31 октября в Бахчисарае, в Крымском историческом музее-заповеднике, прошла II Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы истории крымских татар», посвященная памяти крымского хана Менгли-Герая. Участники научного форума обсуждали темы изучения истории Крыма (особенно периодов Золотой Орды и Крымского ханства), культуры и языка крымских татар, вопросы сохранения на полуострове памятников историко-культурного наследия.
Планы и перспективы
Лучшего места для форума, посвященного памяти хана Менгли-Герая (в этом году исполнилось 500 лет со времени его смерти), трудно было бы найти. Для участников и гостей научной конференции свои двери распахнул Крымский исторический музей-заповедник. Расположенный в историческом здании, построенном И. Гаспринским для Зынджырлы медресе, музей находится посреди построенного ханом комплекса Девлет-Сарай, включающего в себя сохранившиеся до наших дней старое здание Зынджырлы медресе и усыпальницу, в которой похоронены сам Менгли и его отец Хаджи-Герай.
Работа научного форума началась с приветственных выступлений руководителей и представителей учреждений, выступивших организаторами конференции — директора Крымского исторического музея-заповедника Гуливера Альтина, директора Института истории им.Ш.Марджани Рафаэля Хакимова, руководителя Крымского научного центра Эльдара Сейдаметова, заведующего кафедрой истории КИПУ Эмиля Сейдалиева, руководителя Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М. Усманова Ильнура Миргалеева.
Представитель «канцелярии главы российского императорского дома Романовых» Владислав Пилькевич в своем выступлении заверил собравшихся, что «российский императорский дом» хранит добрую память о крымских татарах «как о верных сыновьях и дочерях Отечества». Он зачитал приветственное обращение проживающей в Мадриде «главы императорского дома великой княгини» Марии Владимировны к участником конференции. Княгиня отметила вклад крымских татар в борьбу с нацизмом и назвала депортацию 1944 г. актом вопиющей несправедливости и варварства.
Г. Альтин в своем выступлении рассказал, что основанный им частный Крымский исторический музей «Ларишес» получил в российском правовом поле статус частного учреждения культуры — Крымский исторический музей-заповедник. Он анонсировал создание в Крыму центра по исследованию исламского наследия полуострова. Г.Альтин также сообщил о работе по созданию филиалов музея и его представительств как в самом Крыму, так и за его пределами. В частности, в Симферополе должен появиться музей калги-султана, открытие которого было на время отложено по организационным причинам.
Р.Хакимов презентовал новые книги, изданные Институтом истории им. Ш. Марджани — очередной том истории татар, посвященный истории государств, образовавшихся после распада Золотой Орды (в том числе и Крымскому ханству), а также книгу работ турецкого историка татарского происхождения Агдаса Курата. Завершилась вступительная часть торжественным подписанием договора о сотрудничестве между Крымским историческим музеем-заповедником и Институтом истории им. Ш. Марджани.
«Шло нашествие на Европу и они точно знали, что идут татары»
С основным докладом на конференции выступил Р. Хакимов. Его речь была посвящена истории этнонима «татары» — вопросу весьма интересному и сложному, вокруг которого существует много мифов и до сих пор в научных спорах ломается немало копий.
Упоминания о татарах встречаются еще в Орхонских надписях, оставшихся от существовавшего в VIII веке нашей эры Тюркского каганата. Упоминаемые в надписях племенные союзы «отуз-татар» и «докъуз-татар» были значимой политической и военной силой, они воевали с принцем каганата Кюль-тегином. В дальнейшем татары активно участвовали в развитии дипломатических отношений Тюркского каганата с Китаем. Татары жили на огромных пространствах — от Татарского пролива до Дуная. Здесь они перемещались, перемешивались, создавали государства. Большую роль в их жизни играл Великий шелковый путь.
«Китайцы называли татар та-та или да-да, поскольку звука [р] нет в китайском языке. Но они воспроизводили самоназвание «татар». Это очень важно потому, что иногда у нас исследователи пишут, что так китайцы обзывали татар», — говорит Р.Хакимов. В дочингизхановскую эпоху выделялись три основные группы татар — белые татары (земледельцы, жившие за Великой Китайской стеной в Ганьсу, участвовали в торговле на Великом шелковом пути), черные татары (кочевники, обитавшие в степях современной Монголии, еще до появлении самих монгол, по утверждению Р. Хакимова, Чингизхан происходил как раз из черных татар) и дикие татары, жившие охотой в Южной Сибири.
