18 октября 1921 года высшие органы власти Советской России — Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров утвердили декрет, постановлявший: «Образовать Автономную Крымскую Социалистическую Советскую Республику как часть РСФСР в границах Крымского полуострова». Таким образом, был определен политический статус Крыма в рамках молодого советского государства. Становление Крыма в качестве автономной республики стало итогом сложных политических процессов, протекавших в 1917 – 1921 гг.
Культурная автономия и федеративная республика
Российская империя, в состав которой с 1783 года входил и Крым, была жестким централизованным государством. Территория империи была поделена на губернии, которые были непосредственно подчинены власти центрального правительства. С точки зрения правовой системы того времени, губернатор считался непосредственным начальником вверенной ему территории и первым в ней блюстителем «неприкосновенности прав верховной власти».
Февральская революция 1917 года открыла путь для преобразования России в федеративную республику. Отказ от унитарного устройства государства в пользу федерации (формы устройства государства, при которой его составные части обладают достаточно широкими полномочиями в проведении внутренней политики) виделся людям того времени как способ решения многих проблем, в том числе и национального вопроса. «Вековые конфликты народностей, населяющих Россию, могут быть умиротворены лишь согласно великому началу национального самоопределения, а таковое лучше всего удовлетворяется принципами федерализма», — писал один из видных правоведов того времени С.Корф. Ожидалось, что вопрос нового государственного устройства России будет разрешен демократически избранным парламентом — Учредительным собранием.
Однако переход к федеративному устройству не означал сам по себе решения всех проблем народов, населявших необъятные территории Российской империи. Ведь большинство федераций, существующих в мире, строится по территориальному принципу, не предполагающему разрешения национальных вопросов. Потому было важно, каким содержанием будет наполнено новое законодательство.
При этом в российском обществе отсутствовала единая точка зрения на то, как должны строиться взаимоотношения между центром и регионами в обновленном российском государстве. Новые правила еще только предстояло выработать.
Крымскотатарские общественно-политические силы, сплотившиеся вокруг возглавляемого Н.Челебиджиханом Временного крымского мусульманского исполнительного комитета (ВКМИК), активно поддержали лозунг преобразования России в демократическую федеративную республику. 22 июля 1917 г. печатный орган ВКМИК газета «Голос Татар» в своем первом номере опубликовала политическую программу татарской революционной демократии. «В Учредительном Собрании татарский народ будет добиваться установления Федеративно-Демократической Республики», — гласил один из основополагающих пунктов этого программного документа.
Вместе с тем программа дополнялась и следующим положением: «Татарский народ в единении с другими народностями, населяющими Крым, не требует для себя политической автономии, но не позволит установления в Крыму политической гегемонии какого-нибудь народа, не имеющего ни культурных, ни исторических, ни этнографических прав на таковую». Другой же пункт программы подчеркивал, что «татарский народ требует для себя национально-культурную автономию как необходимый фактор свободного развития национального самосознания».
Для современного читателя требование национально-культурной автономии может показаться непонятным, поскольку сегодня под национально-культурной автономией, как правило, подразумевается общественная организация, занимающаяся преимущественно проведением культурно-развлекательных мероприятий и не претендующая на участие в разрешении каких-то более или менее серьезных социальных вопросов.
В начале же ХХ века национально-культурную автономию понимали гораздо шире. Российская империя была унитарным государством, но в то же время ее общество было сильно разделено по сословным и религиозным признакам. Это особенно сильно сказывалось на сфере образования, которое не было отделено от религии. Так существовавшие в Крыму мектебы и медресе находились в ведении Таврического магометанского духовного правления, деятельность которого находилась под неусыпным контролем Министерства внутренних дел империи.
Проведение в марте 1917 года Всекрымского мусульманского съезда, избрание Номана Челебиджихана новым муфтием с одновременным формированием под его началом Временного крымского мусульманского исполнительного комитета положило начало существованию культурно-национальной автономии. Автономия эта касалась не только мечетей и духовной жизни. Под контролем ВКМИК находились образовательные учреждения (которые им активно реформировались) и вакуфы (за счет доходов с которых финансировалась деятельность комитета и подчиненных ему учреждений). Комитет создавал и новые культурные учреждения, так осенью 1917 года по распоряжению его лидеров во дворце крымских ханов в Бахчисарае был создан музей истории и культуры крымских татар.
Но Н.Челебиджихан и его соратники не собирались ограничиваться рамками культурно-национальной автономии. К тому же события, происходившие в стране, толкали их к новым действиям.
Весьма примечательно выступление Н.Челебиджихана на крымскотатарском делегатском съезде, прошедшем в Симферополе 1-2 октября 1917 г. В своей речи Челебиджихан дает отчет о проделанной за полгода ВКМИКом работе и обозначает новые задачи. «Комитет пока подчинен непосредственно Министерству внутренних дел. В вопросах о вакуфах, военном и политическом свои обращения мы направляем непосредственно в Министерство внутренних дел… Все это нужно понимать как культурно-национальную автономию… Теперь, после того как в течение шести месяцев комитету удавалось осуществлять культурно-национальные идеалы народа, теперь перед комитетом, в связи с новыми политическими обстоятельствами, встает вопрос о дальнейшей судьбе Крыма, которую, по мнению комитета, должен разрешить Курултай (сейм), спешный созыв которого остро чувствуется комитетом. Задачи Курултая определены: обсуждение вопроса о территориальной автономии для Крыма и, в случае его принятия, издание соответствующих основных законов» («Голос Татар», №12 от 14 октября 1917 г.). Речь Челебиджихана была встречена залом продолжительными и бурными аплодисментами и возгласами: «Да здравствует территориальная автономия Крыма!». Таким образом, крымские татары впервые обозначили автономию Крымского полуострова как свою политическую цель.
(Продолжение следует.)
comments powered by HyperComments