Экспонаты выставки в Париже
Ханский дворец в Бахчисарае является, пожалуй, самым значимым памятником истории и культуры крымских татар, уникальным образцом крымскотатарской дворцовой архитектуры. Неудивительно, что именно здесь сто лет назад в ноябре 1917 года открылся первый национальный музей крымских татар.
Об истории создания музея в древней резиденции крымских ханов мы попросили рассказать научного сотрудника Музея истории и культуры крымских татар Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника Сафие Абдураманову.
— Как возникла идея создания музея?
— Необходимость создания национального музея крымских татар существовала задолго до 1917 года. Еще в XIX веке изучением и сохранением памятников материальной и духовной культуры периода Крымского ханства занимались Таврическая ученая архивная комиссия и Одесское общество истории и древностей. В основном это были нумизматические, археологические коллекции, книжные памятники, документы.
В 1916 году по инициативе бахчисарайских художников и архитекторов в городе открылось отделение Петроградского общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, председателем которого стал Усеин Абдурефиевич Боданинский, известный в петербургских и московских кругах художник-декоратор. Бросив работу в Петербурге, он вернулся в Крым, чтобы отдать все свои силы делу сохранения исторического наследия народа.
Первым шагом на пути к созданию музея стала докладная записка У.Боданинского Таврическому губернатору в июле 1916 года. Художник рассказывал о состоянии дворца, о необходимости учета, изучения и сохранения памятников старины, о создании музея.
Революционные события начала 1917 года положительно отразились на решении этого вопроса. С сентября 1917 года дворец находился в ведении Управления татарскими делами, а за его сохранность отвечал возглавляемый У.Боданинским Бахчисарайский отдел Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины.
25 сентября 1917 года решением Временного крымско-мусульманского исполнительного комитета Боданинский был назначен директором дворца. 4 (17) октября 1917 года Таврический губернский комиссар Временного правительства Н. Богданов издал приказ о назначении художника Усеина Боданинского комиссаром Бахчисарайского дворца-музея. Торжественное открытие первого национального музея крымских татар состоялось 3 (16) ноября 1917 года. 26 ноября в Зале Дивана торжественно открылось заседание национального парламента — Курултая.
Группа членов бюро Обкома ВЛКСМ в Бахчисарае
— В чьем ведении находился ханский дворец до создания музея в 1917 году?
— После присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году дворец, находившийся в упадке, стал использоваться членами императорской семьи в качестве временной резиденции.
Новые владельцы дворца предпринимали попытки сохранить дворец. По указу императора Александра I резиденция крымских ханов находилась под охраной государства. Конечно, это касалось в большей степени архитектуры, поскольку имущества осталось крайне мало.
Однако многочисленные ремонты лишь усугубили состояние архитектуры. Самым разрушительным исследователи считают так называемый «колодинский ремонт» 1822-1831 гг. Руководителем работ был назначен архитектор И. Колодин. Под его руководством была разрушена часть построек Персидского сада, закрашены росписи середины XVIII века. Такая «реставрация» вызвала негодование архитекторов и художников и вынудила Новороссийского генерал-губернатора графа М. Воронцова остановить ремонтные работы. К руководству ремонтом приступил архитектор Ф. Эльсон, получивший приказ исправить то, что испорчено Колодиным, и восстановить, где можно, восточный стиль дворца.
Крымская война не обошла стороной дворец. В 1854-1856 гг. здесь размещался военный госпиталь, а дворец продолжал разрушаться.
Императором Александром III был дан приказ разработать проект реставрации дворца. За проект и смету взялся архитектор А. Котов. Уже после смерти императора в 1897 году проект был представлен в Академии художеств. Исследователь истории дворца Р. Эминов приводит фрагменты заключения комиссии: «…художественно его (дворца) значение весьма невысоко и, конечно, не может заслуживать особых жертв на поддержание. Конечно, среди намалеванных здесь орнаментов есть, наверное, доза народных татарских рисунков, но отыскать их будет уже задача археолога, а не русского правительства…».
