Вероятность существования в архиве Крыма дела с заголовком «О вымирании мусульманского населения в городе» мне вряд ли могла прийти в голову, но, наткнувшись на него, собирая генеалогические сведения, не могла обойти вниманием.
А дело было в далеком 1914 году. Обычным апрельским днем Симферопольское городское санитарное попечительство обсуждало не совсем обычный доклад своего члена А.Ривкина. Тема его выступления касалась злободневной для крымских татар проблемы – вымирания. Вымирания из-за пренебрежительного отношения к своему здоровью, игнорирования санитарных норм и медицинской помощи. Ниже я приведу выписки из Дела Симферопольской Городской Управы, начатого в мае 1914 года. Однако прежде хотелось бы обратить внимание, что и в те годы руководство санитарного попечительства предлагало опираться на передовые слои населения – интеллигенцию. К сожалению, численность ее среди крымских татар весьма печальна: среди мужчин один с высшим образованием, среди женщин – ни одной, и это на весь Симферополь. Очевиден тот факт, что силами только крымскотатарской интеллигенции (цифры говорят за себя) ситуацию не спасти. Приведенные в докладе аргументы в пользу оренбургских и казанских татар, среди которых больше образованных меценатов, пользующихся особым уважением и оказывающих прогрессивное влияния на свой народ, дали основания финансово-бюджетной комиссии заключить, что городское управление может лишь содействовать открытию татарской школы. Остальное же «должно быть поставлено целью местной интеллигенции…».
Вернемся к документу в Симферопольскую городскую управу, датированному 12 мая 1914 годом, подписанному председателем попечительства Ф. Шнайдером: «Одною из главных причин вымирания мусульман <…> является культурная отсталость мусульман, невежество их и распространение грубых суеверий в их среде. Очень печален факт крайней недостаточности интеллигенции среди татар, которая, при большой замкнутости последних, могла бы вести эту честную, трудолюбивую нацию по пути прогресса, могла бы принести существенную пользу в деле оздоровления быта мусульман. Если среди мужского населения татар насчитывается во всем Симферополе одно лицо с высшим образованием, то среди женского населения и такой единицы не имеется вовсе. Нет среди них ни женщин врачей, ни даже фельдшериц акушерок, которыя могли бы нести свет в женскую татарскую среду, охраняющую вредныя чисто местныя бытовыя устои, сложившиеся исторически, а не вследствие требований Шариата.
Находя увеличение количества мусульманской интеллигенции чрезвычайно необходимым, в целях правильной постановки дела борьбы с вымиранием татар, борьбы за улучшение бытовых и других условий, преждевременно сводящих в могилу массу молодых жизней, Симферопольское городское санитарное попечительство
ПОСТАНОВИЛО: через Городскую Управу ходатайствовать перед Симферопольской Городской думой о том, чтобы она взяла на себя заботу об увеличении татарской интеллигенции. В Симферополе учредило ряд стипендий для мусульман как в средних учебных заведениях женских и мужских, так и в учительских ститутах, фельдшерско-акушерских школах и, наконец, при медицинском факультете Казанскаго или Московскаго университетов.
Ко всему сказанному попечительство считает необходимым добавить:
1) что условия быта местных татар сильно отличаются от быта татар оренбургских и казанских, не страдающих теми дефектами в санитарном отношении, которые отмечаются в Крыму;
2) интеллигенции среди казанских и оренбургских татар много больше, чем среди крымских, эта интеллигенция работает обычно среди своего народа, и как это, например, видно из жизни и деятельности покойного ныне Казанскаго думскаго врача-татарина Котлубаева; пользуется большим влиянием на татар и их любовью и приносит пользу».
Выписка из журнала заседаний финансово-бюджетной комиссии, содержащаяся в деле, пунктом 9, свидетельствует, что Дума все же взяла на себя заботу «об увеличении татарской интеллигенции в Симферополе и учредила стипендии для мусульман в разных учебных заведениях средних и высших…».
Так значится в документах: открыть татарскую школу, учредить стипендии, «прочия же пожелания санитарного попечительства не могут входить в компетенцию Думы и не могут быть разрешены ею, а должны быть поставлены целью местной интеллигенции, санитарного попечительства и Благотворительного общества». Как повлияли принятые меры на решение вопроса, кому и в каких размерах были выплачены стипендии, к сожалению, в архивном деле не значится. Возможно, это будет темой уже другого исследования. Современникам же история доказывает, что без прогрессивных умов интеллигенции, способной не только сеять разумное, доброе, вечное, но и где надо кулаками отстаивать свои позиции, народ не спасти. На ум мне приходят слова известного крымскотатарского общественного деятеля Мерьем Озенбашлы, которая часто в беседе любила полушутливо повторять: «Не признаю мягкотелую интеллигенцию, она должна быть с кулаками!».
Только просвещение спасет нацию от вымирания – это аксиома, засвидетельствованная историей.
comments powered by HyperComments