Численность татар росла довольно активно. Когда вокруг какого-либо старейшины появлялась крупная группа людей, она выделялась в племя, которое получало новое имя. Назывались племена по-разному — Алчин, Чаган и др. Зачастую приставка татары опускалась и получалось как-будто это новый народ. Но когда они вновь объединялись в союзы, то снова брали материнское имя. И тогда появлялись докъуз-татар, то есть девять татарских племен, или отуз-татар — тридцать татарских племен.
«Всегда надо иметь в виду, что на самом деле эти названия племен не означают, что это совсем отдельные народы. Из-за этого получается путаница с кипчаками. О них говорят, что это был великий в свое время народ, ставший основой и для узбеков, и для казахов, и для татар, и т. д. А потом он исчез. Но народ так просто не исчезает. Тем более тот, который имел государство, знаменитый Дешт-и-Кипчак. Как он мог так просто исчезнуть без следа? Вот марийцы живут рядом с Казанью уже тысячу лет и никуда не исчезли, не растворились, не ассимилировались. Куда же делись кипчаки? На самом деле это то же татарское племя, которое доминировало в определенный век, но когда оно себя исчерпало, то снова растворилось в своем материнском этносе, вернувшись к самоназванию «татар», — полагает Р.Хакимов.
В дальнейшем Золотая Орда как великое государство с мощной культурой и экономикой, общим языком ассимилировала и переварила, как котел, много народов, и возник средневековый татарский народ. Термин же монголо-татары — «мэнда» появился в китайских летописях после прихода к власти Чингизхана. В этом понятии «мэн» — означает монголов как династию, а не как этнос, а «да» — это татары. Имеется в виду татарский народ, возглавляемый династией Чингизхана. Р. Хакимов при этом отверг распространенное мнение об истреблении Чингизханом татар. По его мнению, в тюркской традиции не было физического уничтожения противника. Истребление означало, что убивали лидеров, а остальное племя раздавали по другим племенам, и оно и его имя исчезало. Истребление имеется в виду в этом смысле. При этом в том же «Сокровенном сказании» через несколько параграфов после сообщения об истреблении татар говорится, что Чингизхан взял в жены двух татарок.
«Иногда ученые говорят, что европейские или китайские летописцы плохо знали татар, поэтому их с кем-то перепутали. Но это мало вероятно. Китаю татары всегда угрожали и император должен был точно знать, с кем он имеет дело. Как подкупить народ, как с ним воевать, строить экономические отношения. Так же с европейцами. Шло нашествие на Европу и они точно знали, что идут татары», — заявил ученый.
С распадом же Золотой Орды складываются новые этнонимы.
Крымские ханы и их амбиции
Г.Альтин свой доклад посвятил теме распада Золотой Орды. Большое внимание он уделил событиям 1502 года, когда крымский хан Менгли-Герай победил последнего хана Большой Орды Шейх-Ахмата, после чего, как принято считать, Орда окончательно прекратила свое существование, а Крымское, Казанское, Астраханское ханства продолжили существование как независимые государства. По мнению же Г. Альтина, события развивались несколько иначе.
Ссылаясь на анализ многих документов ханской канцелярии и ее переписку с Великим княжеством Московским и западноевропейскими государствами, он отметил, что понятие Крымское ханство в них практически отсутствует. Официально Менгли-Герай именовал себя «Великим ханом, великой Орды и падишах Дешт-и-Кипчака». На европейские языки ханский титул переводился как император, продолжая традиции Золотой Орды.
После победы над Шейх-Ахматом «Гераи считали, что являются ханами всей орды. Соответственно, продолжали борьбу за сохранение этого государства, это видно из исторических событий. Единственное, что в их понятиях изменилось — это перенос центра столицы Сарая. И здесь уже в 1502 году появляется не дворец Кырк-Ер, а Девлет-Сарай. Предполагаю, что сарай имелся в виду не только как дворец, но и как некий политический центр», — заявил Г.Альтин.
Но среди различных татарских орд главенство Гераев так и не было окончательно признано. На протяжении последующих 150 лет Гераи боролись за то, чтобы их признали ханами Великой Орды. Представителям Гераев удалось на некоторое время воцариться в Казани и Астрахани. Гераи считали себя лидерами всех татар, поэтому в их титулатуре часто встречается выражение «бесчисленные татары». После завоевания Иваном Грозным Поволжья они пытались отвоевать его обратно. В конце XVI века, после осознания бесперспективности этой борьбы, в их титуле появилось упоминание престольного Крыма.
Доклад Г.Альтина дополнили выступления преподавателя КИПУ Рефата Абдуджемилева о титулах крымских ханов, и старшего научного сотрудника Института истории им.Ш. Марджани Булата Рахимзянова о месте Касимовского ханства в отношениях Великого княжества Московского и Крымского ханства.