Следующая разработка проекта реставрации затянулась на многие годы (1900-1908). В 1910 году была созвана комиссия из широко известных архитекторов, искусствоведов А. Котова, Н. Кондакова, Н. Краснова, В. Фомина, С. Некрасова. Вопрос был единственный – срочная реставрация дворца, которой должна предшествовать исследовательская работа.
— Как формировалась коллекция музея?
— В первую очередь была составлена опись всех предметов из имущества бывшего ханского дворца, которые были приняты на хранение. В документе значится 195 экспонатов.
Р. Эминов, исследующий тему Бахчисарайского дворца-музея, приводит выдержки из документа – рапорта и описи имущества «Бахчисарайского казенного дворца» предводителя дворянства Меметши-бея за 1804 год, где указывается 686 различных предметов: бархатные и атласные подушки, тюфяки, дорогие ткани, хрустальные люстры, мраморная и деревянная мебель, украшенная перламутром, картины, часы, ковры и многое другое. К 1917 году от этих остатков роскоши не осталось и следа. Однако за 1900-1910 гг. Н. Кондаковым, А. Котовым и любителем старины, бывшим полицмейстером Бахчисарая А. Иваненко во дворце была собрана небольшая коллекция предметов быта и роскоши.
Создание музея в небольшом городке вызвало живой интерес у местных жителей, коллекционеров, владельцев антикварных лавок. Коллекция нового музея стала стремительно пополняться за счет пожертвований и покупок. За два года коллекция выросла с двухсот до тысячи экспонатов.
Гражданская война мешала нормальной работе музея, директору которого приходилось отстаивать помещения дворца от притязаний представителей сменявшихся друг за другом властей. Во время его очередного отъезда летом 1918 года музей был разграблен солдатами 7-го егерского полка немецкой армии. В 1919 году с приходом Белой армии начались попытки смещения У. Боданинского с должности директора. Кляузы писал начальник Симферопольского уезда, обвинявший его в организации на базе дворца сепаратистской ячейки. Временной особой комиссией о вакуфах в Крыму предпринимались попытки защитить У.Боданинского. Но это не помогло, и 10 октября Таврический губернатор назначил заведующим бывшим ханским дворцом статского советника С. Плаксина.
Борьба У. Боданинского за дворец продолжалась, но не приносила результатов. Плаксин во дворце не появлялся, а Боданинский занимался исключительно музеем, не вмешиваясь в прочие дела.
В ноябре 1920 года власть в Крыму вновь была взята большевиками, а в 1921 году Крымским ревкомом все памятники старины были переданы КрымОХРИСу. В ведение музея перешли Ханский дворец, кладбище, пристройки и все дюрбе Бахчисарайского района, «пещерные» города, Дом-музей И. Гаспринского и Коккозский дворец. Несмотря на голод, разруху, трудное финансовое положение, в конце 1923 года коллекция музея насчитывала уже более двух тысяч экспонатов. Обширная книжная коллекция, поступившая из Зынджырлы медресе, Биюк Хан Джами и личной библиотеки И. Гаспринского, стала гордостью музея и была выведена в фонд созданной в 1928 году при музее научной библиотеки. Из полутора тысяч книг 600 являлись рукописными.
Коллекция музея пополнялась за счет дарителей, сотни имен которых записаны в учетных книгах музея. В 1918 году Дирекцией Вакуфов и финансов была подарена коллекция декоративных тканых полотенец «къыбрыз». Огромное значение для пополнения коллекции имели обширные археологические и этнографические экспедиции 1925-1926 гг. по Крыму, организованные Бахчисарайским Дворцом-музеем и Научной Ассоциацией востоковедения при ЦИК СССР под руководством И. Бороздина. Сотни предметов материальной и духовной культуры крымских татар пополнили фонды, а У. Боданинским была издана работа «Археологическое и этнографическое изучение татар в Крыму».
