал: «В этом нет  вины подписантов. Это план государства таким способом стравить наш народ  друг с другом».

Свою следующую поездку мы планировали к Сеитмемету Таирову. Но учитель отговорил нас: «Не ездите больше ни к кому. Все понятно. Это политика государства».

Я каждый год 2 мая участвовал во встречах партизан на Ангарском перевале.  В 1984 году  пригласил на нее  и привез из Тамани командира черноморской разведки и в 1943 году командира 10 ялтинского партизанского отряда Сираджидина Менаджиева. Из Узбекистана  тогда приехал и  бывший партизан Сеитмемет Таиров. Он приветствовал всех, пожав  руки,  и через некоторое время рассказал о том, что пришлось ему пережить, и какой ценой он это исправил.

В 2017 году в редакции газеты «Янъы дюнья»,   за чашкой кофе,  с нашей уважаемой Айше-ханум Сеитмуратовой зашел разговор о Сеитмемете Таирове. Она рассказала, что он был патриотом и протянул руку помощи очень многим нашим соотечественникам.

В своей статье Гульнара Чилингирова показала, каким он был жестким и волевым человеком. Выражаю благодарность нашему знаменитому художнику Рустему-бею за интересные подробности  из  жизни своего тестя Сеитмемета Таирова».

 

comments powered by HyperComments

Последние новости рубрики

Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог


Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/users/a/awebo/domains/goloskrimanew.ru/wp-content/themes/gk/sidebar-single_npaper.php on line 65