В дальнейшем работа конференции продолжалась в секциях. Был зачитан целый ряд докладов по различным вопросам истории Крыма, перспективах развития туризма на полуострове. В рамках форума прошел также круглый стол, посвященный царице Нур-Султан, жене крымского хана Менгли-Герая и матери казанских ханов Абдул-Лятифа и Мухаммед-Эмина.
Завершая работу конференции, Р. Хакимов напутствовал крымских ученых, призвав их думать о реализации масштабных задач. «Если не будет мегапроекта, вас не заметят», — заявил он, приведя в пример масштабное празднование в 2005 году тысячелетия Казани. «Пока мы не провели тысячелетие, о нас говорили, что ученые суетятся, ну и пусть суетятся. А после тысячелетия сказали: да, ученые нам нужны. Поэтому, чтобы ученых заметили, нужен мегапроект, а это возможно с учетом потенциала, который есть в Крыму».
Круглый стол о проблеме самоназвания народа
В рамках конференции 30 октября в Крымском инженерно-педагогическом университете прошел круглый стол, посвященный теме самоназвания крымскотатарского народа. Не секрет, что на протяжении последних двух десятилетий в крымскотатарском сообществе ведутся активные дискуссии на эту тему. Ряд общественных деятелей выступает за переименование народа в крымцы, активно пропагандируя свою точку зрения. О том, насколько обоснованы подобные намерения и что они могут повлечь за собой, говорилось в ходе круглого стола, участие в котором приняли историки, филологи, журналисты и общественные деятели.
Сотрудник Крымскотатарского музея историко-культурного наследия Шефика Абдураманова свой доклад посвятила теме самоназвания народа в национальной литературе. Она привела целый ряд примеров из средневековой крымскотатарской литературы, произведений Номана Челебиджихана, Джемиля Керменчикли, Амди Гирайбая, Шевки Бекторе, Бекира Чобан-заде, где авторы называют себя и свой народ татарами.
«Не имя красит человека, а человек красит имя. И смотря от того, какое мы содержание в него внесем, так оно и будет звучать. А слова крымский татарин, с которыми мы прошли самые трудные годы депортации и возвращения, для нас это слово стало священным. Поэтому искать какой-то другой этноним — это значит отрекаться от своих корней».
Заведующий кафедрой истории КИПУ Эмиль Сейдалиев в своем выступлении рассказал о том, как о крымских татарах писали средневековые путешественники, посещавшие полуостров. И Сигизмунд Гербенштейн в «Записках о Московии», и литовский автор Михалон Литвин в сочинении «О нравах татар, литовцев и москвитян», и посол польского короля Мартин Броневский в «Описании Татарии», и французский инженер Гийом Боплан в описании Украины и ее соседей, и турецкий путешественник Эвлия Челеби именуют население татарами. В заключение Э.Сейдалиев заявил о необходимости продолжать исследования средневековой истории Крыма. Большое значение имеет введение в научный оборот документов Крымского ханства. Именно они могут пролить больше света и на вопрос круглого стола.
«Вы знаете закон Ньютона о том, что сила действия равна силе противодействия, — отметил в своем докладе доктор исторических наук Владимир Поляков. — Запрещали народу называться крымскими татарами и как естественная реакция возникла тяга — «нет, мы крымские татары»… Прошло 20 лет, ситуация изменилась. И все чаще на вопрос: «Кто ты?» я слышу ответ: «Мусульманин». Вы знаете, появился новый вектор. Быть может, через несколько лет в этом зале будет сидеть новый человек из Казани в роли ректора. И, возможно, тогда вы постепенно станете татарами, живущими в Крыму, а не крымскими татарами. Не знаю, печальная или хорошая перспектива».
Кандидат исторических наук Эльвина Сеитова в своем докладе рассказала об исследованиях крымских татар российскими востоковедами конца XVIII — начала XX века (П. Кеппен, В. Кондараки, О. Ретовский. Н. Полонская-Василенко, С. Паллас. В. Григорьев, В. Гордлевский и многие другие писали о крымских татарах). Было опубликовано много работ по этнографии Крыма. В своих работах они употребляли этноним «татары», но по мере изучения все больше употреблялся этноним «крымские татары».
Сотрудник Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия Гульнара Сичаева в своем выступлении осветила вопрос о самосознании крымских мурз. Изученные ею в архиве родословные ряда родов свидетельствуют о том, что крымские беи и мурзы идентифицировали себя как татар.
Редактор газеты «Янъы дюнья» Зера Бекирова рассказала о болгарской диаспоре крымских татар.
