Курс валют USD 0 EUR 0

Память сильнее времени

Комментариев: 0
Просмотров: 259

Разбитый многоцелевой биплан Р-5 со звездой, лежащий на ледяной глади, а позади, на косогоре, церквушка с колокольней

 

 

Шефика АБДУРАМАНОВА

 

Годы все больше отделяют нас от событий Великой Отечественной войны, но  благодаря неустанным поискам людей, неравнодушных к своему прошлому,  время отдает свои тайны.

На днях в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия раздался звонок из Подмосковья. Представившись, методист Дома культуры из села Бужарово Светлана Бараева сообщила нам о результатах работы поисковой группы, имеющих отношение к нашему полуострову. В годы Великой Отечественной войны во время ожесточенных боев, когда фашистское наступление было повернуто вспять, над небом их села Бужарово был сбит советский самолет. Спустя более семидесяти лет поисковикам удалось установить имена летчиков, одним из которых, командиром экипажа, был наш соотечественник – Кудус Айбарович Мензаде.

Благодаря Светлане Андреевне, нам удалось связаться с представителем группы поисковиков Сергеем Катковым, рассказавшим историю их расследования.

— Все началось с фотографии, которую мне прислал коллега, интересующийся военной историей. Снимок этот был из фотоальбома 10-й танковой дивизии Вермахта, которая прорывалась на московском направлении осенью — зимой 1941 года. На фото — многоцелевой разбитый советский биплан Р-5, — вспоминает Сергей Катков. — На снимке были река, церковь, которые, даже спустя 70 лет, оставляли шансы опознать местность. Внизу от руки было приписано название деревни, у которой немцы сбили самолет — Бужарово.

Известно, что утром 26-го ноября 1941 года части 10-й танковой дивизии Вермахта, прорвав линию советской обороны,  заняли деревню Бужарово, оставив ее через 23 дня. Следовательно, снимок был сделан в течение этих 23 дней.

Всего три детали, с которых начался поиск: разбитый советский двухместный самолет, церковь у реки, название деревни.

Передняя часть самолета с двигателем находились подо льдом, возможно, экипаж мог остаться в разбитой машине.

Командир экипажа лейтенант Кудус Айбарович Мензаде

 

Ровно через 70 лет после крушения самолета, в декабре 2011-го, группа поисковиков, определив по фотографии основные координаты – косогор, церковь с колокольней и речку, установила искомое место на правом берегу реки Истры,

Но за минувшие десятилетия красивое место у реки жители облюбовали для проведения летних пикников, к тому же, именно в этом месте проходил современный тракторный брод. В итоге, никаких свидетельств обнаружено не было.

В последний момент, на фоне особняков и джипов, их внимание привлек выделявшийся своей архаичностью покосившийся домик. Вышедшая из него женщина, оказавшись старожилом, добавила к имеющейся скудной информации еще одну деталь – летчики тогда не погибли, они успели выпрыгнуть с парашютами из подбитой машины. И снова тупик.

Установленная поисковиками по фотографии точка точно совпадала с ее описанием. Но далее — вновь неизвестность.

Через некоторое время одному из группы поисковиков удалось найти в сводках 26-го зенитного дивизиона Вермахта (II./Flak.Abt.26) упоминание о сбитом самолете Р-5 в районе Бужарово, исходя из которого удалось узнать дату крушения самолета — 25.11.1941 г.

В эту же историю 69 полка (69SR входил в 10 Pz.Div.) были подшиты сведения очевидца, подтверждается сведение о биплане Р-5:

«С ревом несколько раз проносятся русские бипланы, сбрасывая кассетные бомбы, пока, наконец, зенитка не сбивает одну из этих уродливых птиц. Два человека с парашютами сваливаются на немецкие позиции, машина падает между домами деревни».

В документах разведывательного отдела 10-й танковой дивизии (Abt. 1c / 10.Pz.Div.) от 26.11.1941 г. имелся и протокол допроса одного из взятых в плен летчиков.

Штурман, лейтенант Иван Григорьевич Брызгачев

 

Текст в переводе:

  1. Лейтенант Брискачов, Иван из Рязани, 21 авиаэскадрилья воздушной связи, был сбит 25.11 западнее Истры, экипаж самолета состоял из двух человек. Он и его товарищ спрыгнули. Где остался второй, он не знает. Сам он был ранен и попал в плен. У них было задание установить, возвращаются ли их войска в Истру и куда они отошли. 2 дня назад они прибыли 3 самолетами, тип Р-5, из Подольска в Москву. Они были устроены на временном аэродроме, примерно в 20 км к югу от  Москвы. Большого количества самолетов он там не видел. К какой части эти самолеты принадлежали, он не  знает. Настроения в части он характеризует, как очень разные, есть люди, которые еще хотят бороться, а есть, которые считают, что положение безвыходное. О настроениях в Москве он ничего не может сказать, так как он там не был.

Воспринятая на слух фамилия летчика – Briskatschow – скорее всего была искажена. Кто он: Иван Брискашов? Прискачев? Вариантов множество… Обратившись к ресурсу ОБД-Мемориал, поисковики просмотрели все варианты гибели летчиков с датой 25.11.1941 (набрав в расширенном поиске «ав. полк 25.11.1941»). И вот, искомый вариант – лейтенант Брызгачев Иван Григорьевич, 1918 г.р., из 606-го легко-бомбардировочного авиаполка (далее — ЛБАП), пропал без вести 25.11.1941 г.

