Осман АКЧОКРАКЛЫ
(Газета «Енъи дюнья». – 1924. – январь 11)
Скончавшийся в этом году, 6 января, Сеит Абдулла Озенбашлы был одним из активистов эпохи пробуждения крымских татар.
Началом этой эпохи можно считать 1880 – 1890 годы. Издается «Терджиман», открываются новометодные школы, реформируются старометодные медресе, молодые татары начинают получать образование на русском языке, знающие русский язык читают газеты на русском языке. В то время о зарождающемся в Европе социализме можно было узнать из русских и тюркских газет. С одной стороны, в России реформа Александра II, с другой стороны, особенности Турецкой Конституции – все становилось известно крымским татарам, не оставалось без внимания.
Те, кто мыслил, критически анализировал происходящие события, собирались в кофейнях, то свободно, то украдкой, обсуждали новости и события.
Нет сведений о настроениях татар в разных местах Крыма, но в Бахчисарае, в кофейне «Аврупа», было создано подобие клуба новых идей. Каждый день там горячо дискутировали правые. Наконец, из их среды выделились крайне левые и перешли в кофейню «Чубукчи». Среди этой совсем молодой плеяды были Боданинский, Ахмет Нуриддин, Мехметшах Акчурин, Пычакчи Мустафа и вместе с ними Сеит Ибраим и Сеит Абдулла Озенбашлы.
В своем кружке они, насколько знали, вели диспуты с материалистами, натуралистами, социалистами. Народ, глядя на них со стороны, называл их «безбожниками, фармазонами». В то время воодушевлял эти молодые кружки иногда приезжавший в Бахчисарай крымский старый революционер Асан Нури, относящийся к партии, нарушившей Турецкую Конституцию, призывавшей к свержению Абдуля Хамида.
Сначала Сеит Абдулла Озенбашлы работал чиновником у известного богатого Аджи Абдуллы. Затем, бросив все, стал жить самостоятельно. В нем просыпался протест против собравшихся вокруг Аджи Абдуллы приспешников-мулл, он видел их пустоту и лицемерие.
Нужно отметить, что он получил лишь начальное образование, но самостоятельно выучил русский, турецкий, арабский, иранский языки, писал стихи на турецком, владел искусством вышивки и каллиграфии, имел способности к восточной музыке. В своих стихотворениях он протестовал против духовных сановников, жадных и лицемерных, притеснявших татарина всю жизнь, от рождения до смерти, и величавших себя учеными.
Им было написано более ста стихотворений, сборник он назвал «Акъикъат сеси», многие были выправлены тогдашней цензурой и остались неопубликованными.
Не будет ошибкой сказать, что он среди крымских татар первым написал произведения для театра. В 1900 году в Бахчисарае была создана первая театральная постановка по одному из первых местных произведений Сеит Абдуллы Озенбашлы «Оладжагъа чаре олмаз». В ней высмеивалась слепая вера татарина, слепое подчинение судьбе. При постановке он играл в этой пьесе женскую роль. С одной стороны — сама театральная постановка, с другой — мужчина в женской роли неимоверно возмутили жителей Бахчисарая. Автор и артист Сеит Абдулла подвергся нападкам и даже проклятиям.
Несколько лет он работал в газете «Терджиман», писал статьи об общественном и экономическом положении татар и стихотворения.
В 1902 году он посвятил резкое стихотворение теме переселения татар в Турцию. Видя непросвещенность и темноту народа, пытаясь помочь ему приспособиться к новым условиям, Озенбашлы открыл первое в Бахчисарае ателье по пошиву одежды.
Есть еще один факт в судьбе Озенбашлы, достойный внимания, – своим сыну и дочери он стремился дать образование, никакие трудности не могли препятствовать ему в этом. Даже в самые тяжелые в материальном отношении времена, он нашел выход и обучил своих детей. Он первым из татар отправил дочь получить образование в Стамбуле. Его дочь получила фундаментальное образование, в Крыму на русском, в Стамбуле на турецком языках. Сын окончил медицинский факультет института и работал руководителем Тотайкойского педтехникума. Озенбашлы во всем помогала его супруга – известно, что в старину у татар получению образования дочерьми особенно сопротивлялись матери.
Такова была жизнь и деятельность одного из первых, кто осуществлял трудные шаги в литературной и общественной жизни народа, народного поэта Сеит Абдуллы Озенбашлы.
comments powered by HyperComments