В вышивальной мастерской. 1920-е годы.
— Бахчисарай был известен и как ремесленный центр. Что делал музей для сохранения народных ремесел?
— Наравне с идеей создания музея Усеин Боданинский вынашивал идею создания ремесленной школы в Бахчисарае. С 1915 года Усеином Боданинским, художником Абдурефи Абиевым и председателем правления Бахчисарайского мусульманского благотворительного общества Сулейманом-мурзой Крымтаевым разрабатывался проект такой школы, который был подан на рассмотрение в Таврическую губернскую земскую управу осенью 1916 года, но поддержки не получил. Далее художник подал этот проект на рассмотрение в Крымский мусульманский Центральный Исполнительный Комитет, ставший впоследствии учредителем школы.
Школа открылась 3 ноября 1917 года на пожертвования и средства мусульманского комитета. Директором был назначен художник Абдурефи Абиев (1879-1938), получивший образование, благодаря помощи знаменитого мецената, полковника Исмаила Муфтий-заде, в Московском Строгановском художественно-промышленном училище.
До лета 1919 года школа находилась в ведении Крымской татарской национальной директории, далее – под руководством Министерства торговли и промышленности, располагалась в старом здании Орта-медресе. В школу принимались дети старше 12 лет, окончившие начальную общеобразовательную школу либо успешно выдержавшие вступительные испытания. Обучение было платным, но за отличную учебу некоторые ученики освобождались от оплаты.
Курс обучения составлял 5 лет по следующим специальностям: вышивальное, ткацко-ковровое, чеканка металлов, выделка кож и сафьяна, гончарное производство. Ученики изучали также русский, крымскотатарский, иностранные языки, географию, математику, слушали лекции по искусству, под руководством У. Боданинского и историка, востоковеда, лингвиста О. Акчокраклы (1878–1938) проходили курс рисования, черчения и прикладной механики в экспозициях дворца-музея. Живопись преподавали художники У. Боданинский, В. Алмазов, В. Яновский, который родился в Крыму и прекрасно владел крымскотатарским языком, знал традиции и обычаи. Четыре учебные мастерские располагались в помещениях дворца-музея.
В 1922-1923 гг. училище было переведено из старого здания медресе в новое и получило новый статус Бахчисарайского кустарного художественно-промышленного техникума народов Востока.
Музей активно сотрудничал не только с местной школой, но и с профильными вузами страны, о чем имеются свидетельства в архиве Музея-заповедника. Летом в музее постоянно проходили стажировку студенты Художественно-технического института, среди них ставшие впоследствии знаменитыми архитекторами и художниками Исмаил Куркчи, Билял Джеппаров, Амет Устаев и др. Среди выпускников техникума известные архитекторы Садык Нагаев, Мухтар Шерфединов.
Бахчисарайский дворец-музей принимал участие в организации крымского отдела I Всероссийской художественно-промышленной выставки 19 августа 1923 г. Был построен павильон по проекту М. Гинзбурга, а отделкой и росписью занимались К. Богаевский и У.Боданинский. На выставке были также представлены работы студентов кустарно-промышленной школы.
В 1924 году Крымская АССР получила приглашение участвовать в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году. По замыслу организаторов Крым на выставке должен был представлять национальный ансамбль в виде обстановки крымскотатарского дома, в котором должны были сочетаться предметы татарского быта с предметами, свидетельствующими об изменениях, произошедших за годы советской власти.
Экспонаты на выставку готовили Бахчисарайский и Евпаторийский музеи, Центральный музей Тавриды. У. Боданинский внес огромный вклад в подготовку экспонатов, основу которых составили работы студентов школы и местных ремесленников, экспонаты из личных коллекций членов Бахчисарайского краеведческого кружка. Кружева, собранные в окрестностях Бахчисарая, были отмечены бронзовой медалью и дипломом III степени, который ныне хранится в фондах Бахчисарайского музея-заповедника.