Последующие поиски привели к тому, что Иван Брызгачев находился в шталаге для пленных летчиков на территории Литвы, прошел проверки в учреждениях НКВД. К счастью, после войны смог вернуться к семье.

Но судьба его командира и напарника оборвалась в этом вылете прыжком с парашютом. Кто знает, может быть, когда-нибудь поисковикам под Истрой попадутся останки с пряжками и карабинами. Как видно из протокола допроса штурмана Брызгачева, в ответах он сообщил врагу минимум информации – только то, что можно было узнать из его документов. Никаких данных о своей части, аэродроме базирования, своих командирах он не выдал.

Исследователь Сергей Катков обратился к соответствующим документам. В политдонесении комиссара 606 ЛБП от 26.11.1941 отражены вылеты предыдущего дня:

«…Выполнялось боевое задание командующего Западным Фронтом 15 самолетами. Не вернулось – 6 самолетов (4 R-Z и 2 Р-5).

Крупицы собранной информации сложились в единую картину — командиром экипажа, штурманом которого был Иван Брызгачев, оказался наш соотечественник, младший лейтенант Кудус Айбарович Мензаде, родом из села Сарабуз (нынешнее Гвардейское Симферопольского района).

Фотография и краткие сведения о летчике сохранились в картотеке офицерского состава Центрального архива Минобороны РФ:

Кудус Айбарович Мензаде родился в дер. Тат[арский] Сарабуз под Симферополем в бедной семье крымских татар – крестьян. В 1935 году вступил в ВЛКСМ. По гражданской профессии был актером. В родной деревне у него оставалась жена – Иванова Еп. [Ен.?] Еф. (так в документе). С декабря 1937-го зачислен курсантом в 1-ю военную школу летчиков в Севастополе. Через год, в декабре 1938-го, после присвоения звания младшего лейтенанта,  направлен в 3-ю авиа-эскадрилью 8 АБ АП Белорусского особого военного округа. Позже он переведен в 21-ю отдельную корпусную эскадрилью Западного военного округа (без указания даты). Последняя запись в его послужной карточке:  по спискам 606 ЛБАП не вернулся с боевого задания 25.11.1941. Мензаде Х.А. исключен из списков командного состава ВВС приказом №010 от 15.02.1942.

По восстановленной картине того рокового дня 25 ноября 1941 года, И. Брызгачева доставили в штаб (есть документ, протокол допроса), а К. Мензаде, скорее всего, был застрелен. Видимо, оказал сопротивление. Остались только воспоминания очевидцев, что выпрыгнули два летчика прямо на немецкие позиции.

Работа коллектива поисковиков еще не дошла до своей завершающей точки. В память о советских летчиках К. Мензаде и И. Брызгачеве, совершивших подвиг 25 ноября 1941 года, по инициативе широкого круга общественности, к 9 мая нынешнего, 2019 года, на месте падения советского биплана будет установлен обелиск.

На его открытии будут потомки И. Брызгачева. Организаторам мероприятия очень хотелось, чтобы на этом торжественном мероприятии были родственники К. Мензаде и представители из Крыма. Эта акция будет иметь большое воспитательное значение для наших современников: дань памяти остановившим и повернувшим вспять врага на подступах к Москве.

Выражаем глубокую благодарность всем, кто упорными поисками добравшись до самой сути, раскрыл ранее известные страницы истории – группе поисковиков во главе с Сергеем Катковым, Светлане Бараевой и многим другим участникам поисковой группы, кто своим кропотливым и неутомимым трудом содействовал возвращению исторической памяти.

 

Поиски родственников и близких Кудуса Мензаде в Крыму расходятся по нескольким направлениям:

* Может, в одном из семейных альбомов сохранилась фотография красивого мужчины в военной форме с кубиками младшего лейтенанта, которого звали Кудус Айбарович Мензаде. Он был летчиком и погиб в самом начале войны. Возможно, похоронку в семье так и не получили.

 

* Поиск по месту жительства, но до войны Сарабузом называли не конкретное село или деревню, а достаточно большую территорию, прилегающую к одноименной станции. Она охватывала села Шунук, Рассвет, Спат.

 

* Поиск родственников по фамилии. Семьи тех лет были многодетными. Возможно, пережив войну и депортацию, остались потомки по линии родных, двоюродных братьев и сестер с не очень распространенной в среде крымских татар фамилией Мензаде.

 

* Поиск супруги и детей. Скорее всего, они остались в Крыму, и после депортации она записала их на свою фамилию. Но искать их по одной из самых распространенных фамилий «Ивановы» – легче иголку в стогу сена найти.

 

* Поиск среди сослуживцев — в анкете указано, что его прежняя гражданская профессия — актер. Может, он учился в школе-студии, переросшей в театрально-музыкальный техникум при крымскотатарском драмтеатре, и получил соответствующий документ, удостоверяющий, что он актер?

 

* Может, есть какие-либо данные о его занятиях в одном из симферопольских аэроклубов, где изучали технику полетов, штурманское и парашютное дело, ведь не сразу актер стал летчиком.

 

Надеемся, что поиски хотя бы по одному из этих направлений приведут к определенным результатам.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог


Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/users/a/awebo/domains/goloskrimanew.ru/wp-content/themes/gk/sidebar-single_npaper.php on line 65