Председатель Союза крымскотатарских писателей Риза Фазыл высказал свое видение того, когда и как крымские татары сформировались как народ. Он посетовал, что происхождение крымских татар ошибочно связывают с появлением в Крыму монголо-татар. Как полагает Р. Фазыл, пришедшие в Крым в конце Х века кипчаки ассимилировали местное население. Сложилась этническая общность с единым языком, культурой и религией — исламом. Он также рассказал о литературных произведениях, оставшихся с половецкого периода.
Главный редактор газеты «Голос Крыма new» Эльдар Сеитбекиров проследил самоидентификацию коренного народа Крыма на страницах газеты «Голос татар» 1917 года. I Курултай принятыми документами четко обозначил народ как крымские татары.
Кандидат философских наук Надир Бекиров, имея богатейший опыт работы в международных организациях, говорил о неминуемой катастрофе в случае изменения самоназвания народа, так как весь мир знает нас как крымских татар.
Ведущим мероприятия был кандидат социологических наук Рефик Куртсеитов, озвучивший доклад на тему: «Использование этнонима «крымский татарин» в послевоенный период: государственные акты, научная и образовательная сферы».
В ходе последовавшего обсуждения участники круглого стола приняли резолюцию, текст которой мы приводим ниже.
Участники конференции у Дюрбе хана Хаджи Герая
Р. Хакимов и Э. Сейдаметов
Круглый стол в КИПУ
Резолюция
круглого стола на тему «О проблеме самоназвания крымских татар», состоявшегося в рамках II Международного научного форума «Актуальные проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия Крыма»
30 октября 2015 г., г. Симферополь
Обсудив вопрос об отражении самоназвания крымскотатарского народа в различных источниках, связанных с его историей и различными сторонами жизни на протяжении нескольких веков, включая крымскотатарскую художественную литературу, свидетельства средневековых путешествеников и дипломатов, посещавших Крым, исследования крымских востоковедов и зарубежных ученых, самоидентификацию средневековой крымскотатарской аристократии, крымскотатарскую общественно-политическую публицистику и наследие 1-го Курултая крымскотатарского народа в 1917 году, известные факты из этногенеза крымских татар, дискуссии, имевшие место в крымскотатарской диаспоре, название народа, употребляемое современными международными организациями, участники конференции пришли к следующим выводам:
- Этноним «крымские татары», наиболее распространенный, известный и широко употребляемый к настоящему времени как самим народом, так и внешними наблюдателями, является одновременно и его собственным названием/самоназванием, сложишимся в ходе его становления, как этноса и нации, впитавшим в себя сложный процесс этногенеза из различных этноконфессиональных и расово-антропологических групп, проживавших на территории Крымского полуострова и в прилегающих регионах в различные исторические периоды.
- Этноним «крымские татары» не является названием, навязанным крымскотатарскому народу извне путем военного, политического или морального давления. Его появление, а впоследствии распространение и принятие самим народом присходило в ходе сложного, но последовательного процесса возникновения, укрепления и развития новой этнонациональной идентичности крымских татар, пришедшей и органично заместившей прежние родоплеменные, локальные и архаичные/реликтовые идентичности этнических групп, объединенных как совместным проживанием, так и общностью их исторической судьбы и национальных интересов, послуживших, в свою очередь, основанием возникновения общего крымскотатарского языка и культуры с сохранившимися локальными и историческими особенностями, что присуще практически любым национальным культурам и языкам.
- Искусственно навязываемая крымскотатарскому народу дискуссия о его якобы неверном самоназвании не основана на сколько-нибудь достоверных, документально закрепленных, проверяемых или прошедших научный анализ фактах, свидетельством чему является и постоянный уход под разными предлогами сторонников такого взгляда от открытой научной дискуссии, несмотря на многочисленные предложения ее провести, и одновременно использование ими методик манипулирования общественным сознанием через средства массовой информации и высказывания отдельных политических и общественных деятелей, в том числе из числа людей, практически ничего не знающих об истории и культуре крымских татар, особенно в контексте их тюркской составляющей. При этом многие вопросы, связанные с этногенезом и дальнейшим развитием крымскотатарского народа, остаются к настоящему моменту недостаточно изученными и предполагают как дальнейшие исследования, так и ответственную, открытую и честную научную дискуссию во имя установления исторической истины и служения интересам самого народа.
В связи с изложенным участники круглого стола обращаются ко всем, кто заинтересован в развитии исторического знания о происхождении, идентичности, языке и культуре крымскотатарского народа, принять участие в дальнейших научных исследованиях, популяризации и введении в образовательную систему, а также в общественный дискурс, включая международный, знаний о крымскотатарском народе, опирающихся на объективный, научно выверенный подход, максимально свободный от политической или персональной конъюнктуры.
comments powered by HyperComments