В эти мартовские дни мы вновь возвращаемся к событиям столетней давности, к всплеску общественной активности крымских татар, когда достигнутые права и свободы давали возможность решать накопившиеся проблемы на национальном поприще.
25 марта 1917 г. в Симферополе собрался Всекрымский мусульманский съезд, на котором присутствовали более 2000 делегатов. После долгого периода народ получил возможность собрать высокое собрание, избрать на нем центральный орган самоуправления и начать предпринимать шаги по разрешению поставленных задач.
Съезд избрал Временный Крымско-Мусульманский исполнительный комитет в составе 48 членов во главе с Номаном Челебиджиханом.
Происходила смена политической элиты. Многие десятилетия ситуация складывалась таким образом, что дворянское происхождение, наличие капитала, беспрекословное выполнение всех указаний, поступающих сверху, позволяли в иерархической структуре управления находится узкому кругу представителей из «туземного» населения, многие из которых были озабочены больше собственным благополучием, чем интересами народа. «Закрытая власть» отдалялась от реалий, тормозила развитие и в конечном итоге пришла к собственному крушению. Можете себе представить ситуацию, когда по праву рождения одни оказывались в привилегированном положении, при этом не имея особого интеллекта, а другим — с незаурядными умом и способностями, но с низов — путь к вершинам был искусственно ограничен или полностью закрыт.
Поэтому закономерным явлением на съезде стало удаление «на покой» представителей мурзачества, в частности Сулеймана Крымтаева, по мнению большинства, скомпрометировавшего уже себя на общественно-политическом поприще.
Настал период выборности власти. На волне народного доверия внутри крымскотатарского сообщества полномочия представительных органов перешли в руки испытанных временем деятелей, которые в свою очередь доверили руководство национальным движением молодежи, получившей образование в России и за рубежом. Еще один факт, демонстрирующий силу интеллекта при демократических процедурах.
Основными вопросами, выдвинутыми на съезде, явились положения о Магометанском Духовном Правлении и Вакуфной комиссии.
В тот период в крымскотатарской среде доминировало религиозное мировоззрение и были слабо развиты гражданские институты. В то же время Духовному Правлению правительством были делегированы определенные полномочия регулирования и управления национальной жизнью, оно являлось своеобразным политическим инструментом. В его ведении находились мечети, назначение на должности служителей культа, система религиозного образования. Для ведения вакуфного имущества правительством была создана Вакуфная комиссия, в распоряжении которой оказалось большое количество земель, торговых точек и иного имущества.
Всекрымским мусульманским съездом было решено:
«1. Все вакуфные имущества и капиталы, образованные от доходов с этих имуществ, считаются достояниями национальными и принадлежащими крымским татарам;
- Вследствие сего управление вакуфными имуществами и хозяйственное распоряжение капиталами должны находиться непосредственно в руках крымских татар и под их контролем;
- Все административные учреждения, находящиеся во главе управления вышеупомянутыми имуществами, состоят из лиц, избираемых всеми крымскими татарами, путем всеобщего, прямого, равного и тайного голосования».
Позиция съезда четко отражала стремление вести управление посредством выборных демократических институтов. Такой инструмент позволял видеть во главе людей, пользующихся доверием и способных эффективно вести дела.
Что касается вакуфного имущества, то под ним следует понимать своеобразное пожертвование крымскими татарами во имя бога, в пользу мечетей, школ и неимущих. Например, вакуфные земли как предмет купли-продажи изымался из рынка, «освобождался от закрепощения в частную собственность и передавался как бы первоначальному своему собственнику — Богу». Вакуфы нельзя было ни конфисковывать, ни закладывать, ни продавать и никакими другими способами снова возвращать в частную собственность. Посредством вакуфного имущества обеспечивалась деятельность духовенства, поддержание мечетей, мектебов и медресе. Исторические источники сообщают, что в конце XVIII века вакуфных земель в Крыму значилось около 300 тыс. десятин, а к началу XX века сократилось до 86,5 тыс. десятин, т.е. 2/3 этого богатого достояния было утеряно.
В 1917 году национальное движение крымских татар, стремясь установить контроль за вакуфным имуществом, к которому относились не только земля, но и дома, торговые лавки в количестве до 500 объектов в различных городах, преследовало цель прекратить разбазаривание национального достояния, снизить земельный голод среди соотечественников путем организации аграрных работ и подвести экономический фундамент для своей общественной деятельности.
Земля на протяжении тысячелетий являлась источником благосостояния, кормилицей человечества. Сельскохозяйственный труд никогда не был легким, требовал полной отдачи от работников, а урожай зависел во многом и от погодных условий. Но без сельхозпроизводства невозможна жизнь, при этом был важен статус работника – ты являешься собственником или наемным рабочим, ведь распределение доходов будет производиться согласно статусу. Поэтому стремление владеть землей, удерживать ее в своих руках, было задачей для всех поколений. И только чрезвычайные обстоятельства или бездумные поступки способствовали перераспределению земельной собственности.
Цена на землю велика, это понимали наши лидеры в 1917 году, об этом знаем мы и сегодня.
comments powered by HyperComments