После окончания выставки 309 экспонатов были переданы из Главвыставкома в Бахчисарайский музей. Это серебряные и позолоченные филигранные украшения, медная посуда, изделия из дерева, инкрустированные перламутром и другими породами дерева, сафьяновая и деревянная обувь, множество тканых и вышитых изделий, вышивальные пяльцы «джильде», прялка, одежда, аксессуары, куклы и пр. Подавляющее большинство этой выставочной коллекции сохранилось и по сей день демонстрируется в экспозициях Хансарая.
— Как отразились на состоянии музейной коллекции война и депортация?
— 1930 год был последним, когда музей под руководством У. Боданинского участвовал в археологических и этнографических экспедициях. Изменилась государственная политика по отношению к культуре и науке среди народов СССР. Началась волна репрессий, которая уносила жизни талантливых ученых, в том числе и в Крыму. Образцы старинной архитектуры безжалостно уничтожали и на их месте возводили новые здания в духе советской эпохи. В Биюк Хан Джами была развернута экспозиция, посвященная социалистическому строительству и успехам советской власти.
У. Боданинский был смещен с должности, год проживал на квартире у бывшего вахтера музея П. Гонтаренко. Не в силах выдержать уничтожение всего, над чем он трудился эти годы, он уехал в Москву, Ленинград, а потом в Тбилиси, занялся художественно-оформительскими работами. В 1937 году его арестовали и привезли в Симферополь, где под пытками заставляли признаться в буржуазном национализме. 17 апреля он был расстрелян вместе с другими видными учеными.
А потом наступил 1944 год, события которого нанесли большой урон музейной работе. В апреле 1944 года, перед самым освобождением Бахчисарая, фашистами был ограблен музей, вынесено 283 экспоната. Депортация окончательно уничтожила крымскотатарский дух музея: уже осенью более 600 экспонатов были переведены в так называемый «этнографический склад», который был оставлен на произвол судьбы: учета по нему не велось. Через год, после проведения сверки наличия предметов в фондах, не досчитались еще почти полтысячи предметов, в 1946 году полсотни попросту списали, сославшись на негодность. Директор музея М. Кустова писала, что из 2795 предметов довоенного фонда сохранились всего лишь 1178.
В последующие годы коллекция музея по распоряжениям Министерств культуры СССР и УССР постоянно «вырезалась» в пользу других музеев страны: это более 700 предметов, среди которых ценные рукописные книги, ювелирные украшения и посуда из серебра с позолотой, восточное оружие, ткани. Исследователь Р. Эминов указывает — общее количество потерь по сегодняшний день около двух тысяч экспонатов.
— Каковы основные направления деятельности Музея истории и культуры крымских татар сегодня?
— Музей истории и культуры крымских татар сегодня – филиал Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника. Его основа – Ханский дворец и все прилегающие постройки, которые сегодня выполняют функцию экспозиционных помещений. Несмотря на небольшой научный штат, музей постоянно ведет научно-исследовательскую работу: среди нас – кандидат исторических наук Л.Чубукчиева, выпускник аспирантуры Р.Алиев.
Научные сотрудники и экспозиционеры ведут работу по разработке и реализации новых экспозиций и выставок, занимаются экскурсионной деятельностью, участвуют в региональных и международных конференциях, симпозиумах, достойно представляя Бахчисарайский заповедник. Одно из основных направлений работы Музея – научная деятельность, ее показатель – многочисленные статьи и отдельные издания сотрудников. Последние три года ведется активная работа по изучению и каталогизации фондовой коллекции нашего заповедника. К столетию со дня основания Бахчисарайского музея издана целая серия таких каталогов.
В преддверии столетия была проведена частичная реэкспозиция этнографического отдела музея, Гарема, Летней беседки, Зала Дивана, а также открыта новая выставка «Декоративное искусство крымских татар. Сквозь призму столетия», посвященная этой знаменательной дате.
Впереди еще много планов и проектов, которые мы надеемся реализовать при поддержке руководства заповедника.
comments powered by HyperComments